Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:42, доклад
Виды менеджмента – это специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
Сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяет, по подсчетам специалистов, выделить до 80 разновидностей управления. Рассмотрим характерные особенности наиболее важных и значимых видов менеджмента.
Проектный менеджмент - такое управление, в котором непрерывный процесс как бы разбивается на отдельные конечные проекты, имеющие начало и конец. За каждым проектом закрепляется проектный менеджер, несущий ответственность за этот «кусок работы». При этом процесс управления становится обозримым и прозрачным.
Пульсирующий менеджмент. Под ним понимается менеджмент, работающий с нечеткими объектами, а также горизонтально организованный менеджмент, менеджмент переходного периода. Он реализует фактический переход от избыточной бюрократизации управления к общественному системообразованию.
Раскрепощенный менеджмент - технология управления, базирующаяся на свободном, осознанном, раскрепощенном сознании и поведении менеджеров, не боящихся ошибиться, сделать что-нибудь не так. Следует отметить, что в России страх - явление почти генетическое. Жесткая система наказаний, которая была характерна для нашего общества на протяжении достаточно длительных исторических периодов, заметно поубавила смелости в неординарных и смелых поступках.
Рациональный менеджмент базируется на алгоритмическом, взвешенном подходе. Алгоритм - это точное предписание, определяющее процесс управления с определенной последовательностью и логикой.
Сигнальный менеджмент - имеет основной целью установление критических параметров-сигналов - реализация которых предупреждала бы управленцев о недопустимых отклонениях в управляемых объектах и процессах. Сигнал - аналог желтого света светофора, предшествующего красному. Когда светит зеленый свет- все в порядке.
Следует отметить, что из опыта общения с современными лидерами бизнеса становится понятной высокая степень актуальности сигнального менеджмента. Многие предприниматели озабочены разработкой своеобразных норм и нормативов, отражающих внутреннее благополучие фирмы. Передача ответственности по линиям управления тоже связана с установлением определенных лимитов, сигнализирующих о приемлемом уровне риска по тому или иному продукту, ресурсу, бюджету. Сигнальный менеджмент имеет в условиях рынка большую перспективу развития.
Ситуационный менеджмент - делает акцент на изучении и использовании в дальнейшей практике как можно более широкого спектра различных типовых ситуаций. В обучении этот метод называется «кейс-стади». До 70% времени занимают кейс-стадии в учебных процессах западных вузов, готовящих современных менеджеров. В России тоже стала создаваться база данных по деловым ситуациям. Получают развитие деловые игры при подготовке управленцев. Но находится этот процесс пока в самом начале.
СЭЛФ-менеджмент - другими словами, самоменеджмент. Лишь личностное развитие управленца может привести к развитию участка бизнеса, за который он отвечает в своей деятельности. Должна быть синхронность самоменеджмента и менеджмента организации.
В монографии В.С. Петрухина «Менеджмент 21 века» утверждается, что сэлфменеджмент - это менеджмент будущего. Самомотивация человека на труд связана с самоутверждением и самореализацией. Это естественно. Это внутренний инстинктивный возбудитель активности человека, движитель прогресса. Самомотивация - свойство свободного человека. Существуют определенные технологии, как разбудить в себе свой глубинный потенциал, развить самомотивацию.
Эффективный менеджмент - это управленческая деятельность, которую по общепринятым меркам следует назвать успешной. Как утверждает Джон Биллсберри в своей книге «Эффективный менеджер» Открытого университета Великобритании, «все люди разные, имеют разные потребности и по-разному участвуют в работе организации. Это разнообразие значительно усложняет работу менеджера, поскольку он должен продумывать последствия своих действий для людей, имеющих разные приоритеты».
Между тем, «разнообразие» - это огромная самостоятельная ценность, и только понимание этого факта позволит сделать менеджмент в действительности эффективным. Баланс различных интересов, целей, подходов - вот что лежит в основе конечного эффекта деятельности.
В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляющем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, синтеза, облечения в новые формы и проч., позволяющих более эффективно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с созданием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обмениваются информацией и есть все возможности для ее эффективного осмысления и усвоения.
Центральная задача в управлении знаниями состоит в том, чтобы облегчить выявление, обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передового опыта, творческих возможностей. Это важно, и потому, что в перспективе все крупные организации должны делиться на малые самоуправляемые структуры, которые из-за относительно небольшого собственного информационного и интеллектуального потенциала должны будут добывать и ассимилировать чужие знания.
Все перечисленные виды управления в практике тесно переплетены и взаимообусловлены, что существенно усложняет управленческую деятельность, но использование возможностей видового разнообразия систем управления ведет к повышению их потенциала и эффективности.
В целом же, можно констатировать факт, что разнообразие видов менеджмента связано, прежде всего, с разнообразием направлений использования и особенностей реализации процесса управления и что дифференциация менеджмента имеет объективный характер.
ФОРМЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Форма менеджмента представляет собой определенное сочетание во времени и пространстве элементов процесса менеджмента при соответствующем уровне его интеграции, выраженное системой устойчивых связей.
Среди форм менеджмента выделяют:
управление по целям;
управление по результатам;
управление на основе систематических проверок и распоряжений;
управление на основе учета потребностей и интересов;
управление в особых ситуациях;
управление, опирающееся на активизацию деятельности;
управление, основанное на искусственном интеллекте.
Управление по целям применяется, когда не все цели подразделений являются обоснованными, отсутствует методика формирования целей, отсутствует статистика реализации целей и задач, нет документального анализа осуществления целей и задач. В основе управления по целям лежит бизнес-план, составленный для организации и для каждого сотрудника. Используется простое целевое управление, программно-целевое управление, регламентное управление. Простое целевое управление предусматривает подготовку руко-водителем сроков и конечной цели управления, но не системы ее реализации. Простое целевое управление открывает простор для инициативных действий сотрудников. Программно-целевое управление обеспечивает разработку менед-жером целей управления и системы их претворения. Регламентное управление основано на определении руководителем конечной цели управления и ограничений на параметры и ресурсы. Цели должны быть достигнуты, но сроки их достижения заранее трудноопределимы.
Управление по целям обеспечивает решение проблем, связанных с рисками. Это включает уклонение от деятельности, содержащей определенный риск; ответственность за риск с полной компенсацией за счет собственных средств, передачу ответственности за риск страхователю, использование всех ресурсов в одной сфере деятельности.
Управление по результатам как форма менеджмента используется в случае, когда работа для большинства сотрудников организации ограничивается их рабочим местом; они не интересуются сбытовой политикой организации; имеет место хищение изделий организации для домашних нужд; плохо организовано стимулирование результатов труда; склады заполнены изделиями организации.
Управление по результатам основывается на принятии управленческих решений после получения результата по предыдущему решению. Для реализации этой формы менеджмента создается подразделение, в рамках которого формируется аналитическая группа с матричной структурой управления. В группу входят специалисты в области психологии и социологии, маркетинга, финансов. Функции аналитической группы: анализ информации, проведение опросов, определение нерешенных вопросов и подготовка предложений по корректировке принятых решений, создание информационной базы данных.
Одной из форм менеджмента является управление на основе систематических проверок и распоряжений или, по другому, путем постоянных проверок и указаний. Такая форма менеджмента используется, когда имеет место недостаточная координация в деятельности работников и подразделений, неэффективны квалификационные требования к работникам, взаимодействие подразделений плохо наложено, при выполнении принятых решений нет быстроты исполнения, оперативный контроль за результатами работы подчиненных отсутствует, имеет место разобщенность между собой работников организации.
Управление на основе систематических проверок и распоряжений применяется, когда имеется строго регламентированная технология с четким распределением управленческой и произ-водственной деятельности. Наложено взаимо-действие с поставщиками и потребителями. Сотрудники организации способны професси-онально выполнять работу. Структура управления носит доверительный характер.
Форма управления путем постоянных проверок и указаний основывается на жестком планировании работы подчиненных, постоянном отслеживании менеджером их текущих дел. Она эффективна для средних организаций в случае высокого авторитета и профессионализма руководителя. Реализуется в наставничестве, коллективных формах обучения с индивидуальным контролем, осуществляемом менеджером при периодическом контроле путем проверок, бесед, разборов ситуаций.
Форма менеджмента на основе учета потребностей и интересов используется, когда нет планов формирования гибких структур производства и адаптивных структур управления. Работники недостаточно осведомлены о перспек-тивах развития организации. Большая текучесть кадров. Работники часто болеют простудными заболеваниями. Места для курения всегда заполнены рабочими и служащими. Высок производственный травматизм. Встречаются противодействия руководителям со стороны работников.
Управление, опирающееся на активизацию деятельности, как форма менеджмента, применяется когда работники безынициативны. В мотивациях преобладает материальное поощ-рение. Работники имеют представление о своем вкладе в результаты организации. Много времени уходит на разбор производственных конфликтов. Рабочие династии практически отсутствуют. В организации очень много пожилых работников.
Форма менеджмента – управление на основе активизации деятельности персонала – реализуется за счет эффективного стимулирования сотрудников, удовлетворения их материальных и общественных интересов. Применение этой формы менеджмента учитывает, что удовлетворение работниками первичных потребностей гарантирует минимальную эффек-тивность труда. Удовлетворение общественных (вторичных) потребностей действенными стимулами повышает эффективность труда работника до высшей точки физического потенциала человека. Когда обеспечено единство материальных и общественных интересов, эмоциональное состояние сотрудников организа-ции достигает синергетического эффекта и отдача работников становится еще более эффективной.
Форма менеджмента, основанная на искусственном интеллекте, на базе информационной системы, возможна в ситуации, когда в организации система документооборота усложнена. Оперативность ее обработки низкая. Организация испытывает недостаток опытных специалистов и менеджеров. Маркетинговая служба или вообще отсутствует, или работа ее неэффективна. Издается много распоряжений. До работников доводят большое количество объявлений. Много времени уходит на проведение собраний и совещаний. Рабочий день большинства менеджеров превышает установ-ленное время. Организация выплачивается большие объемы штрафных санкций.
Информация о работе Классификация и общая характеристика видов менеджмента