Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 21:20, доклад
Основоположник административной школы, Анри Файоль (1841-1925), так же, как и Тейлор, был прежде всего практиком. По образованию Файоль был горным инженером. Первые его работы были посвящены геологии и технике безопасности при работе в шахте. Однако интерес к управлению вскоре перевесил, стоило лишь ему занять должность управляющего одной из горнодобывающих компаний Франции. Правда, в те дни компания еле держалась на плаву и была на грани банкротства.
В самом деле, представители зародившейся в 10-20х годах прошлого века классической школы сформулировали много правил, важность которых подсознательно чувствовали, наверное, еще египетские надсмотрщики, руководившие строительством пирамид. Большинство их идей признано фундаментом современного менеджмента – с их обстоятельного изложения начинается в наши дни любой учебник по этой дисциплине.
Основоположник административной школы, Анри Файоль (1841-1925), так же, как и Тейлор, был прежде всего практиком. По образованию Файоль был горным инженером. Первые его работы были посвящены геологии и технике безопасности при работе в шахте. Однако интерес к управлению вскоре перевесил, стоило лишь ему занять должность управляющего одной из горнодобывающих компаний Франции. Правда, в те дни компания еле держалась на плаву и была на грани банкротства.
Тем
не менее, Анри Файоль прекрасно доказал,
что он имеет полное право поучать будущих
менеджеров: вскоре компания вырвалась
в лидеры своей отрасли, а ее управляющий
стал подумывать о том, чтобы обобщить
наработанные им схемы в одной книге. Эта
книга, названная им "Общий и административный
менеджмент", вышла в 1916 г. и тут же стала
классикой своего жанра.
Великолепная
четверка
Файолю принадлежит ставшее общепризнанным разделение менеджмента на четыре функции. Эти функции представляют собой самые общие направления, каждое из которых относительно самостоятельно, но, в то же время, соотносится с другими направлениями в рамках процесса управления. Вот эти функции:
1) Планирование: менеджер должен вырабатывать определенные картины будущего для своей организации, причем это должны быть не просто голубые мечты, но вполне реалистичные и в то же время не слишком заниженные цели и задачи.
2) Организация: менеджер должен создать такую структуру, которая будет отвечать выработанным целям и задачам в максимальной степени.
3) Мотивация: менеджер также должен подумать и о персонале, а именно – создать такие условия, чтобы работники, как и он сам, стремились к достижению поставленных перед организацией целей и задач.
4) Контроль:
наконец, менеджер не должен ни на минуту
пускать организационные процессы, что
называется, на самотек, постоянно контролируя
деятельность организации и производя
корректировки в планах, организационной
структуре или работе в области мотивации,
если они, как покажет практика, не будут
удовлетворять сложившейся ситуации.
Правила
успешного менеджмента
Однако Файолю принадлежит еще один внушительный список. Этот список – не что иное, как правила эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как "14 правил Файоля". Некоторые правила, существовавшие задолго да Файоля, были всего лишь обобщены, некоторые – сформулированы впервые. Формулируя эти правила, Файоль оринетировался на основную задачу административной школы, а именно – выработку универсального рецепта успешного управления, которой, по мнению представителей данной школы, непременно должен существовать. Вот эти правила:
1) Разделение труда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручению работникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастет вследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить свое внимание.
2) Полномочия и ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагаться также и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.
3) Дисциплина: взаимоотношения внутри организации должны быть формализованы посредством установленных правил, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости.
4) Справедливость во всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в то же время сделать принять беспристрастное решение.
5) Вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.
6) Единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.
7) Единство цели – единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.
8) Централизация по ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы, однако этот принцип – не догма, а поэтому степень централизации зависит от корректного случая.
9) Принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль – «скалярную цепь», по терминологии Файоля.
10) Общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.
11) Порядок: всему свое место и свое место для всего.
12) Стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.
13) Корпоративный дух: сплоченность работников – еще одно непременное условие достижения целей организации.
14) Инициатива:
работники не должны быть машинами для
исполнения замыслов менеджера (вспомним
Тейлора!), в разумных пределах должны
присутствовать и инициатива.
Существуют
ли универсальные правила