Классическая школа управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:52, реферат

Описание работы

Файоль имел опыт работы в качестве руководителя высшего звена управления в большом бизнесе. В течение тридцати лет (1888-1918) он занимал пост генерального управляющего крупной французской горнодобывающей и металлургической компании «Комамбо». В связи с этим главной заботой Файоля была эффективность управления в более широком смысле слова – применительно к работе всей организации. И в этом он добился значительных успехов. Основные положения концепции Файоля изложены в его работе «Общее и промышленное управление» (1916г.).

Работа содержит 1 файл

Классическая школа управления.doc

— 57.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе по дисциплине менеджмент на тему:    «Классическая школа управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг.  Представители классической — А. Файоль, Д. Урвик, Дж. Муни.

А. Файоль имел опыт работы в качестве руководителя высшего звена управления в большом бизнесе.  В  течение  тридцати  лет  (1888-1918)  он  занимал  пост  генерального  управляющего  крупной  французской  горнодобывающей  и  металлургической  компании  «Комамбо».  В связи с этим главной заботой  Файоля  была  эффективность  управления в более широком смысле слова – применительно к работе всей организации.  И  в  этом  он  добился  значительных  успехов. Основные  положения  концепции  Файоля  изложены  в  его  работе  «Общее  и  промышленное  управление»  (1916г.). 

Диндалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А. К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова — применительно к работе всей организации.

А. Файолю  принадлежит  высказывание  о  том,  что  управлять,  значит,  вести  предприятие  к  его  цели,  извлекая  возможности  из  всех  имеющихся  в  распоряжении  ресурсов.

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

Анри Файоль сформулировал 14 принципов управления, многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал:

1.    Разделение труда. Целью разделения труда является повышение эффективности труда каждого работника в отдельности и организации в целом. В основе разделения труда лежит специализация, необходимая для рационального использования рабочей силы применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.

2.  Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности.

3.  Дисциплина. Предполагает выполнение достигнутых соглашений между фирмой работником. Одной из главных задач руководителя организации является установление соглашений, связывающих фирму и работника, из которых возникают дисциплинарные формальности, т. е. Правила поведения работников в конкретных ситуациях.

4.  Единоначалие. Каждый работник должен получать распоряжения только от своего непосредственного руководителя. Этот принцип противоречит рекомендациям Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.

5.  Единство руководства. Все виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны осуществляться под руководством одного начальника и в соответствии с единым планом.

6.  Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия. Интересы государства должны быть выше интересов граждан.

7.  Вознаграждение – удовлетворение материальных и нематериальных потребностей работников посредством применения методов мотивации. Вознаграждением называют все, что руководитель может дать или сделать для подчиненного за работу, которую тот выполняет. Обычно это материальное вознаграждение, т. е. Все выплаты, полученные сотрудником за время работы. Самое распространенное из таких выплат – заработная плата, премия – это форма материального поощрения, непосредственно связанная с качеством работы сотрудника или финансовыми успехами всей организации.

Существует также целый ряд нематериальных форм поощрений:

-    продвижение по службе;

-    предоставление возможности для дальнейшего поощрения;

-    получение более ответственных заданий.

Все эти способы основаны на принципе мотивации, т.е. повышение заинтересованности работника в своем труде.

8.  Централизация – это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности.

9.  Скалярная цепь (иерархия) – это цепь руководителей от самого высшего  до самого низшего ранга. Следует помнить, что специфика современного управления требует наличия наряду с иерархией широкой сети горизонтальных связей. Единственной организационной системой, отвечающей требованиям этого принципа, является линейная организационная система управления. Все остальные организационные системы предусматривают наряду с вертикальными управленческими связями наличие широкой горизонтальной сети для информационных обменов между подразделениями, находящимися на одном уровне управления.

10.           Порядок. Файоль подразделял порядок на материальный – «всему свое место и все на свое место» и социальный – «каждому свое место и каждый на своем месте».

11.           Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.

12.           Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации и ведет к дополнительным издержкам. Текучесть кадров одновременно является причиной и следствием плохого управления.

13.           Инициатива. Разработка плана и его успешная реализация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.

14.           Корпоративный дух. Сила предприятия заключается в объединении персональных усилий всех его работников. Файоль обращал внимание на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Он подчеркивал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив она всегда остается открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении.

Файоль  разделял  администрирование  на  шесть  основных  групп  управленческих  операций,  к  числу  которых  относятся:

1.      Технические  и  технологические – изготовление  готовой  продукции.

2.      Коммерческие – закупка  сырья  и  полуфабрикатов,  реализация  готовой  продукции.

3.      Финансовые – привлечение  и  распределение  заемных  средств  и  инвестиций.

4.      Охранные – обеспечение  сохранности  собственности  предприятия  и  безопасности  его  работников.

5.      Учетные – бухгалтерский  учет  и  отчетность,  инвентаризации,  аудиторские  проверки  и  т.п.

6.      Административные – управление  персоналом.

Руководство  вышеперечисленными  операциями  в  совокупности  Файоль  обозначал  термином  «общее  управление».  Однако  основным  предметом  исследований  были  лишь  административные  операции.  Остальные  пять  групп  операций  Файоль  рассматривал  исключительно  как  объект  воздействия  административной  функции.

«Файоль  ставил  задачу – научить  промышленных  администраторов  такому  управлению  занятыми  на  предприятии  рабочими,  которое  обеспечивало  бы  наибольшую  индивидуальную  и  коллективную  производительность  труда  путем  концентрации  их  «воли»  в  одном,  строго  определенном  направлении,  указанном  предпринимателем.  Последнее  требует  создания  науки  об  управлении  людьми,  опирающейся  на  «тщательное  изучение  и  научное  экспериментирование».

Для  работы  с  персоналом  большое  значение  имеют  личные  качества  менеджера.  Файоль  разработал  перечень  таких  качеств:

             физическое  здоровье;

             интеллектуальные  способности;

             моральные  качества;

             образование;

             умение  работать  с  людьми;

             компетентность  в  деятельности  предприятия.

Файоль  подготовил  ряд  советов  и  рекомендаций  для  начинающих  менеджеров.  Вот  основные  из  них:

             дополняйте  свои  технические  знания  умением  управлять;

             получайте  дополнительные  знания  в  процессе  общения  с  руководителями;

             контролируйте  свои  слова  и  поступки  в  процессе  общения  с  подчиненными,  не  делайте  несправедливых  замечаний;

             не  злоупотребляйте  доверием  начальника;

             старайтесь,  как  можно  объективнее  подходить  к  оценке  окружающих  вас  людей,  по  возможности  избегайте  в  своих  суждениях  критики;

             постоянно  занимайтесь  самообразованием,  старайтесь  быть  в  курсе  последних  научных  достижений.

Основным  результатом  научных  разработок  Файоля  и  его  последователей  является  административная  (классическая)  модель  организации,  базирующаяся  на  четырех  основных  принципах:

                  функциональное  разделение  труда;

                  скалярная  цепь  команд;

                  единство  распорядительства;

                  диапазон  контроля.

Для  классической  модели  организации  характерны  применение  автократичного  стиля  руководства  и  строгое  регламентирование  процедур  выполнения  работ.  Зачастую  это  приводило  к  подавлению  личной  инициативы  работников  и  снижению  эффективности  бизнеса.

Другим представителем классической школы является профессор экономики из Германии Макс Вебер (1864-1920), который предложил концепцию "рациональной бюрократии". Он выдвинул положение, согласно которому бюрократия - порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации. По М. Веберу, предприятие - это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Поэтому большое значение придается:

               технико-экономическим связям и зависимостям различных факторов производства;

               использованию аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на практике;

               стремлению к сохранению стабильности, всеобщему контролю и надзору за качеством и выполнением плановых заданий;

               представлению высших руководителей как людей, которые "мудрее, чем рынок", и т. д.

Ключевым фактором успеха на рынке Вебер считал снижение издержек. Главное внимание уделяется внутренней экономичности, которая характеризует выпуск на единицу затрат. При этом должны быть обеспечены высокое качество, низкие затраты и цены, эффективное распределение. Выполнение этих условий гарантирует предприятию получение достаточного возврата на капитал, рост организации.

Можно заметить, что теоретиков управления первой половины XX в. мало волновали проблемы делового окружения. Они придерживались взгляда на предприятие как на "закрытую систему", основными характеристиками которого являлись:

               стабильность целей, задач, условий деятельности;

Информация о работе Классическая школа управления