Кадровый менеджмент предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг управление людьми имеет важное значение. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Роль человеческого фактора в управлении……………………………4
2. Кадровая политика предприятия……………………………………….6
3. Сущность, направления, проблемы, содержание кадрового менеджмента
3.1. Подбор………………………………………………………………..11
3.2. Отбор…………………………………………………………………14
3.3. Расстановка…………………………………………………………..16
3.4. Перемещение………………………………………………………...19
3.5. Обучение……………………………………………………………..21
3.6. Повышение квалификации………………………………………….23
4. Сущность, цели и значение аттестации………………………………..25
5. Методы оценки личных и деловых качеств персонала……………….27
Заключение………………………………………………………………….36
Библиографический список………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 197.00 Кб (Скачать)
Фамилии сотрудников Иванов Петров Сидоров Козлов
Иванов        
Петров        
Сидоров        
Козлов        
 

       Рейтинг или метод сравнения

       Он  основан на оценке соответствия работника  занимаемой должности. Это метод  шкалирования личных качеств работника. Важнейший компонент данного  вида оценки - список задач, которые  должен выполнять аттестуемый сотрудник. После составления этого списка (он может быть взят и из должностных инструкций) происходит изучение деятельности с учетом времени, затрачиваемого сотрудником на принятие решений, способов выполнения поставленных задач. Учитывается также, насколько экономно сотрудником используются материальные средства. Затем происходит оценка перечисленных в списке качеств аттестуемого сотрудника по 7-бальной шкале: 7 - очень высокая степень, 1 - очень низкая степень.

       Анализ  результатов может проводиться  либо по соответствию выявленных оценок эталонным, либо сравнением результатов, полученных от работников одной и той же должности.

       Метод заданного распределения

       При данном методе лицу, проводящему оценку, переписывается дать работникам оценки в рамках заранее заданного (фиксированного) распределения оценок. Например:

       10% - неудовлетворительно 

       20% - удовлетворительно 

       40% - вполне удовлетворительно 

       20% - хорошо 

       10% - отлично 

       ----------------------------------------------

       всего - 100 %

       Единственное, что требует от работника - списать на отдельную карточку фамилию работника и распределить их по группам в соответствии с заданной квотой. Распределение может проводиться по разным основаниям (критериям оценки).

       Метод оценки по решающей ситуации

       Для использования этого метода специалисты по оценке готовят список описаний "правильного" и "неправильного" поведения работников в типичных ситуациях - "решающих ситуациях". Эти описания распределяются по рубрикам в соответствии с характером работы. Далее лицо, проводящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику, в который вносит примеры поведения по каждой рубрике. Позже этот журнал используется оценке деловых качеств сотрудника.

       Обычно  данный метод используется в оценках, выносимых руководителем, а не коллегами и подчиненными.

       Метод рейтинговых поведенческих установок

       Основан на использовании "решающих ситуаций" (См. метод оценки решающих ситуаций), из которых выводятся требуемые  личные от работника деловые и  личные качества, которые и становятся критериями оценки. Оценщик прочитывает в анкете рейтинга описание какого-либо критерия оценки (например, инженерная компетентность) и ставит пометку в шкале в соответствии с квалификацией оцениваемого. Дорогостоящий и трудоемкий метод, но доступный и понятный работникам.

       Метод шкалы наблюдения за поведением

       Аналогичен  предыдущему, но вместо определения  поведения работника в решающей ситуации текущего времени оценщик  фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или  иным специфическим образом ранее. Метод трудоемкий и требует существенных материальных затрат.

       Метод анкет и сравнительных анкет

       Включает  набор вопросов или описаний поведения  работника. Оценщик проставляет  отметку напротив описания той черты  характера, которая, по его мнению, присуща работнику, в противном случае оставляет пустое место. Сумма пометок дает общий рейтинг анкеты данного работника. Используется для оценки руководством, коллегами и подчиненными.

       Интервью.

       Эта методика заимствована отделами по работе с персоналом из социологии.

       Вот пример плана интервью с целью  оценки личности. В интервью важно  получить информацию о следующих  компонентах и характеристиках  личности:

  • интеллектуальная сфера;
  • мотивационная сфера;
  • темперамент, характер;
  • профессиональный и жизненный опыт;
  • здоровье;
  • отношение к профессиональной деятельности
  • ранние годы;
  • детский сад;
  • школа;
  • профессиональное обучение (начальное, среднее, высшее, профессиональное);
  • служба в армии;
  • отношение к работе на фирме;
  • увлечения;
  • самооценка возможностей, здоровья;
  • семейное положение, отношения в семье;
  • формы проведения досуга.

       Несмотря  на то, что многие авторы, не отрицая  комплексной оценки управленческого  персонала при продвижении по службе, оценки творческого потенциала, квалификации, определении степени мотивации, высказывают определенную озабоченность тем, что в условиях создания кадрово-информационных систем создается тотальный контроль за деятельностью персонала, затрагивающий многие личные характеристики. По мнению А. Силина14, эти данные не должны учитываться в информационных системах. К таким личным данным он относит:

  1. Сведения о состоянии здоровья (виды и причины увечий и заболеваний, лекарственная и алкогольная зависимость и др.)
  2. Данные о наказуемых поступках и нарушениях порядка, принятых санкциях.
  3. Информация о религиозных и политических взглядах, о принадлежности к партиям, профсоюзам и различным обществам.
  4. Результаты медицинских и психологических тестов.
  5. Данные о бывшей занятости (частота смены вуза, профессии, оценка бывшим работодателем).
  6. Другие данные о частной жизни (участие в войнах, количество браков, внебрачные дети, курение, хобби, судимости и т.д.).
 

       Метод "360 градусов оценки".

       Сотрудник оценивается своим руководителем, своими коллегами и своими подчиненными. Конкретные формы оценки могут варьироваться, но все оценивающие заполняют одинаковые бланки и обработка результатов производится с помощью компьютеров, чтобы обеспечить анонимность. Цель метода - получить всестороннюю оценку аттестуемого.

       Метод независимых судий.

       Независимые члены комиссии - 6-7 человек - задают аттестуемому разнообразные вопросы. Процедура напоминает перекрестный допрос по разным сферам деятельности аттестуемого. Перед судьей располагается компьютер, на котором оценивающий нажимает клавишу "+" в случае правильного ответа и, соответственно клавишу "-" - в случае неправильного ответа. По завершении процедуры программа выдает заключение. Возможна и ручная обработка ответов работника, тогда правильность ответов заносится в предварительно составленный бланк.

       Тестирование.

       Для оценки работника могут быть применены  и различные тесты. По своему содержанию они разделяются на три группы:

       - квалификационные, позволяющие определить  степень квалификации работника; 

       - психологические, дающие возможность  оценить личностные качества работника;

       - физиологические, выявляющие физиологические  особенности человека.

       Положительные стороны тестовой оценки в том, что  она позволяет получить количественную характеристику по большинству критериев  оценки, и возможна компьютерная обработка результатов. Однако, оценивая потенциальные возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике.

       Метод комитетов.

       Оценка  проводится группой экспертов и  нацелена на выяснение способностей кандидата, дающих ему право претендовать на другие должности, в частности на выдвижение на повышение.

       Данная  методика состоит из следующих этапов:

       - деятельность разбивается на  отдельные составляющие;

       - определяется результативность  каждого вида деятельности в  баллах по шкале (например, от-10 до+10), и таким образом определяют степень успеха;

       - составляются три списка работ:  те работы, которые удается решить  успешно, которые удаются от  случая к случаю, и те, которые  никогда не удаются; 

    • выносится заключительная комплексная оценка
    • Оценка в самом общем виде заключает следующие четыре действия:

       - выбор оцениваемых качеств, показателей  деятельности работника; 

       - использование разных методов  сбора информации;

       - оценочная информация должна  давать комплексное представление  о человеке;

       - сравнение реальных качеств сотрудника  с требуемыми.

       Изучаемые наборы качеств разрабатываются с учетом задач, выполняемых по должности. Обычно таких качеств набирается от 5 до 20.

       Метод центров оценки.

  • С помощью этого метода решаются две задачи:
        1. выясняются личные и деловые качества работника, (обычно этот метод используется для оценки руководящих сотрудников)
        1. определяется программа индивидуальных тренировок руководителя, позволяющая развить его способности, поведенческие навыки.
    • Испытание занимает различное время, так, например, для оценки профессионализма мастера достаточно несколько часов, для менеджера невысокого уровня - один день, для менеджеров среднего звена - два-три дня, чуть более для руководителей и управляющих высшего звена. Вот некоторые из используемых для оценки процедур:
    • Выполнение управленческих действий. За отводимые на выполнение задания два часа испытуемый должен ознакомиться с некоторыми инструкциями, деловыми бумагами, приказами и другими материалами, необходимыми для отдачи распоряжений по конкретным технологическим, производственным, кадровым вопросам. Так имитируется реальная деятельность фирмы. После окончания двухчасовой работы над заданием с оцениваемым проводится интервью.
    • Обсуждение проблем в небольшой группе. Эта процедура позволяет выявить умение работать в группе. Членам группы дается материал, с которым надо ознакомиться, самостоятельно принять решение по заданному вопросу и во время группового обсуждения (40-50 минут) убедить остальных в его правильности. На всех перечисленных этапах испытуемый оценивается наблюдателями в баллах.
    • Принятие решений. Испытуемых разделяют на несколько групп (представители конкурирующих фирм). Моделируется работа фирм на протяжении нескольких лет (2-5лет). Каждый час считается одним годом, в течение которого решается ряд задач. Деятельность каждого испытуемого оценивается экспертами.
    • Разработка и представление проекта. Необходимо за 1 час разработать проект плана развития какого-то рода деятельности, который потом защищается перед экспертами.
    • Подготовка делового письма. Каждый испытуемый готовит деловые письма по разным вопросам и с разных позиций: отказ, отмена решения, высказывание негативной информации и т.д. Действия оценивают эксперты.
    • Иногда практикуется и сравнение результатов экспертной оценки работника с его самооценкой своих личных и деловых качеств. Результаты такого сравнения могут быть очень показательными как для руководства, так и для самого работника.

       Метод деловых игр.

       Оценка  персонала осуществляется в рамках специально разработанных имитационных и развивающих деловых игр. К  оценке привлекаются как сами участники деловых игр, так и эксперты-наблюдатели. Аттестационные деловые игры проводятся, как правило, на результат, что позволяет оценить готовность персонала к решению текущих и будущих задач, а также индивидуальный вклад каждого участника игры. Этот метод оценки может использоваться для определения эффективности командной работы персонала.

Информация о работе Кадровый менеджмент предприятия