Как выжить в условиях жесткой конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:55, научная работа

Описание работы

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров условиям рынка. По мере развития производительных сил общества, совершенствования технологических производственных процессов, вовлечения в производственные процессы новаций происходит насыщение рынка товарами и услугами, вследствие чего усиливается соперничество между производителями за рынки сбыта и ресурсы.

Работа содержит 1 файл

Как выжить в условиях жесткой кнкуренции.docx

— 17.80 Кб (Скачать)

 

Как выжить в условиях жесткой кнкуренции

 

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого  успеха является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров условиям рынка. По мере развития производительных сил общества, совершенствования технологических производственных процессов, вовлечения в производственные процессы новаций происходит насыщение рынка товарами и услугами, вследствие чего усиливается соперничество между производителями за рынки сбыта и ресурсы.

Успех сопутствует предприятиям, способным  предложить услуги, наиболее соответствующие  нуждам потребителя. В настоящее  время популярной становится теория освоения рынков завтрашнего дня, то есть задача компании – целенаправленно  формировать потребности потребителя.

     Сегодня очевидно, что в стране произошла переориентация с промышленного производства на сферу услуг, и общепит приносит в бюджет немалые деньги, становясь важной частью экономики. В связи с этим сфера общественного питания является одним из наиболее привлекательных объектов исследований, а изучение конкурентоспособности в качестве основы принятия решений предприятиями питания представляет собой актуальность исследования.

Конкурентоспособность организации – это показатель, который характеризует ее успешность на рынке и дает фирме очень  много преимуществ. В настоящее  время на рынке ресторанных услуг  жесткая конкуренция, и выжить сможет тот ресторан, который обладает отличительными конкурентными преимуществами. В  свою очередь конкурентоспособный  ресторан стабилен, устойчив, имеет  прибыль, и с легкостью участвует  в конкурентной борьбе.

Конкуренция в переводе с латинского означает "сталкивание". Она является формой взаимного соперничества субъектов  рыночной экономики. Средством конкуренции  являются товары и услуги, с помощью  которых соперничающие фирмы  стремятся завоевать признание  и получить деньги потребителя.

Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора  соперничеством, ведущимся между  продавцами (или покупателями) за наиболее выгодные условия продажи товара (услуги). При этом основным методом  конкурентной борьбы ему виделись изменения  цен.

Поведенческое понимание конкуренции  совершенствовалось в направлении  более точного указания ее цели и  способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется "свойственная товарному производству - антагонистическая борьба между  частными производителями за более  выгодные условия производства и  сбыта товаров". Неоклассический  вариант поведенческого толкования конкуренции связывает ее с борьбой  за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том  смысле, что их количество меньше потенциальной  потребности общества.

Наряду с поведенческой трактовкой в 19 и особенно в 20 веке получила распространение  трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

Третий подход к определению  конкуренции является функциональным. Й. Шумпетер, в частности, в рамках своей теории определял конкуренцию как соперничество старого с новым. Нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии. Ф. Фон Хайек рассматривал конкуренцию совсем с другой стороны, называя ее "процедурой открытия". По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным. Скажем, в условиях типичной для реального рынка нехватки информации первоначально одинаково привлекательными могут казаться несколько возможных линий поведения фирмы. И только конкуренция "открывает", какая из них на самом деле верна, а какая ведет в тупик.

Конкуренция обязывает фирмы создавать  конкурентоспособный товар или  предоставлять конкурентоспособную  услугу. Существует диалектическая связь  конкуренции и конкурентоспособности  – одно вытекает из другого. Естественно, что категории "конкуренция" и "конкурентоспособность" должны относиться к фиксированному периоду  времени и конкретному рынку.

В зависимости от степени взаимозаменяемости продуктов выделяется четыре уровня конкуренции:

1. Конкуренция торговых марок  имеет место в том случае, когда  компания рассматривает в качестве  своих конкурентов фирмы, предлагающие  сходный продукт и услуги тем  же покупателям.

2. Отраслевая конкуренция. Компания  рассматривает в качестве конкурентов  фирмы, предлагающие рынку определенный  продукт или группу продуктов  близких субститутов.

3. Формальная конкуренция. Компания  считает конкурентами всех, кто  производит продукцию призванную  предоставить одни и те же  услуги.

4. Общая конкуренция. Компания  видит конкурента в каждом  производителе, участвующем в  борьбе за деньги потребителей.

Ближайшие конкуренты фирмы – компании, преследующие те же цели и придерживающиеся сходной стратегии. Компании необходима детальная информация о бизнесе  каждого конкурента, маркетинге, производстве, научных разработках, финансовой и  кадровой стратегии о качестве продукта, его характеристиках и ассортименте продукции, об обслуживании покупателей, о ценовой политике, о программах рекламы и сбыта. Компания должна организовать непрерывное наблюдение за реализацией стратегии конкурентов. К тому же компания должна постоянно  обеспечивать изменения желаний  покупателя и быть готовой к пересмотру стратегии для удовлетворения вновь  возникающих потребностей.

По степени интенсивности конкуренция  может быть: привлекательной, когда  в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности  или получает прибыли больше, чем  в предыдущем сегменте; умеренной, когда  действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка; ожесточенной для объекта  конкуренции, когда субъект поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента; ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конкурент) поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента.

Формы конкуренции:

1). предметная – конкуренция между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими одну и ту же потребность;

2). функциональная – конкуренция  между товарами (объектами)-заменителями.

Методы конкуренции: на основе критерия повышения качества товара (неценовая); на основе критерия повышения качества сервиса товара; на основе снижения цены (ценовая); на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара; на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Конкуренция может происходить  на следующих уровнях:

1). местном (в группе, отделе, организации и т.п.);

2). региональном (районе, городе, области и т.п.);

3). национальном (в стране);

4). межнациональном (в нескольких странах);

5). глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).

Конкурентоспособностью называется степень притягательности данного  продукта для совершающего реальную покупку потребителя. Обратим внимание на то, что конкурентоспособность  связана не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его  привлекательностью для делающих покупку  клиентов. Так проявляется в этой сфере суверенитет потребителя: решающее слово за ним, даже если объективно он не прав. Вместе с тем не следует  ставить знак равенства между  массовостью продаж и сильной  конкурентоспособностью товара – это, хотя и связанные, но не тождественные  понятия. Во-первых, не устраивающие клиентов (и, следовательно, неконкурентоспособные) продукты могут активно продаваться  при дефиците или отсутствии выбора. Слабость их конкурентных позиций объективно существует, но проявятся только, если на рынке реально появятся более  хорошие товары. Во-вторых, вполне конкурентоспособные  товары могут быть ориентированы  на узкие слои потребителей. Они  хороши, но не для всех. А потому никогда  не будут пользоваться спросом.

Анализ известных определений  конкурентоспособности продукции  позволяет выделить следующие особенности.

Во-первых, конкурентоспособность  продукции – это мера ее привлекательности  для потребителя. Привлекательность  продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых, иногда противоречивых требований. Состав предъявляемых требований, их приоритетность зависят как от видов продукции, так и от типа ее потребителя.

Во-вторых, конкурентоспособности  присущ динамический характер – ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному  моменту времени с учетом изменений  рыночной конъюнктуры во времени. То есть проблема конкурентоспособности  относится, в основном, к нестационарному недефицитному рынку, находящемуся в переходном состоянии.

В-третьих, конкурентоспособность  зависит от стадии жизненного цикла, на котором находится рассматриваемая  продукция.

Под конкурентоспособностью предприятия  или фирмы автор понимает способность  успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и  услуг.

Конкурентоспособность продукта –  это свойство продукции выступать  на рынке наравне с присутствующими  там аналогичными товарами и возможность  его успешной продажи на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию.

Любое предприятие общественного  питания может рассматриваться  с одной стороны, как предприятие, оказывающее услуги населению, а  с другой – как производственно-торговое предприятие. Конкурентоспособность  ресторана (закусочной, кафе, сети ресторанов) напрямую зависит от качества предоставляемых  услуг и эффективности организации  бизнес-процессов на предприятии.

 


Информация о работе Как выжить в условиях жесткой конкуренции