Концеция контроллинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:52, реферат

Описание работы

Контроллинг – новоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования, контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.
В современной экономической литературе приводится достаточно много разнообразных определений контроллинга.

Работа содержит 1 файл

Тема 1.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

 

КОНЦЕЦИЯ контроллинга.

Контроллинг – новоя новая система управления, созданная для решения задач современного менеджмента. Это интеграция учета, анализа, планирования, нормирования,  контроля в единую систему получения, обработки, обобщения информации и принятия на ее основе управленческих решений.

В современной экономической  литературе приводится достаточно много  разнообразных определений контроллинга.

1. Контроллинг  – руководящая концепция эффективного  управления фирмой и обеспечения  ее долгосрочного существования. (Э.Майер).

2. Контроллинг  – система управления ( Рудольф Манн)

3. Контроллинг  – функция в поддержку менеджмента  (Р.Герсне)

4. Контроллинг  – управление прибылью (П.Хорват)

5.Контроллинг  – управление достижением конечных целей предприятия»

В определении контроллинга можно выделить три составляющие:

1. Философская

Контроллинг – это  философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное  использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.

2. Функциональная

Контроллинг – ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие система информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства предприятия по достижению целей, обеспечивающая реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам посредством измерения ресурсов и результатов деятельности.

3. Организационная

Контроллинг – структурное  подразделение предприятия, осуществляющее функции контроллинга, определенные положением о службе и должностными инструкциями

Контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов

Главными компонентами концепции контроллинга являются:

    1. Философия доходности - ориентация на эффективную работу организации в относительно долгосрочной перспективе.
    2. Поддержка цикличности функций управления (планирование→контроль→принятие корректирующих решений).
    3. Создание информационной системы – ядро контроллинга (позволяет создать единое информационное пространство)

Сегодня контроллинг – основной поставщик информации для руководителей, реализующих цикл управления: определение целей→ декомпозиция и формализация целей через систему показателей→ планирование мероприятий и бюджетирование→ исполнение плановых мероприятий→контроль показателей и анализ отклонений→принятие управленческих решений.

Основное предназначение контроллинга - предупреждение возникновения кризисных ситуаций.

Необходимость появления  на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно  объяснить следующими причинами:

1.Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием, а именно:

- смещение акцента с контроля  прошлого на анализ будущего;

- увеличение скорости реакции  на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;

- необходимость в непрерывном  отслеживании изменений, происходящих  во внешней и внутренней средах  предприятия;

- необходимость продуманной системы  действий по обеспечению выживаемости предприятия и предотвращении кризисных ситуаций.

2.Усложнение систем управления  предприятием требует механизма  координации внутри системы управления.

3. Информационный бум при недостатке  существенной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления.

    В настоящее время выделяют две концепции: американскую и немецкую. По немецкой концепции центральные задачи контроллинга включают в себя решение проблем внутреннего учета во всех формах  (документальной, плановой и контрольной). Американская включает в себя еще и задачи внешнего учета, анализа и оценки.

В общих чертах эволюция контроллинга за рубежом проходила  в 4 этапа:

1 – ликвидность, имущество

2 – прибыль

3 – потенциал

4 – видение и миссия компании

В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 90-х годов, когда в экономике страны окончательно закрепились рыночные принципы хозяйствования.

Основные этапы развития контроллинга в России:

1991-1995гг. – контроллинг отождествляется с учетом затрат;

1996-1997гг. – учет затрат и результатов;

1998-2000гг. – бюджетирование, оперативное планирование и управление затратами

С 2000 – информационный сервис для руководства

В 2000г. В России создано НП «Объединение контроллеров»

Сложившиеся концепции контроллинга делятся на три группы:

  1. Контроллинг понимается как функция, интегрированная в систему бухгалтерского учета
  2. Концепция контроллинга основанная на приоритетной ориентации контроллинга на обеспечение служб менеджмента информацией, необходимой для принятия решений.
  3. Концепция контроллинга, ориентированная на управление с акцентом на координацию, или планирование и контроль

Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей.

Функции контроллинга зависят  от многих обстоятельств, однако практика предприятий (в которых созданы  службы контроллинга), позволили идеально представить перечень функций и задач контроллинга.

  1. Учет:
  2. Планирование:

3) Контроль  и регулирование:

4) Информационно-аналитическое  обеспечение:

5) Специальные  функции (специальные исследования, определяющие состояние и тенденции развития предприятия):

Приведенный перечень функций  и задач контроллинга позволяет  четко представить себе сферу  его применения. Объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит в основном от следующих факторов:

  1. Экономического состояния организации.
  2. Понимание руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга.
  3. Размера организации (численность занятых, размер производства).
  4. Уровня диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции.
  5. Сложившегося уровня конкурентности.
  6. Квалификации управленческого персонала
  7. Квалификации сотрудников службы контроллинга

    Философия контроллинга определяется деятельностью по изучению функционирования организации, его текущих и перспективных шансов. Реализация этой деятельности основывается на четырех принципах: движения и торможения; своевременности; стратегического сознания; документирования.

  1. ПРИНЦИП ДВИЖЕНИЯ И ТОРМОЖЕНИЯ. Для обеспечения длительного и устойчивого существования организации необходимы ее рост, развитие и, как следствие, стабильное получение прибыли. Данный принцип в контроллинге создает объективные условия для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного и эффективного в практику конкретной организации с учетом специфики и возможностей.
  2. ПРИНЦИП СВОЕВРЕМЕННОСТИ. В условиях динамично развивающегося рынка руководству для принятия решений необходимы постоянно обновляемые данные как о внешней, так и внутренней среде, результаты их анализа. Способность организации к своевременному реагированию на рыночные изменения зависит от временного интервала между возникновением шанса или риска и конкретным действием руководства, а также от затрат времени на изменение плана и внедрение новинки. Чем продолжительнее этот интервал и велики затраты времени, тем вероятнее потери прибыли.
  3. ПРИНЦИП СТРАТЕГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ. Данный принцип реализуется только тогда, когда любое решение и действие оценивается в первую очередь с позиций его соответствия стратегическим программам.
  4. ПРИНЦИП ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ. Его целью является создание условий для проверки: соблюдались ли цели и задачи стратегического контроллинга в действительности. Данные условия должны быть представлены в письменном сообщении с предварительной оценкой их значимости. Благодаря принципу документирования решения по оперативным вопросам принимаются с учетом стратегической позиции фирмы, стимулируя тем самым первоочередную реализацию стратегических целей.

 

Миссия Контроллинга

   «Контроллеры  организуют и сопровождают процесс  постановки целей, планирования  и управления, неся тем самым  соответственность за достижение целей».

   Практический  опыт реализации функциональности  контроллинга находит отражение в рамках миссии контроллера, обобщающей функциональные задачи контроллера:

    • обеспечение прозрачности результатов, финансов, процессов и стратегий, способствующее достижению более    высокой эффективности;
    • координирование подцелей и подпланов в рамках единого целого и организация системы внутрифирменной отчетности;
    • выстраивание процесса постановки целей, планирования и управления для ориентации сотрудников, принимающих решения, на цели организации;
    • обеспечение сбора необходимых данных и информации;
    • создание и обслуживание контроллинговых систем.

 

 

    Для дальнейшего развития и совершенствования системы контроллинга и преодоления конфликтов между функциональными подразделениями необходимо организовать обучение сотрудников. Важно повысить привлекательность контроллинга, его основные идеи должны принять все сотрудники. Это позволит реализовать идеи самоконтроллинга, функционирующего без постоянного вмешательства специального подразделения, занимающегося контроллингом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Концеция контроллинга