Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:23, контрольная работа
В арсенале менеджера по персоналу есть множество методик. Все они, как правило, направлены на решение задач в какой-то конкретной сфере управления персоналом: в подборе, адаптации, обучении или оценке и т. д. Я хочу рассказать о методе, который по праву можно считать уникальным, а именно о кейс-методе. Его уникальность заключается, с одной стороны, в универсальности, а с другой - простоте использования
Кейс-метод в обучении персонала
В арсенале менеджера по персоналу есть множество методик. Все они, как правило, направлены на решение задач в какой-то конкретной сфере управления персоналом: в подборе, адаптации, обучении или оценке и т. д. Я хочу рассказать о методе, который по праву можно считать уникальным, а именно о кейс-методе. Его уникальность заключается, с одной стороны, в универсальности, а с другой - простоте использования
Общая характеристика метода
Кейс (англ. case study - исследование, анализ случая) - это смоделированная рабочая ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и предложений по эффективному решению проблемы. По сути, кейс - достаточно подробное описание отдельно взятой конкретной ситуации, содержащей в себе определенную проблему, вопрос и не всегда имеющей единственно правильный ответ.
Кейс-метод зародился в 20-е гг.
прошлого столетия в Гарварде и сначала
использовался исключительно
У кейс-метода есть свои признаки и
технические особенности, позволяющие
отличить его от других методов обучения.
Мы будем рассматривать
1. Наличие модели ситуации, состояние
которой описывается в
2. Многоальтернативность решений.
3. Единая цель при выработке
решений. Она, как правило,
4. Наличие системы оценки
Классификация кейс-метода
Все кейсы можно классифицировать по трем основаниям.
в зависимости от решаемой задачи:
- ситуационный
- проблемный
в зависимости от объема и структуры:
- комплексный
- мини-кейс
в зависимости от источника информации:
- реальный
- вымышленный
Во-первых, в зависимости от решаемой задачи кейсы можно разделить на проблемные и ситуационные.
В Проблемном кейсе описывается некая затруднительная ситуация в компании. Основная задача - ее анализ. Такой кейс может быть использован в рамках обучения руководителей стратегическому менеджменту, а также аналитическому подходу.
Ситуационные кейсы направлены прежде всего на развитие поведенческих компетенций, например, навыков постановки задачи или предоставления обратной связи. Описывается ситуация делового взаимодействия. Требуется найти оптимальное решение и способ его реализации. Очень часто ситуационные кейсы используются в качестве инструкции к ролевой игре. Такой тандем методов значительно повышает эффективность обучения, поскольку обучаемый имеет возможность не только выбрать определенную модель поведения в конкретной ситуации, но и проверить, каким образом эта модель работает на практике.
Во-вторых, по объему и структуре информации можно выделить комплексные и мини-кейсы.
Комплексный кейс принято считать
классическим. Он содержит достаточно
большой объем информации с высоким
уровнем детализации. Организация
и текущая организационная
Кейс может содержать
Преимуществом таких кейсов является возможность одновременно развивать большое количество компетенций, однако следует учитывать, что решение требует значительного времени, поскольку здесь важнее не скорость, а качество.
Мини-кейс - краткое описание практической ситуации, содержащей определенную проблему. Объем информации достаточен для того, чтобы человек, обладающий необходимыми знаниями и навыками, мог принять обоснованное решение и продемонстрировать его. Мини-кейсы используют в "навыковых" тренингах как для руководителей, так и для специалистов (например, менеджеров по продажам или по персоналу), а также при организации посттренингового сопровождения, для закрепления навыков, полученных в тренинге. Такие кейсы позволяют отработать на практике сложные взаимодействия руководителя с подчиненным или менеджера с клиентом, обучаемый получает опыт решения тех или иных проблем в условиях, максимально приближенных к реальности.
В-третьих, источники исходной информации для кейса могут различаться.
Большинство кейсов разрабатывается на основе сведений о Реальных компаниях и событиях. Внутренние специалисты по обучению персонала, менеджеры по персоналу могут использовать кейсы, разработанные на основе информации о своей компании, - они носят более прикладной характер, что повышает обучающий эффект.
Допустимо использование и кейсов, основанных на Вымышленных данных, но они, как правило, не обеспечивают достаточного правдоподобия и конкретизации ситуации, а также требуют определенного мастерства специалиста-разработчика. Как правило, этот вариант используется для мини-кейсов.
Методика использования кейс-метода
Разработка кейса - процесс
достаточно трудоемкий. Часто удобнее
использовать специализированные сборники,
содержащие кейсы для развития различных
компетенций. Если менеджер по персоналу
принимает решение самостоятель
Определить цель создания кейса - например, развить какую-то конкретную компетенцию. А каким образом будет использоваться кейс?Отдельно, в рамках, например, посттренингового сопровождения, или же он будет включен в качестве упражнения в тренинг?
Идентифицировать конкретную ситуацию, реально сложившуюся в компании.
Провести предварительную работу по поиску источников информации.
Собрать информацию и данные, используя различные источники, включая контакты с руководителями подразделений, в которых менеджер по персоналу планирует проводить обучение.
Подготовить первичный
вариант представления
Обсудить кейс с
руководителями
Подготовить методические рекомендации по использованию кейса.
Разработать задания для обучающихся и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации кейса.
Обучающимся либо оцениваемым сотрудникам дается письменное описание ситуации, их просят выявить проблему (проблемы), проанализировать предложенную информацию и выработать наиболее эффективное с их точки зрения решение.
При групповой работе за индивидуальным рассмотрением следует этап совместного обсуждения, а затем презентация его результатов.
В процессе индивидуальной работы целесообразно придерживаться следующего порядка работы:
- ознакомление с кейсом;
- выявление проблем;
- анализ имеющейся информации;
- формулирование альтернативных решений;
- оценка предложенных альтернатив;
- подготовка решений по итогам рассмотрения кейса;
- презентация результатов;
- обсуждение и подведение итогов с участием тренера.
В заключение
Итак, перечислим бесспорные преимущества кейс-метода обучения персонала.
1. В рамках кейс-метода
2. Использование кейс-метода
3. Обучение происходит не путем
пассивного усвоения