Ключевые отрасли сферы услуг в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:36, реферат

Описание работы

Развитие сферы услуг в России заключается в появлении многих видов новых услуг, увеличении доли платных услуг населению в условиях снижения уровня бюджетного финансирования целого ряда отраслей сферы обслуживания, усилении конкуренции между относящимися к ней организациями. Инвестиционная привлекательность сферы услуг определила возрастающий интерес к ней со стороны предпринимателей, представляющих, в основном, малый и средний бизнес.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3-4с.
Структура сферы услуг…..………………… …………………………...5-6с.
Ключевые отрасли сферы услуг в России………………………….….7-16с.
3.1.Жилищно-коммунальное хозяйство……..................................................10с.
3.2.Здравоохранение……………………………………………………….….11с.
3.3.Образование…………………………………………………………....12-13с.
3.4.Информационные услуги………………………………………….......13-14с.
3.5.культура и искусство………………………………………………….…..14с.
3.6.Услуги делового характера…………………………………………….....15с.
3.7.Рекреационные услуги………………………………………...………15-16с.
Заключение………………………………………………………………....17с.
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

менеджмент услуг.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ МАШИНОСТРОЕНИЯ (ЛМЗ-ВТУЗ)

Экономический факультет

кафедра менеджмента

Реферат на тему:

 «Ключевые отрасли сферы услуг в экономике России»

                                                                                                          По предмету:

                                                                     Менеджмент услуг

                                                                                         студентки группы 2811                                             Уланчиковой К.В.

                                                                                        Научный руководитель: Иванов Н.Н. 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

  1. Введение…………………………………………………………………..3-4с.
  2. Структура сферы услуг…..………………… …………………………...5-6с.
  3. Ключевые отрасли сферы услуг в России………………………….….7-16с.

3.1.Жилищно-коммунальное хозяйство……..................................................10с.

3.2.Здравоохранение……………………………………………………….….11с.

3.3.Образование…………………………………………………………....12-13с.

3.4.Информационные  услуги………………………………………….......13-14с.

3.5.культура и  искусство………………………………………………….…..14с.

3.6.Услуги делового  характера…………………………………………….....15с.

3.7.Рекреационные услуги………………………………………...………15-16с.

  1. Заключение………………………………………………………………....17с.
  2. Список литературы……………………………………………...…………18с.
 
 

 

1.ВВЕДЕНИЕ

      Сфера услуг - часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих услуг. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 50 %). Остальными частями экономики принято считать промышленность и сельское хозяйство.

      СФЕРА УСЛУГ (service) – сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.

      Производство  экономических (ограниченных) благ делится  на две сферы – сферу материального  производства и сферу услуг. В  первой сфере потребление созданного блага отделено от его производства, во второй – совмещено.

      Например, труд по производству буханки хлеба  сам по себе не удовлетворяет каких-либо потребностей человека (за исключением  потребности в труде), потребление  хлеба будет происходить позже  и в другом месте; зато чтение преподавателем лекции сразу же удовлетворяет потребность слушателей в знаниях.

      Вплоть  до 20 в. сфера услуг вообще исключалась  из сферы производства. Так, знаменитый английский экономист Адам Смит прямо указывал, что богатство общества зависит лишь от производительного труда – работы по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда ничего не производится, а лишь потребляется ранее созданное общественное богатство, он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.». (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М., 1935. С. 279). Эта точка зрения о непроизводительности сферы услуг была воспринята марксистской политэкономией, а затем и советской статистикой.

      В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что сфера услуг хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике (включая российскую) сфера услуг (третичный сектор) рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор).

      Современная Россия по степени развития сферы  услуг занимает промежуточное положение  между развитыми и развивающимися странами. С одной стороны, в 1990-е  в крупных городах (особенно, в Москве и Санкт-Петербурге) наблюдается стремительное приближение к западным стандартам развития сервиса. С другой стороны, в российской «глубинке» сфера услуг развивается в формах, более близких к странам «третьего мира» – (неформальная организация бизнеса, широкое использование малоквалифицированного труда, нехватка наукоемких услуг). 

Развитие  сферы услуг в России заключается  в появлении многих видов новых  услуг, увеличении доли платных услуг  населению в условиях снижения уровня бюджетного финансирования целого ряда отраслей сферы обслуживания, усилении конкуренции между относящимися к ней организациями. Инвестиционная привлекательность сферы услуг определила возрастающий интерес к ней со стороны предпринимателей, представляющих, в основном, малый и средний бизнес.

Вместе  с тем по ряду основных количественных и качественных показателей, характеризующих  уровень развития сферы услуг, Россия значительно уступает ведущим зарубежным странам.1 
 
 

      2.СТРУКТУРА СФЕРЫ УСЛУГ

      «В зависимости от роли услуг в процессе воспроизводства и характера удовлетворяемых потребностей различают: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание), сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство) и сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение). Кроме этого выделяют рыночные и нерыночные услуги. К рыночным относят услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам: услуги транспорта, торговли, платные услуги учреждений культуры, образования, здравоохранения, бытовые, услуги финансового посредничества и др. В состав нерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения: управление, оборона, фундаментальная наука, бесплатное образование, здравоохранение и др.

       Производство  материальных услуг неотрывно связано  с материальными объектами: транспорт  изменяет положение предметов в  пространстве, торговля – их принадлежность кому-либо и т.д. В отличие от него производство нематериальных услуг (знаний, безопасности, здоровья, положительных эмоций) гораздо сильнее оторвано от материальных объектов. Здесь объектом воздействия становятся не другие вещи, а непосредственно человек.

       Впрочем, это противопоставление материального/нематериального относительно: скажем, в торговле продавать можно нематериальные услуги (как это происходит, например, при покупке билета в кинотеатр), а здравоохранение невозможно без использования вполне материальной аппаратуры. Многие конкретные виды сервиса соединяют сразу оба подсектора: например, туризм включает и транспортные услуги, и образование (экскурсионное обслуживание). Поэтому до сих пор среди специалистов нет единства по поводу того, каков же отраслевой состав сферы услуг. Например, транспорт одни причисляют к сфере услуг, а другие считают нужным рассматривать как особую сферу экономики, равнозначную сельскому хозяйству, промышленности и собственно сфере услуг.

      Наряду  с традиционным делением сферы услуг  на подсектора материального/нематериального  производства встречаются и другие классификации.

      В частности, чтобы подчеркнуть огромное значение в эпоху НТР производства и распространения знаний, науку и образование стали выделять в особый четвертичный сектор, отдельный от третичного (прочие услуги).

      В литературе можно также встретить  деление сферы услуг на три  сектора:

третичный – инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);

четвертичный – распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);

пятиричный – социально-управленческий (управление, наука, образование, здравоохранение, искусство).»2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.КЛЮЧЕВЫЕ ОТРАСЛИ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИИ 

      Территориальная организация рынка услуг определяется целым рядом факторов, среди которых можно выделить демографический, природный, социально-экономический, исторический, особенности потребления услуг, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на развитие отраслей сферы услуг в регионах.

      Демографическая ситуация, складывающаяся на определенной территории, т. е. наличное население, уровень  его естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения и т. д., предопределяет характер развития и размещения сферы услуг: изменения в образовательной системе, организации медицинского обслуживания.

      Особенности расселения сказываются на внутрирегиональных различиях размещения отраслей сферы  услуг, так как их качественные характеристики в крупных городах и региональных центрах в России всегда были выше, чем в сельской местности.

    Огромное  воздействие на развитие и размещение сферы услуг оказывает природный  фактор. Отличительной особенностью северных и восточных районов  России является возрастание расходов на поддержание жизни, где продолжительность отопительного сезона в 2–3 раза выше, чем на юге страны, а экстремальная климатогеографическая ситуация на значительной части территории страны является одной из причин высокой заболеваемости населения.

    Социально-экономическое  положение региона отражает уровень развития его производительных сил, характеризует объемы произведенного валового регионального продукта (ВРП) и определяет бюджетные возможности территории и объем денежных потоков, в том числе и на развитие сферы услуг.

    В то же время экономическая освоенность территории определяет доступность услуг, прежде всего социально-культурного характера, и возможность решения проблем развития человеческого потенциала. Периферийное положение большинства населенных пунктов обусловливает наличие в них самого сложного набора социальных проблем — минимальную доступность разного вида услуг в сочетании с низкими качественными характеристиками населения.

    Огромное  воздействие на формирование и развитие сферы услуг оказывает исторически  сложившееся размещение ведущих отраслей в столичных городах. До сих пор две российские столицы отличаются высоким уровнем территориальной концентрации сферы услуг. Так, здесь проживает более 10% населения России, но расположено 30% вузов, где обучается свыше 24% учащихся высшей школы, работает 17,1% врачей, находятся крупнейшие музеи и выставочные залы, библиотеки, ведущие театры страны, функционирует 51% банков РФ.

    Одновременно  следует учитывать и особенности  потребления услуг, процесс производства которых, как правило, совпадает с их потреблением. При этом различают услуги повседневного спроса, постоянно используемые большей частью населения, проживающего на данной территории (услуги общественного транспорта, службы быта, системы образования, коммунальные услуги и др.) и размещаемые равномерно в пределах населенной зоны. Периодически потребляемые услуги (медицинские, рекреационные, культурные) учитывают тяготение населения к соответствующим центрам, а услуги, к которым обращаются эпизодически (строительство жилья, юридические консультации, специализированная медицинская помощь) пространственно разряжены.

      Воздействие этих факторов на территориальную организацию  сферы услуг находит отражение  в сложившемся размещении ряда ее отраслей, где только население Центрального и отчасти Северо-Западного районов, включая Калининградскую область, в достаточной мере обеспечено разнообразными видами услуг.

      В целом территориальная организация  платных услуг населению отражает социальную и экономическую неоднородность российского пространства. К началу ХХI в. в России сформировалось три типа регионов с наиболее контрастными социальными характеристиками. Первый из них — Европейский Центр, где завершены процессы урбанизации и демографического перехода, преобладает сильно постаревшее население, особенно в сельской местности; относительно высока обеспеченность городских жителей жильем и основными видами социальной инфраструктуры, значительны различия в уровне и качестве жизни городского и сельского населения. Второй тип регионов — республики Северного Кавказа и юга Сибири, не завершившие демографический переход и слабоурбанизированы: здесь омоложенная возрастная структура, преимущественно низкая обеспеченность разными видами услуг, минимальные доходы и невысокий уровень образования. Третий тип — регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока, где возрастная структура омоложена в результате миграции, городское население имеет наиболее высокие доходы в стране и одновременно крайне низкую обеспеченность социальной инфраструктурой. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Ключевые отрасли сферы услуг в экономике России