Как мы себе представляем само понятие экологического менеджмента?

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:18, реферат

Описание работы

Существует множество разнообразных представлений об экологическом менеджменте. Идеи его уходят в далекое прошлое. Так, в 1871 году американский эколог, ученый Коммонер попытался сформулировать законы экологии, которые предвосхищают необходимость экологического менеджмента:
- все связано со всем;
- все должно куда-то деваться;
- ничто не дается даром;
- природа знает лучше.

Работа содержит 1 файл

Как мы себе представляем само понятие экологического менеджмента.docx

— 71.16 Кб (Скачать)

Можно назвать девять взаимосвязанных факторов, определяющих развитие экологического менеджмента.

1. Инфраструктура  экологического менеджмента –  совокупность внешних условий,  благоприятствующих или препятствующих  его появлению и развитию.

2. Менталитет –  образ мышления, традиции поведения,  характер деятельности.

3. Экологическая  культура – понимание важности  экологии, привычки поведения, отношение  к экологическим проблемам. 

4. Экологическое  образование – знание природы  и взаимодействия с ней человека, способность решать экологические  проблемы, овладение навыками их  анализа. 

5. Мониторинг экологических  ситуаций – последовательный  и непрерывный контроль экологической  обстановки.

6. Наличие ресурсов, отвечающих потребностям экологического  менеджмента. 

7. Система информационного  обеспечения экологического менеджмента  – структура информации, порядок  ее получения, движения и использования. 

8. Правовое обеспечение  экологического менеджмента –  наличие законодательных актов,  позволяющих и заставляющих решать  экологические проблемы.

9. Наконец, общая  тенденция экологического развития  общества – истоки, формы проявления  экологических проблем, возможности  их осмысления и потенциал  общественного сознания. 

  Фактор экологического  образования 

 Во всей совокупности  этих факторов сегодня центральное  место занимает фактор экологического  образования. Он является системообразующим и может быть рассмотрен в двух ракурсах – общее экологическое образование и экологическое образование современного менеджера, его профессиональная подготовка в этой области.

         Вообще в истории развития  человека, производства и общества  решение многих проблем начиналось  с образования и им определялось. Такая же ситуация возникает  и сегодня. Образование влияет  на изменение общественного сознания, развитие культуры, оценку решающих  проблем. 

          В государственных образовательных  стандартах есть уже несколько  специальностей экологического  профиля. Но специальности и  даже специализаций “экологический  менеджмент” пока еще нет.  Потребность в специалистах в  области экологического менеджмента  уже существует, а спрос на  этих специалистов не проявляется.  Уникальная ситуация. Но так или иначе готовить таких специалистов надо. Ведь наше образование должно быть опережающим. Здесь, как и в любом новом деле, возникает масса проблем, часть из которых уже явно проявляют себя, а часть существуют в латентном виде.

1. Любая специализация  строится на определенной базе  фундаментальной подготовки. На  какой базе готовить специалистов  в области экологического менеджмента? 

В существующих стандартах специальностей это могут быть либо база инженерно-технологической подготовки, либо база социально-экономической  подготовки. Многие ошибочно считают, что основой экологического менеджмента  являются знания в области технологии, инженерно-технические знания. Это  не соответствует современным тенденциям развития управления. Главной трудностью решения проблем экологического производства является человек, его  ценности и мотивы, его сознание и поведение. От этого зависит  и само появление экологичной техники и экологических технологий. Заинтересованность человека, оценка важности проблем, понимание их роли в дальнейшем развитии производства – это является определяющим фактором управления.

Специальность “Экологический менеджмент” должна строиться на базе социально-экономического образования. А инженерное образование обязательно  должно включать компоненты экологических  знаний.

2. Трудно пока  еще складывается концепция экологического  менеджмента, определяющая состав  специальных для образования  дисциплин. Чему учить ? Не так просто ответить на этот вопрос, как кажется.

3. Специалист рождается  в процессах формирования профессионального  сознания. Оно зависит от технологии  обучения. Для экологического менеджмента  необходимы современные высокоэффективные  технологии обучения, ориентированные  не только на предоставление  знаний, но и развитие деятельностной основы их использования и практической реализации.

4. Экологический  менеджмент не может не быть  менеджментом инновационным, ибо  он отражает принципиально новые  подходы к управлению и решение  проблем нетрадиционного характера.  Это предъявляет и новые требования  к образовательному процессу.

5. Практическая ориентация  специальности – необходимое  условие подготовки специалистов. Способность анализа и навыки  решения проблем определяют успех  экологического менеджмента. 

6. Существует проблема  и педагогических кадров. Для  этой специализации их недостаточно.

7.  Первые пять  из перечисленных проблем должны  найти свое системное выражение  в профессиограмме специалиста. Она разрабатывается на основе науки, практики и целей экологического менеджмента. Она является основой не только для организации подготовки специалистов, но и их карьеры в практической деятельности.

8. Специальность  и специализация, как и любой  результат образовательной деятельности, характеризуются качеством подготовки. Это тоже проблема, решение которой  нельзя упускать из виду.

Все эти проблемы можно представить в виде комплекса  критических факторов эффективной  подготовки специалистов в области  экологического). Не только состав, но и взаимодействие этих факторов определяют уровень эффективности, а, следовательно, и жизненность и практическую ценность специализации.

Информация о работе Как мы себе представляем само понятие экологического менеджмента?