Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить коммуникативные особенности
управления организации.
Предмет исследования – управление организацией.
Объект исследования – коммуникации в управлении.
-обратной связи как реакции
на полученную информацию.
Для обмена информацией
жесты, интонация. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и
невербальных символов.
1. Способы коммуникации
Способы коммуникации:
-разговорный (устный, вербальный);
-письменный (письма, распоряжения, статьи,
объявления);
-невербальный (тон речи, пауза, акцентирование внимания,
телодвижения)[6]
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы
человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических
знаков, включающих два принципа: лексический и синтаксический. Речь
является самым
универсальным средством
информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда,
этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации
всеми участниками коммуникативного процесса. Известно, что использованию
речи сопутствуют процессы, препятствующие достижению взаимопонимания:
возможность использования двух типов значений: денотативных (формальные
определения, дефиниции: «молоток» - инструмент для забивания гвоздей) и
коннотативных (связанных с эмоциональными ассоциациями: «молоток» - нечто
тяжелое, холодное); полисемия (многозначное толкование одного и того же
слова) и синонимия (использование разных слов для обозначения одного и того
же явления).
Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и
посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют
средства невербальной
коммуникации.
В современной социальной
знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации. Основные из них
следующие:
1. оптико-кинетическая;
2. пара- и экстралингвистическая;
3. организация пространства и
времени коммуникативного
4. визуальный контакт.
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:
дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний
партнеров по коммуникативному
процессу.
Оптико-кинетическая система
пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или
менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей
тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику;
позы, и тогда
мы имеем пантомимику).
Паралингвистическая и
обозначаемая как просодика) представляет собой также «добавку» к вербальной
коммуникации.
Паралингвистика – это система вокализации, т.е. качество голоса, его
диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению
эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением
силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, - спадом силы,
высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности
(энергичности, решительности либо неуверенности). Тембр голоса часто
ассоциируется с
симпатичностью, образованностью человека.
Экстралингвистика –
например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. паузы,
например, подчеркивают особую значительность предлагаемого текста, иногда
они значат больше, чем сам текст. Все эти проявления увеличивают
семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых
включений, а «околоречевыми»
приемами.
Организация пространства и
также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент
коммуникативной ситуации. Так например, размещение партнеров лицом друг к
другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к
говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное
значение отрицательного
порядка.[7]
Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами
пространственной
и временной организации
время большим экспериментальным материалом. В настоящее время проблемы
проксемики включены в особую область психологии, получившую название
«экологическая психология» или «психология среды». Среди прочих проблем
здесь изучаются нормы оптимального расположения партнеров по коммуникации,
приближения к собеседнику, особенности «персонального пространства» и
др.[8]
Следующая специфическая знаковая система, используемая в
коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», или визуальное общение.
Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическим феноменом в
области зрительного восприятия – движением глаз. В социально-
психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами,
длительность их,
смена статики и динамики взгляда,
избегание его и т.д.
Визуальный контакт выполняет многочисленные функции: информационный
поиск, стремление скрыть или обнаружить свое «Я», сигнализировать о
готовности поддержать и продолжить общение, демонстрировать степень
психологической близости и пр. Как и все невербальные средства, контакт
глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. И так же, как
другие средства невербальной коммуникации, его проявления варьируются в
различных культурах. Так, мера допустимости пристального взора – «глаза в
глаза» - различается, например, в Великобритании и Японии, различное
значение придается
такому явлению, как мигание.
Для всех четырех систем
вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою
собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный
код. Как уже отмечалось, всякая информация должна кодироваться, при чем
так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем
участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система
кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации
важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом и,
главное, как обеспечить, чтобы другой партнер по общению владел этим же
самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной
коммуникации описанные
системы не дадут.
2. Коммуникативные барьеры
В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно
специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в
каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и
декодирования, а
носят социальный или психологический
характер.
С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что
отсутствует общее понимание ситуации общения, вызванное не просто различным
языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но
различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут
быть социальные (политические, религиозные, профессиональные) различия,
которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий,
употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение,
мировоззрение, миропонимание. такого рода барьеры порождены объективными
социальными причинами, принадлежностью различным культурам, и при их
появлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более
широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае
демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения.
Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих
барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация
коммуникативного
акта значительно усложняется
С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить чисто
выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие
индивидуальных
психологических особенность
застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого-то
черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся
между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по
отношению друг к другу, недоверия и т.д. Не случайно в современной
социальной психологии специально разрабатывается проблемы лжи и доверия. В
этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между
общением и отношением.
Перечень барьеров, возникающих в ходе речевой коммуникации, достаточно
велик. Так, выражением сопротивления принятию информации (а значит, и
оказанному влиянию) может быть отключение внимания слушающего, умышленное
снижение в своем представлении авторитета коммуникатора (например,
демонстрируемое студентом на скучной, по его мнению, лекции). Задача
коммуникатора в данном случае – суметь каким-то образом привлечь внимание,
подтвердить свой авторитет. Другая группа барьеров обозначена как «барьеры