Классическая школа. Анри Файоль

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 21:20, доклад

Описание работы

Основоположник административной школы, Анри Файоль (1841-1925), так же, как и Тейлор, был прежде всего практиком. По образованию Файоль был горным инженером. Первые его работы были посвящены геологии и технике безопасности при работе в шахте. Однако интерес к управлению вскоре перевесил, стоило лишь ему занять должность управляющего одной из горнодобывающих компаний Франции. Правда, в те дни компания еле держалась на плаву и была на грани банкротства.

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 17.29 Кб (Скачать)

      В самом деле, представители зародившейся в 10-20х годах прошлого века классической школы сформулировали много правил, важность которых подсознательно чувствовали, наверное, еще египетские надсмотрщики, руководившие строительством пирамид. Большинство их идей признано фундаментом  современного менеджмента – с  их обстоятельного изложения начинается в наши дни любой учебник по этой дисциплине.

      Основоположник  административной школы, Анри Файоль (1841-1925), так же, как и Тейлор, был прежде всего практиком. По образованию Файоль был горным инженером. Первые его работы были посвящены геологии и технике безопасности при работе в шахте. Однако интерес к управлению вскоре перевесил, стоило лишь ему занять должность управляющего одной из горнодобывающих компаний Франции. Правда, в те дни компания еле держалась на плаву и была на грани банкротства.

      Тем не менее, Анри Файоль прекрасно доказал, что он имеет полное право поучать будущих менеджеров: вскоре компания вырвалась в лидеры своей отрасли, а ее управляющий стал подумывать о том, чтобы обобщить наработанные им схемы в одной книге. Эта книга, названная им "Общий и административный менеджмент", вышла в 1916 г. и тут же стала классикой своего жанра.   
 

Великолепная  четверка  

       Файолю принадлежит ставшее общепризнанным разделение менеджмента на четыре функции. Эти функции представляют собой самые общие направления, каждое из которых относительно самостоятельно, но, в то же время, соотносится с другими направлениями в рамках процесса управления. Вот эти функции:

      1)      Планирование: менеджер должен вырабатывать определенные картины будущего для своей организации, причем это должны быть не просто голубые мечты, но вполне реалистичные и в то же время не слишком заниженные цели и задачи.

      2)      Организация: менеджер должен создать такую структуру, которая будет отвечать выработанным целям и задачам в максимальной степени.

      3)      Мотивация: менеджер также должен подумать и о персонале, а именно – создать такие условия, чтобы работники, как и он сам, стремились к достижению поставленных перед организацией целей и задач.

      4)      Контроль: наконец, менеджер не должен ни на минуту пускать организационные процессы, что называется, на самотек, постоянно контролируя деятельность организации и производя корректировки в планах, организационной структуре или работе в области мотивации, если они, как покажет практика, не будут удовлетворять сложившейся ситуации.    

Правила успешного менеджмента       

      Однако  Файолю принадлежит еще один внушительный список. Этот список – не что иное, как правила эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как "14 правил Файоля". Некоторые правила, существовавшие задолго да Файоля, были всего лишь обобщены, некоторые – сформулированы впервые. Формулируя эти правила, Файоль оринетировался на  основную задачу административной школы, а именно – выработку универсального рецепта успешного управления, которой, по мнению представителей данной школы, непременно должен существовать. Вот эти правила:

      1)      Разделение труда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручению работникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастет вследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить свое внимание.

      2)      Полномочия и ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагаться также и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.

      3)      Дисциплина: взаимоотношения внутри организации должны быть формализованы посредством установленных правил, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости.

      4)      Справедливость во всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в то же время сделать принять беспристрастное решение.

      5)      Вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.

      6)      Единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.

      7)      Единство цели – единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.

      8)      Централизация по ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы, однако этот принцип – не догма, а поэтому степень централизации зависит от корректного случая.

      9)      Принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль – «скалярную цепь», по терминологии  Файоля.

      10)  Общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.

      11)  Порядок: всему свое место и свое место для всего.

      12)  Стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.

      13)  Корпоративный дух: сплоченность работников – еще одно непременное условие достижения целей организации.

      14)  Инициатива: работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера (вспомним Тейлора!), в разумных пределах должны присутствовать и инициатива.  

      Существуют  ли универсальные правила управления и как они соотносятся с  вышеприведенными правилами Файоля – вопрос дискуссионный и вряд ли вообще решаемый. Однако тот факт, что простые правила, сформулированные почти сотню лет назад, и сегодня способны сильно облегчить жизнь менеджеру, неоспорим, как неоспорима роль Анри Файоля в становлении менеджмента как такового.

Информация о работе Классическая школа. Анри Файоль