Кадровое планирование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:41, курсовая работа

Описание работы

Анализ литературы показал, что в отечественной науке управления теме, выбранной мной для данной курсовой, выделяется достаточно скромное место. В чем тут причина - не знаю. Возможно, виной тому то, что наша, российская, теория управления еще достаточно молода по сравнению со, скажем, американской. Но факт остается фактом: в работах российских авторов ( в частности, - Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента. - 1993, можно привести и другие примеры) внимание уделяется главным образом математическим расчетам необходимого числа служащих.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА …….. 5
§1 Определение предмета процесса кадрового планирования ………………. 5
§2 Проблема интеграции кадрового планирования в планы организации ….. 9
ГЛАВА II. СТАДИИ ПРОЦЕССА КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ……. 12
§1 Определение влияния стратегических целей организации на отдельные ее подразделения…………………………………………………………………....12
§2 Определение будущих потребностей ……………………………………... 14
§3 Учет имеющихся кадров при определении числа необходимой рабочей силы ……………………………………………………………………………... 16
§4 Методы прогнозирования кадровых потребностей ……………………… 17
§5 Разработка конкретных планов ……………………………………………. 20
ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ……… 22
§1 Планирование потребностей в персонале ………………………………… 22
§2 Планирование использования кадров ……………………………………... 24
§3 Планирование обучения персонала ……………………………………….. 25
§4 Планирование сокращения (высвобождения) персонала ………………... 26
ГЛАВА IV. ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ …... 29
ГЛАВА V. РАСПРОСТРАНЕННЫЕ «ЛОВУШКИ» ПРОЦЕССА КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ……………………………………………. 31
Заключение ……………………………………………………………………... 33
Список литературы …………………………………

Работа содержит 1 файл

Управление_персоналом.docx

— 52.73 Кб (Скачать)
y">     Здесь должен быть дан ответ на вопрос: что есть и в чем несоответствие с тем, что необходимо? То есть происходит оценка кадровых ресурсов фирмы. Суть планирования в том, что оценка принимает  вид постоянного отслеживания, а  не периодических мероприятий (ответ на вопрос «Что есть?» всегда готов).

     На  этом этапе работа должна вестись  в трех направлениях:

     оценка, анализ состояния наличных ресурсов (их количество, текучесть, качество, результативность труда, заслуги, компетентность, оптимальность  их загрузки и так далее);

     оценка  внешних источников. К ним относятся  работники других предприятий, выпускники учебных заведений, учащиеся;

     оценка  потенциала указанных источников (качественные резервы развития ресурсов).

     В соответствии с эволюцией кадровой политики (от функции снабжения готовой  рабочей силой к функции всемерного развития и максимального использования  уже занятых работников) происходит переход от оценки внешних источников к более тщательному анализу  состояния и потенциала внутренних ресурсов. При этом сама оценка носит  все более активный характер: от учета количественных и качественных параметров к исследованию потенциала.

     Особое  значение ресурсный блок приобретает  в условиях инновационного процесса, поскольку кадры составляют важнейший  элемент научно-технического потенциала фирмы, причем работающий в режиме активной обратной связи (генерирование нововведений). В данном блоке выявляются те, кто  способен развиваться в неопределенных условиях (новаторов), оценивается их пригодность к творческой работе. Часто меняется и единица оценки, ею становится группа работников.

     Следующая ступень - оценка соответствия требований и ресурсов (в настоящее время  и в будущем). Выявление разрыва  окончательно корректирует количественную и качественную потребность в  кадрах. Очень важно установить природу  несоответствия требуемого и имеющегося, поскольку этим обуславливается  круг мероприятий по его ликвидации.

§4 Методы прогнозирования  кадровых потребностей

     Прогнозирование потребностей в персонале организации  может быть выполнено при использовании  ряда методов (по отдельности и в  комплексе). Понятно, что, независимо от используемого метода, прогнозы представляют собой определенные приближения  и не должны рассматриваться в  качестве абсолютно верного результата, этакой «истины в последней инстанции».

     Методы  для прогнозирования потребностей в персонале могут быть основаны либо на , скажем так, суждениях, либо на использовании математики. Суждения включают оценки управляющих и методику Дельфи.

     При использовании метода оценок управляющих  менеджеры представляют оценки будущих  потребностей укомплектования персоналом. Эти оценки могут быть произведены  как верхним управленческим звеном и передаваться «вниз», или же управленцами более низкого уровня и передаваться «вверх» для дальнейшего изменения. Хотя наибольший успех возможен при комбинации этих двух вариантов.

     При методике Дельфи каждый из экспертов  делает независимую оценку того, каким  будет следующий запрос, руководствуясь всеми основными допущениями. Посредники, представляют прогноз и предположения  каждого эксперта другим, и позволяет  экспертам пересматривать их позиции, если это надо. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не появляется согласие.

     Методы, основанные на использовании математики, включают различные статистические методы и методы моделирования. Статистические методы используют исторические данные для проектирования будущего состояния. Одним из них можно считать  экстраполяцию - наиболее простой и  часто употребляемый метод, который  состоит в перенесении сегодняшней  ситуации (пропорций) в будущее. Привлекательность  этого метода состоит в его  доступности. Ограниченность заключается  в невозможности учесть изменения  в развитии организации и внешней  среды. Поэтому этот метод подходит для краткосрочного планирования и  для организаций со стабильной структурой, действующих в относительно стабильных внешних условиях.

     Методы  моделирования обычно обеспечивают упрощенный просмотр кадровых потребностей в организации. При изменении  входных данных кадровые разветвления могут проверяться для различных  сценариев потребностей в персонале.

     Если  брать во внимание историю, то прогнозы, основанные на суждениях, использовались чаще, чем те, которые основаны на использовании математики. Методы экспертных оценок - более простые и обычно не требуют сложных исследований. Однако сейчас, учитывая быстрое увеличение числа ПК, можно предположить что  методы, основанные на математике, будут  использоваться чаще.

     Отдельно  выделяю методы определения необходимой  численности кадров предприятия. При  этом следует различать:

     общую потребность в персонале, представляющую собой всю численность персонала, которая необходима предприятию  для выполнения запланированного объема работ (брутто-потребность в кадрах),

     дополнительную  потребность, количество работников, которое  необходимо в планируемом периоде  дополнительно к имеющейся численности  базового года, обусловленное текущими нуждами предприятия (нетто-потребность  в кадрах).

     Если  из количественного значения брутто-величины вычесть фактический наличный состав персонала и учесть будущие изменения  в нем (выход на пенсию, переводы, увольнения), то получим нетто-потребность  в персонале.

     Если  это величина положительная, то возникают  проблемы найма персонала, если отрицательная - его приспособления к потребностям.11 

§5 Разработка конкретных планов

     Как только требования к персоналу определились, должны разрабатываться планы действия для достижения желаемых результатов. Если требования сети указывают потребность  для добавлений, планы должны делаться набирать, выбирать, ориентировать, и  подготавливать определенные количества и типы необходимого персонала. Если уменьшение в трудовом составе необходимо, планы должны делаться так, чтобы  реализовать необходимые корректировки. Если время не имеет значения, естественное изнашивание может использоваться, чтобы уменьшать трудовые издержки. Однако, если организация не может  предоставлять роскошь естественного  изнашивания, то число может сокращаться  или при уменьшении общего числа  служащих или при создании других корректировок, которые не приводят к отставке служащих.

     Имеются четыре базисных пути, как сократить  общее число служащих:

     (1) Сокращения производства;

     (2) Истечение срока, завершение;

     (3) побуждения к раннему уходу  в отставку;

     (4) побуждения к добровольному уходу  с должности. Сокращение производства, в противоположность истечению  срока, принимает что вероятно, служащие будут набираться вновь  некотором количестве, но позже  определенной даты. Большинство  планов ранних уходов в отставку  и уходе с должности обеспечивает  некоторое финансовое побуждение  к этим отставкам. 

     Подходы, не приводящие к отставке служащих включают:

     (1) реклассификацию; 

     (2) пересылку; 

     (3) распределение работы.

     Реклассификация включает или понижение в должности  служащего, понижение возможностей работы, или комбинации этих двух. Обычно, реклассификация сопровождается уменьшением  оплаты. Пересылка включает перемещение  служащего в другую часть организации.

     Распределение работы - установка, чтобы ограничить сокращение производства и завершения через пропорциональное уменьшение часов среди служащих.

     Планы действия должны планироваться постепенно с выполнением кадрового планирования.

     На  организационные цели влияет большое  количество исторических и относящихся  к окружению факторов. Относящиеся  к окружению факторы будут  включать переменные типа экономики, конкуренции  и технологии. Когда организационные  цели установились, они транслируются  в дивизиональные ведомственные  цели.

     Отдельные менеджеры определяют человеческие ресурсы, необходимые для достижения целей. Отдел кадрового планирования соединяет и определяет общий  спрос в персонале для данной организации.

     Подобно этому, сеть кадровых требований основывается на информации, представленной на рассмотрение различными отделами организации в  свете доступного персонала и  ожидаемых изменений. Если требования сети положительны, организационные  орудия - набор, выбор, обучение, и разработка. Если требование отрицательно, соответствующие  корректировки должны делаться через  сокращения производства, истечение  срока, раннюю отставку или добровольный уход. 

Глава III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КАДРОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ

     С производственно-экономической точки  зрения кадровое планирование представляет собой оцениваемое с помощью  чисто экономических и организационных  критериев соответствие между работником и его рабочим местом на определенном участке труда.

     В главе I были приведены задачи, которые  призвано решить кадровое планирование. Разнообразие этих задач определяет тот факт, что все кадровое планирование можно поделить на следующие его  виды:

     планирование  потребностей в персонале,

     привлечения (набора) персонала,

     использование и сокращения персонала,

     обучения  персонала,

     сохранения  кадрового состава,

     расходов  на содержание персонала,

     производительности.

     Разумеется, все виды кадрового планирования тесно связаны друг с другом, взаимно  дополняют и корректируют мероприятия, предусмотренные в том или  ином плане.

§1 Планирование потребности  в персонале

     Включает:

     Оценку  наличного потенциала трудовых ресурсов;

     Оценку  будущих потребностей;

     Разработку  программ по развития персонала.

     Конкретное  определение потребности в персонале  представляет собой расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и  расстановке в соответствии с  текущими и перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной потребности  в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения  персонала, его подготовки и переподготовки.

     Таблица 1. Действующие взаимосвязи в планировании потребности в персонале.(12)

 
Факторы Их  влияние Методы  определения  
1. Факторы,  существующие вне предприятия.      
1.1.Изменение  конъюнктуры Сбытовые  возможности предприятия

Себестоимость

Анализ тенденций, оценка  
1.2.Изменение  структуры рынка   Анализ рынка  
1.3.Конкурентные  отношения   Анализ положения  на рынке  
1.4.Данные, определяемые экономической политикой   Анализ экономических  данных и процессов  
1.5.Тарифное  соглашение   Прогноз последствий, анализ принятых соглашений  
2. Факторы,  существующие на предприятие  (внутренние)      
2.1.Запланированный  объем сбыта Количественные  и качественные потребности в  кадрах (новый спрос или пониженный спрос) Принятие предпринимательских  решений в соответствии с оценкой  факторов, перечисленных в пункте 1.  
2.2.Техника,  технология, организация производства  и труда Численность необходимого персонала

Объем и качество готовой продукции

Показатели  на основе эмпирических данных организационного характера и науки о труде  
2.3.Текучесть  кадров Дополнительная  потребность в работниках для  замены выбывших Учет убытков  
2.4.Простои Нерациональное  использование персонала

Сокращение  объема производства

Определение доли текучести кадров и простоев  
2.5.Стратегия  профсоюза Кадровая политика Переговоры  
       

Информация о работе Кадровое планирование в организации