Коммуникативное пространство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:22, доклад

Описание работы

Невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители для достижения определенной цели, требует эффективного обмена информацией, т.е. коммуникаций. Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации. Если вдруг перекрыть потоки сообщений в организации, то она прекратит свое существование.

Работа содержит 1 файл

Статья коммуникации.doc

— 43.00 Кб (Скачать)


КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Лама М.К.

Научный руководитель: Шагдурова Э.А.

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»

 

Невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители для достижения определенной цели, требует эффективного обмена информацией, т.е. коммуникаций. Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации. Если вдруг перекрыть потоки сообщений в организации, то она прекратит свое существование.

Коммуникация (единовременный акт) — это процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего. Коммуникация (коммуникационный процесс) — это обмен информацией между сторонами. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, поступающей к потребителю посредством обмена, общения.

Коммуникативное пространство мы можем представить себе в виде карты, где есть места облегченного прохода коммуникации и места, где существуют точки сопротивления, куда коммуникация проникает с трудом.

Коммуникативное пространство организации в такой среде должно органично совмещать устойчивость и динамизм, управляемость и спонтанность, новый и предыдущий опыт и не может быть ограничено только внутренней структурой организации. Однако коммуникативное пространство руководителя - это, в первую очередь, сотрудники организации и их социокультурное содержание: социальные нормы, ценностные ориентации, этические взгляды, эталоны поведения, уровни бытовой воспитанности, творческая атмосфера, стили руководства и т.д. Линия поведения в организации как руководителей, так и подчиненных определяется типичными представлениями (стереотипами) о том, что представляет собой экономически активная личность.

     Коммуникативная структура организации, социальных групп - довольно сложное явление, которое до сих пор является предметом исследований. Формирование, изучение и оптимизация коммуникативной структуры — важнейшая задача менеджмента организации. Организация коммуникаций — главная сфера успешной деятельности предприятия. Эффективно работают руководители, умеющие создавать коммуникативное пространство.

Первоосновой организационных коммуникаций являются прежде всего технологические взаимосвязи, т.е. взаимодействие рабочих мест в производственном и трудовом процессе [1]. Вторым надстроечным компонентом оформления коммуникаций является организационная структура управления[2], имеющая множество разновидностей и подразделяемая на «жесткие» и «мягкие». Коммуникативное пространство может быть организовано как «команда боевого корабля», где максимальная централизация управления до предела сужает неуправляемую сферу, и как «футбольная команда», где неуправляемая сфера таится в игровых импровизациях вне тренерского плана на игру и сам процесс происходит спонтанно как игра по правилам. Именно .это формирует самоорганизацию коммуникаций на социальной основе принятия общих целей, общего девиза, общих представлений о приемлемых нормах поведения и оценочных санкциях. В результате сложившихся традиций и ритуалов возникает единая система ценностных ориентации, контролирующая команду изнутри: создаются предпосылки группового контроля с целью достижения общей задачи и командного успеха. Оптимизация управления предполагает такую организацию коммуникативного пространства, в которой команда боевого корабля в любое время способна стать командой игроков на поле противника.

Коммуникативное пространство структурировано первичными и вторичными коммуникативными процессами . Вторичные (или послекоммуникативные) процессы связаны с обсуждением и распространением информации, впервые полученной по первичному процессу. Только тот первичный коммуникативный процесс имеет успех, который затем продолжается во вторичных процессах. К примеру, рассказ о вылитом Жириновским стакане сока распространялся более активно, чем сам первичный процесс. Кстати, вся поп-культура базируется на приоритетности вторичных процессов.

Человек по-разному ведет себя, когда он находится один и когда он в массе. Человек в массе становится более подвержен воздействию, поскольку наблюдается нивелирование его чувств. 

Таким образом, «коммуникативное пространство» руководителя - достаточно ёмкое понятие. В современных условиях прогрессивные руководители грамотно и умело используют знания и навыки в коммуникациях, тем самым способствуя развитию и процветанию организаций и предприятий.

В наше бурное время информационной революции актуальность коммуникаций не снижается, а наоборот, возрастает.  Коммуникации  важны  во  всех сферах деятельности человека. Все мы живем, обмениваясь  информацией,   друг  с другом. И  чем  эффективней  этот  обмен,  тем  больше   у  нас  открывается возможностей для эффективной работы и благополучной личной жизни. Вопрос  эффективных  коммуникаций  также  важен  для менеджера, как и вопрос  принятия  решений.  Более  того,  эти  два  аспекта управленческой деятельности взаимодополняют друг друга. И  наличие  одного невозможно без наличия другого. Функция  коммуникации  также  важна  для  менеджера,  как  и   функции планирования, организации, мотивации контроля.  Менеджер должен постоянно совершенствоваться в процессах коммуникации для  успешного осуществления своей нелегкой, но интересной профессиональной  деятельности.

 

 

Список литературы:

1. Теория управления: учебник / под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2007.

2. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: Инфра-М, 1998.

3. Бреддик У. Менеджмент в организации: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1997.



[1] Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы: Практ. Пособие. – М, 2000.

[2] Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы: Практ. Пособие. – М, 2000.


Информация о работе Коммуникативное пространство