Коммуникативные барьерв

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:52, реферат

Описание работы

Коммуникативные барьеры
Для людей нет более ответственной задачи, чем развивать конструктивное общение. Однако на практике общение зачастую прерывается, осуществляется порой и в деструктивной форме, без взаимопонимания. Выше мы идентифицировали такие элементы общения, как «отправитель», «кодирование», «сообщение», «среда», «декодирование», «получатель», «обратная связь». Если в этих элементах каким-либо образом присутствуют помехи, то полной ясности и понимания не происходит. Причиной этого являются разнообразные барьеры в общении, такие, как компетентность, избирательное слушание, оценочные суждения, достоверность источника, фильтрование, внутригрупповой язык, различие статуса, давление времени, перегрузка общения.

Работа содержит 1 файл

Коммуникативные барьеры.docx

— 34.89 Кб (Скачать)

 

Фонетическое непонимание  может быть незначительным (например, в произношении слов) или полным. Полное непонимание возникает тогда, когда с нами говорят на непонятном нам иностранном языке. Неполное непонимание будет тогда, когда  собеседник говорит очень быстро, невнятно, скороговоркой, с акцентом, шепелявя и т. п. и по этой причине  его речь трудно воспринимается. Для  его смягчения бывает эффективна пауза — в нужный момент и в нужном месте. Паузы прерывают поток речи. Они также выполняют психологические функции: усиливают внимание, подчеркивают сказанное и помогают сделать передышку.

 

Фонетический коммуникативный  барьер возникает и тогда, когда  говорящий резко повышает голос. Специалистами в области общения  доказано, что если человеку что-либо объяснять на повышенных тонах, то понимание почти сразу же будет заблокировано. Причем чем чув¬ствительнее собеседник, тем чаще и быстрее это проявляется. Это происходит потому, что внимание человека, на которого направлен поток возмущенных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а на отношении к нему говорящего. В результате (в качестве защитной реакции) происходит сдвиг внимания. Он блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные собеседнику, не осознаются им, понимание заблокировано.

 

В подобной ситуации целесообразнее, например, сказать: «Если вы будете говорить спокойно, я лучше вас  пойму». Эта фраза антипровокационная, так как не вызывает ответную агрессивную реакцию собеседника, а помогает ему перестроиться и корректно объяснить свою проблему. Вообще тон голоса имеет большое значение для понимания контекста.

 

Делая те или иные ударения, расставляя разные акценты, мы можем  изменить содержание мысли. Кроме этого  для эффективного общения важны  правильные частотные характеристики голоса и тональности речи. Каждый знает, как утомительно слушать  человека, говорящего слишком высоким  или слишком низким голосом.

 

Большую роль играет также  скорость речи. Разница между темпом речи говорящего и скоростью ее обработки слушающим бывает крайне велика. Слишком замедленная речь, «застревание» на отдельных словах, заикание — раздражают, а слишком быстрая речь затрудняет восприятие.

 

неразборчивая дикция, плохая артикуляция (например, говорит, не открывая рта, стискивает зубы, присвистывает, пришептывает). Мешают восприятию также назализации — негативные околоречевые проявления: смешки, хныканье, шепот, вздохи, стон, икота, зевота, звуки-разделители — «хм-м-м», «э-э-э-э» и слова-паразиты — «это», «так сказать», «понимаете», «ну», «вот», «как бы». По мнению многих специалистов, ошибки в произношении слов, в постановке ударений, слова-паразиты, которые характеризуют общий уровень культуры чело¬века, режут слух и служат значительным барьером в общении.

 

Таким образом, чтобы  преодолеть фонетический коммуникативный  барьер непонимания речи, участникам взаимодействия необходимо как можно  больше работать над собой, задумываясь  над тем, как произнести слова  и фразы, как грамотно расставить акценты, ударения, как выбрать необходимый  темп и тембр речи.

 

Кроме описанных выше типичных коммуникативных барьеров, мешающих эффективному восприятию информации, существуют и другие: это психологические  барьеры — установки, психологической  защиты, характера.

 

Барьер установки. Собеседник может обладать негативной установкой по отношению к организации, представителем которой вы являетесь, или лично  к вам. При наличии неприязни  со стороны собеседника, следует  отнестись к ней как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда  несправедливое отношение или неадекватное поведение партнера не будет вас  задевать, а вскоре оно и вовсе  исчезнет, так как ваши дела и  поступки заставят партнера изменить свое мнение.

 

Барьер психологической  защиты. Выстраиваемая психологическая  защита — один из серьезных барьеров общения. Быть может, ваш равнодушный, неприветливый, неразговорчивый или  агрессивный, взвинченный, напряженный  собеседник нуждается в понимании, в том, чтобы его выслушали  и поняли. Осознав, что барьер в  общении с неудобным партнером  вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности  в общении с таким человеком  исчезнут.

 

Барьер характера. У  каждого человека свой характер, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта  или дискомфорта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента достаточно часто бывают неудобными собеседниками.

 

Личностно-психологические  барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, могут определяться также разной системой ценностей, негативными  установками друг против друга и  предубеждениями. Неумение слушать  и управлять эмоциями, неэстетичный внешний вид собеседника —  все это может порождать психологические  барьеры, которые могут возникать  до начала взаимодействия (неприятное первое впечатление), во время контакта (неадекватная реакция, неприятная мимика и пр.) и после завершения общения (негативное впечатление от встречи  или от разговора).

 

 

 

 


Информация о работе Коммуникативные барьерв