Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:36, реферат
Развитие сферы услуг в России заключается в появлении многих видов новых услуг, увеличении доли платных услуг населению в условиях снижения уровня бюджетного финансирования целого ряда отраслей сферы обслуживания, усилении конкуренции между относящимися к ней организациями. Инвестиционная привлекательность сферы услуг определила возрастающий интерес к ней со стороны предпринимателей, представляющих, в основном, малый и средний бизнес.
Введение…………………………………………………………………..3-4с.
Структура сферы услуг…..………………… …………………………...5-6с.
Ключевые отрасли сферы услуг в России………………………….….7-16с.
3.1.Жилищно-коммунальное хозяйство……..................................................10с.
3.2.Здравоохранение……………………………………………………….….11с.
3.3.Образование…………………………………………………………....12-13с.
3.4.Информационные услуги………………………………………….......13-14с.
3.5.культура и искусство………………………………………………….…..14с.
3.6.Услуги делового характера…………………………………………….....15с.
3.7.Рекреационные услуги………………………………………...………15-16с.
Заключение………………………………………………………………....17с.
Список литературы…………………………
Экономический факультет
СОДЕРЖАНИЕ
3.1.Жилищно-коммунальное
хозяйство……...................
3.2.Здравоохранение……………………………
3.3.Образование………………………………………
3.4.Информационные
услуги………………………………………….......
3.5.культура и
искусство………………………………………………….…
3.6.Услуги делового
характера……………………………………………....
3.7.Рекреационные
услуги………………………………………...………15-
1.ВВЕДЕНИЕ
Сфера услуг - часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих услуг. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 50 %). Остальными частями экономики принято считать промышленность и сельское хозяйство.
СФЕРА УСЛУГ (service) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.
Производство
экономических (ограниченных) благ делится
на две сферы – сферу
Например, труд по производству буханки хлеба сам по себе не удовлетворяет каких-либо потребностей человека (за исключением потребности в труде), потребление хлеба будет происходить позже и в другом месте; зато чтение преподавателем лекции сразу же удовлетворяет потребность слушателей в знаниях.
Вплоть до 20 в. сфера услуг вообще исключалась из сферы производства. Так, знаменитый английский экономист Адам Смит прямо указывал, что богатство общества зависит лишь от производительного труда – работы по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда ничего не производится, а лишь потребляется ранее созданное общественное богатство, он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.». (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М., 1935. С. 279). Эта точка зрения о непроизводительности сферы услуг была воспринята марксистской политэкономией, а затем и советской статистикой.
В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что сфера услуг хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике (включая российскую) сфера услуг (третичный сектор) рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор).
Современная
Россия по степени развития сферы
услуг занимает промежуточное положение
между развитыми и
Развитие сферы услуг в России заключается в появлении многих видов новых услуг, увеличении доли платных услуг населению в условиях снижения уровня бюджетного финансирования целого ряда отраслей сферы обслуживания, усилении конкуренции между относящимися к ней организациями. Инвестиционная привлекательность сферы услуг определила возрастающий интерес к ней со стороны предпринимателей, представляющих, в основном, малый и средний бизнес.
Вместе
с тем по ряду основных количественных
и качественных показателей, характеризующих
уровень развития сферы услуг, Россия
значительно уступает ведущим зарубежным
странам.1
2.СТРУКТУРА СФЕРЫ УСЛУГ
«В зависимости от роли услуг в процессе воспроизводства и характера удовлетворяемых потребностей различают: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание), сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство) и сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение). Кроме этого выделяют рыночные и нерыночные услуги. К рыночным относят услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам: услуги транспорта, торговли, платные услуги учреждений культуры, образования, здравоохранения, бытовые, услуги финансового посредничества и др. В состав нерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения: управление, оборона, фундаментальная наука, бесплатное образование, здравоохранение и др.
Производство материальных услуг неотрывно связано с материальными объектами: транспорт изменяет положение предметов в пространстве, торговля – их принадлежность кому-либо и т.д. В отличие от него производство нематериальных услуг (знаний, безопасности, здоровья, положительных эмоций) гораздо сильнее оторвано от материальных объектов. Здесь объектом воздействия становятся не другие вещи, а непосредственно человек.
Впрочем, это противопоставление материального/нематериального относительно: скажем, в торговле продавать можно нематериальные услуги (как это происходит, например, при покупке билета в кинотеатр), а здравоохранение невозможно без использования вполне материальной аппаратуры. Многие конкретные виды сервиса соединяют сразу оба подсектора: например, туризм включает и транспортные услуги, и образование (экскурсионное обслуживание). Поэтому до сих пор среди специалистов нет единства по поводу того, каков же отраслевой состав сферы услуг. Например, транспорт одни причисляют к сфере услуг, а другие считают нужным рассматривать как особую сферу экономики, равнозначную сельскому хозяйству, промышленности и собственно сфере услуг.
Наряду с традиционным делением сферы услуг на подсектора материального/нематериального производства встречаются и другие классификации.
В частности, чтобы подчеркнуть огромное значение в эпоху НТР производства и распространения знаний, науку и образование стали выделять в особый четвертичный сектор, отдельный от третичного (прочие услуги).
В литературе можно также встретить деление сферы услуг на три сектора:
третичный – инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);
четвертичный – распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);
пятиричный
– социально-управленческий (управление,
наука, образование, здравоохранение,
искусство).»2
3.КЛЮЧЕВЫЕ
ОТРАСЛИ СФЕРЫ УСЛУГ
В РОССИИ
Территориальная организация рынка услуг определяется целым рядом факторов, среди которых можно выделить демографический, природный, социально-экономический, исторический, особенности потребления услуг, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на развитие отраслей сферы услуг в регионах.
Демографическая ситуация, складывающаяся на определенной территории, т. е. наличное население, уровень его естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения и т. д., предопределяет характер развития и размещения сферы услуг: изменения в образовательной системе, организации медицинского обслуживания.
Особенности
расселения сказываются на внутрирегиональных
различиях размещения отраслей сферы
услуг, так как их качественные характеристики
в крупных городах и
Огромное
воздействие на развитие и размещение
сферы услуг оказывает
Социально-экономическое положение региона отражает уровень развития его производительных сил, характеризует объемы произведенного валового регионального продукта (ВРП) и определяет бюджетные возможности территории и объем денежных потоков, в том числе и на развитие сферы услуг.
В то же время экономическая освоенность территории определяет доступность услуг, прежде всего социально-культурного характера, и возможность решения проблем развития человеческого потенциала. Периферийное положение большинства населенных пунктов обусловливает наличие в них самого сложного набора социальных проблем — минимальную доступность разного вида услуг в сочетании с низкими качественными характеристиками населения.
Огромное
воздействие на формирование и развитие
сферы услуг оказывает
Одновременно
следует учитывать и
Воздействие этих факторов на территориальную организацию сферы услуг находит отражение в сложившемся размещении ряда ее отраслей, где только население Центрального и отчасти Северо-Западного районов, включая Калининградскую область, в достаточной мере обеспечено разнообразными видами услуг.
В
целом территориальная
Информация о работе Ключевые отрасли сферы услуг в экономике России