Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:58, контрольная работа
Первой школой менеджмента была классическая научная школа сформировавшаяся в период с 90-х годов 19 в. по 20-е гг. 20 в. Главными представителями данной школы были Фредерик Тейлор, Фрэнк Гилберт, Анри Файоль и Макс Вебер.
Ф. Гилберт – автор производственного менеджмента на основе рациональной организации труда.
А. Файоль – автор функционального подхода в управлении организациями.
1. Классическая школа научного управления. Исследования Ф. и Л. Гилбертов. Концепция «рациональной бюрократии» М. Вебера
2. Принципы производительности Г. Эмерсона
3. Вопросы
Список используемых источников
Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления.
Основное место
в предвидении отводится разраб
Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием, социальная – обеспечение предприятия людьми.
Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.
Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта.
Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.
Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.
Файоль сформулировал
принципы (правила), которые, по его
мнению, применимы к любой
Файоль сформулировал 14 принципов управления:
Предложенная
Файолем классификация
Основы направления, получившего название «анализ бюрократии» заложил немецкий философ и социолог Макс Вебер (1864-1920). Круг его научных интересов широк, но главный его вклад в теорию управления состоял в разработке концепции бюрократической организации и типов организационного лидерства.
Бюрократическая организация — это организация, которая не принимает во внимание индивидуальные, личностные характеристики персонала и не стимулирует инициативную, творческую работу.
Теоретические работы Тейлора были обоснованы немецким социологом Максов Вебером, который и выдвинул предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими (разработанными Тейлором) правилами, является наиболее эффективным методом работы.
Вебер полагал,
что функционирующую
Вебер выдвинул концепцию трех типов власти - традиционной, рациональной и харизматической. Эти три типа власти он называет «идеальными типами».
Традиционный тип основан на традициях, социальных привычках, в его основе лежит традиционное действие, «как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа». По замечанию Р. Арона, в таком обществе «субъект поступает по традиции, ему нет нужды ни ставить перед собой цель, ни определять ценности, ни испытывать эмоциональное возбуждение - он просто подчиняется укоренившимся в нем за долгую практику рефлексам». Такие общества характерны для доиндустриальной эпохи.
Рационально-легальный тип власти Вебер характеризует как «господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального управления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком его осуществляет современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении». Таким образом, власть осуществляется в современных индустриальных государствах, где люди в организациях действуют в соответствии с установленными законами и правилами.
Наиболее интересен третий, выделенный Вебером тип или тип «господства» — харизматическая власть.
Вебер определяет харизму следующим образом: «авторитет вне обыденного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у каждого человека: откровений, героизма и др., - харизматическое господство, как его осуществляет пророк, или - в области политики - избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь». Последователи харизматического лидера без принуждения, с готовностью и энтузиазмом подчиняются его авторитарному лидерству. Харизматический лидер призывает к свершениям, чему-то новому, необычному.
Вебер вряд ли подозревал, какой страшной силы мина была заложена в фундаменте всего этого построения. Бюрократическая система, как выяснилось, имеет примечательную особенность – «количество служащих и объем работы совершенно не связаны между собой».
Однако у нее есть и Преимущества – точность, скорость, однозначность, субординация, уменьшение трений, затрат, материальных и человеческих ресурсов, иерархия власти, контроль.
2. Принципы производительности Г. Эмерсона
Эмерсон считал: … «работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит, прилагать к делу усилия минимальные».
В 1912 году в книге
«Производительность как
Цель - это то, к чему человек стремится сам, чего он желает достичь, в чем у него есть потребность.
Каждый руководитель
должен поставить перед своими сотрудниками
цель. Чтобы каждый сотрудник знал,
что его деятельность направлена
на повышение его личного
Эмерсон пришел к выводу, что существует два вида здравого смысла - здравый смысл низшего и высшего порядка. Проблему здравого смысла легко обсуждать на примере великих людей. Результаты деятельности обыкновенного человека не так заметны, но это совсем не значит, что ему не нужно стремиться к высшему здравому смыслу. Ему нужно задумываться о том, что он оставляет после себя, заложил ли он фундамент правильного понимания смысла жизни, правильного отношения к окружающему миру.
Она является неотъемлемой частью успеха компании, причем Эмерсон заметил, что чем крупнее предприятие и опытнее руководитель, тем охотнее он должен прислушиваться к мнению знающих людей. Если взглянуть на современные предприятия, то можно сказать, что советы Эмерсона уже давно соблюдены - в некоторых компаниях есть так называемые внутренние консультанты по менеджменту, которые наблюдают за происходящим внутри фирмы, анализируют изменения внешней среды, корректируют действия менеджеров и всего персонала, то есть полностью соответствуют понятию «рационализатор» в трактовке Эмерсона.
Подбор подходящих работников, способных не только выполнять определенные обязанности, но и естественно вписываться в коллектив - основа той дисциплины, того порядка, который не требует вмешательства со стороны начальства, который приводит к дружной, слаженной, а самое главное - эффективной работе. Именно “автоматическая дисциплина заслуживает включения в число принципов производительности, а её основная задача в созидательной организации сводится к соблюдению всех остальных 11 принципов”.
Справедливость – это постоянная величина, которая либо есть, либо её нет. Она не падает с неба, она осознано создается и методично внедряется администрацией. Начальство должно заложить основу справедливого отношения к персоналу, а развивать это отношение обязаны все члены трудового коллектива. Принцип справедливости всегда современен и востребован сложностью современного производства, жизненными условиями, он, как и все остальные принципы, требует постоянного и точного учета.
Учет – это способ сбора сообщений, поэтому он должен нести в себе и информацию, и совет, и предостережение. Одновременно с этим учет на предприятиях должен быть надежным, прочным, немедленным и полным. Цель учета состоит в том, чтобы увеличить число и интенсивность предостережений, чтобы дать нам такие сведения, которые мы через внешние чувства не получаем. Но главное - это то, что с помощью учета создается самоорганизация, что учет должен фиксировать эффективность.
Диспетчирование - более ёмкое понятие, оно является частью управления и заключается в создании системы, обеспечивающей бесперебойную работу всего предприятия. Система эта, по утверждению Эмерсона, опирается на точные планы, расчеты, внутрифирменные нормы и правила. Диспетчирование должно и может применяться во всех сферах деятельности, будь то движение поездов, армия или работа ремонтной мастерской.
Физические нормы позволяют нам точно измерять все недостатки производительности и разумно работать над уменьшением потерь. Но при выработке норм и расписаний человеческой работы мы должны сначала классифицировать самих людей, самих рабочих, а затем дать им такое оборудование, обставить их таким образом, чтобы они могли, не затрачивая добавочных усилий, вырабатывать в 6 раз, в 7 раз, а может быть, и в 100 раз больше, чем теперь. Нормы и расписания должны быть реальны, соответствовать действительности.
Нормализация - означает подстраивание подо что-либо, под установленные нормы и правила. Однако подстраиваться можно по-разному, а значит, и нормировать условия можно по-разному. Предыдущие восемь принципов – ребра, доведенные до конца, поэтому часть нагрузки последующих уже перенесена на них. К примеру, без нормализованных условий нельзя построить быстрый, надежный, точный учет, составить нормы и расписания. В то же время невозможно говорить о нормировании условий, не имея хотя бы теоретического плана, краткого расписания – направления, в котором предстоит двигаться. То есть принципы производительности, также как ребра купола сильно взаимозависимы.
Нормирование операций есть тот принцип, который громче всех остальных взывает к индивидуальности человека, рабочего. По отношению к рабочим идеалы пассивны, пассивен здравый смысл, пассивно планирование во всех своих стадиях, но хорошее нормированное исполнение дает рабочему личную радость, дает ему все богатство активного проявления личных сил.
Писаные инструкции являются прямыми проводниками прогресса, они помогают людям двигаться вперед, опираясь на знания, накопленные предыдущими поколениями. Главная функция инструкций – фиксирование информации, полезной и важной для отдельных категорий лиц или в целом для человечества, сохранение этой информации и передача её из поколения в поколение.
Эффективная
система вознаграждения должна
обновлять и укреплять
“Для того, чтобы люди работали хорошо, у них должны быть идеалы; у них должна быть надежда на высокую награду за производительность, а иначе ни внешние чувства, ни дух, ни разум не получают никакого стимула”.