Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:56, доклад
Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давление на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. Но на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ПОРТЕРА - ЛОУЛЕРА
Человек осуществляет определенные
действия в соответствии с давление
на него совокупности внутренних и
внешних по отношению к нему сил.
Совокупность этих сил, называемая мотивацией,
вызывает у людей далеко не одинаковую
реакцию. Поэтому невозможно однозначно
описать процесс мотивации. Но на
основе эмпирических исследований было
разработано несколько
У одного и того же человека
не может быть всегда одна и та же
мотивация, жизнь постоянно меняется
и личность, и связанная с ней
мотивация как система
Одной из основных процессуальных теорий мотивации является модель Портера-Лоулера, которая представляет собой комплексную теорию, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости.
Следует согласиться с приведенным утверждением по модели Портера-Лоулера в той части, что мотив завершается действием устранения побудительной причины или нужды, принявшей специфическую форму потребности в труде. Однако, известно, что мотив как внутреннее побуждение к действию связан с внешнем побудительным воздействием и отражает его. В модели Портера-Лоулера связь с внешними побудительными факторами представлена лишь схематично. Также недостаточно четко составлена графическая часть модели. Поэтому менеджер, анализируя мотивацию в соответствии с моделью Портера-Лоулера не может достаточно полно оценить направленность личности на выполнение работы с достаточным «усилием» или эффективность трудовых действий.
В модели Лаймана Портера и Эдварда Лоулера учтено пять элементов, определяющих процесс мотивации: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Процесс мотивации по этой модели (см. рис.1, табл. 1) определяет три фактора: усилия, способности и характерные особенности человека, осознание человеком своей роли в процессе труда.
Уровень затрачиваемых усилий зависит от ценности вознаграждения и уверенности работника в том, что вознаграждение зависит от затрачиваемых усилий. При достижении заданных результатов работник осознает значимость работы и одобрительно оценивает эту результативность, то есть внутреннее поощряет (вознаграждает) себя за работу. Также он ожидает вознаграждение внешнее со стороны руководителя. При этом на рисунке пунктирная линия означает, что вознаграждение связано с результатами деятельности другого участника организации, выдаваемыми вознаграждениями (ему), а также иными участниками, повлиявшим на общие показатели работы организации. Связь результата и ожидаемого справедливого вознаграждения обозначена штрихпунктирной линией.
Рис.1 - Модель процессуальной теории мотивации Портера-Лоулера
Таблица 1 – Содержание элементов(блоков) модели
Блоки модели |
Назначение |
|
Восприятие сотрудниками справедливости вознаграждения и его соответствия ожиданиям |
|
Ожидание определенного вознаграждения за конкретные усилия |
|
Конкретные усилия, прилагаемые сотрудником в ожидании определенного вознаграждения |
|
Квалификация, навыки, предрасположенность и другие личные качества сотрудника, определяющие его возможности при выполнении определенной работы |
|
Основание сотрудником своей роли в процессе труда |
|
Определяются усилиями, способностями и ролью сотрудника |
|
Чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения |
|
Похвала руководителя, премия, продвижение по службе |
|
Восприятие сотрудником внешнего вознаграждения как справедливого с учетом его усилий и результатов |
|
Результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости |
Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что думает на сей счет большинство менеджеров. Они находятся под влиянием ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде или, говоря другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности.
Исследования подтверждают точку зрения Портера и Лоулера на то, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. В итоге теория Портера-Лоулера внесла основной вклад в понимание мотивации. Она показала, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Она показывает также, насколько важно объединить такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувязанной теории мотивации.
Установлено, что только при наличии определенных условий рост заработной платы стимулирует повышение производительности труда. Первое из них состоит в том, что люди должны придавать заработной плате большое значение. Второе заключается в том, что люди должны верить в существование четкой связи между заработной платой и производительностью и в то, что увеличение производительности обязательно приведет к росту заработной платы. Очевидно, что для персонала желательно наличие связи между зарплатой и достигаемыми трудовыми результатами. Исследования показали, что хотя большинство менеджеров и провозглашают свою приверженность оплате труда по конечному результату, на практике они компенсируют затраченные работником усилия в соответствии со стажем и проведенным на работе временем, а вовсе не по характеристикам достигнутых результатов.
Для того чтобы установить взаимосвязь между заработной платой и достигаемыми в итоге трудовой деятельности результатами, Э. Лоулер предложил следующее объяснение. Заработная плата любого работника может быть разбита на три компонента. Одна часть зарплаты выплачивается за выполнение должностных обязанностей, и все, кто выполняет в данной организации аналогичные обязанности, получают за это одинаковое вознаграждение. Вторая часть заработной платы определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни. Все сотрудники фирмы получают эту часть заработной платы, но ее величина автоматически регулируется. Наконец, выплата третьей части варьируется для каждого работника, ее величина определяется достигнутыми им результатами в предшествующий период. Плохой работник скоро увидит, что эта часть его заработной платы минимальна, а хороший поймет, что у него она, по крайней мере, столь же велика, сколь первые две части вместе взятые. Эта третья часть не будет, однако, автоматически нарастать. Из года в год она может меняться в зависимости от результатов, достигнутых работником в предшествующем году. Увеличение оклада может происходить только в связи с изменением масштабов ответственности, возлагаемой на работника, выслуги лет и ростом стоимости жизни. Реально заслуженная и заработанная конкретным человеком часть заработной платы может меняться и весьма резко, так что если результативность труда работника падает, то упадет и заработная плата посредством уменьшения ее переменной части. Смысл этой системы состоит прежде всего в увязывании заработной платы работника с результатами в текущий период. Таким образом, производительность "влечет за собой большие изменения в оплате". Ценность какого-либо вида деятельности и ценность человека, работающего в этой должности, - две совершенно разные вещи, хотя и взаимосвязанные между собой.