Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:26, курсовая работа
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика - главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
Принцип формирования уникального кадрового потенциала кризисного предприятия. Повышение уровня конкурентоспособности кризисного предприятия в решающей степени зависит от его интеллектуального и информационного потенциала, ценность которого экспоненциально растет в зависимости от масштаба инвестиций в него и приобретенного персоналом опыта. Интеллектуальное лидерство фирмы в какой-нибудь области притягивает талантливых людей, что позволяет рассчитывать на создание уникального сочетания профессиональных способностей, составляющих ядро кадрового потенциала высококонкурентных фирм.
Принцип комплиментарности управленческих ролей ситуации на предприятии. В зависимости от взаимодействия профессиональной и политической составляющих кадрового состава организации выделяют: управленцев, организаторов, администраторов и руководителей.
К частным принципам относятся принципы деятельности кадровых служб по отбору, расстановке, подготовке и переподготовке персонала.
4.2 Методы формирования кадровой политики кризисного предприятия
Легко советовать, но трудно руководить эффективно, элегантно склоняя людей к вашей точке зрения и заряжая их стимулом к достижению поставленной Вами цели.
Методы формирования кадровой политики в условиях кризиса на предприятии направлены на преодоление сопротивления изменениям со стороны персонала. Минимальная цель управления изменениями - смягчить их воздействие на организацию и ее служащих».
Каковы составляющие управления изменениями? Процесс начинается с осознания необходимости изменений. Затем надо решить, как перейти от нынешнего состояния к будущему. Именно в этот момент выявляются проблемы, неизбежные для всякого процесса изменений. Они могут включать: сопротивление изменениям; недостаточную стабильность; высокий уровень стресса; энергию, направленную в нежелательное русло; конфликты и потерю контроля над ситуацией.
1. Проанализируйте
проблему вместе с коллективом
и подвигните его тем самым
к изменениям.
2. Выработайте
сообща представление, как 3. Поощряйте
согласованность при выработке
нового видения, 4. Распределяйте процесс обновления на другие подразделения, не подталкивая сверху. 5. Воплощайте процесс обновления в официально проводимой политике, системах и структурах. 6. Отслеживайте
процесс обновления и Существуют следующие этапы стратегии для достижения согласия: 1. «На первом этапе проводятся встречи с человеком или людьми, которых могут затрагивать предполагаемые изменения, чтобы предупредить их об этом. 2. На втором
этапе сообщают информацию о
целях изменений, о том, каким
образом предполагается их 3. На третьем этапе изменения вносятся и начинают работать. Неизбежно появятся задержки, препятствия, непредвиденные осложнения, отрицательные реакции со стороны тех, кто окажется лицом к лицу с реальными переменами. Важно ответить на эти реакции таким образом, чтобы учесть разумные замечания или привести разумные объяснения, почему изменения должны произойти как запланированы. Когда изменения внесены, нужно, чтобы они прижились и по мере их осуществления стала очевидна их ценность» . Т.Ю. Базаров в работе «Управление персоналом развивающейся организации» выделил четыре основные метода: принудительный, адаптивный, кризисный, управление сопротивлением. Каждый из данных методов имеет свои преимущества и недостатки, а также специфические условия применения. На наш взгляд, в реальной ситуации вполне возможно сочетание данных приемов. Принудительный метод проведения организационных изменений предусматривает использование силы и власти для преодоления сопротивления. Это процесс нежелательный в социальном плане, но дающий преимущества во времени стратегического реагирования. Наибольшие трудности в использовании этого метода в следующем: - отсутствие до начала процесса перемен базы, которая обеспечила бы его существование, в результате чрезвычайно высок риск неудачи нововведения; |
- неспособность
предвидеть источники и силу
сопротивления. Возникает
- неспособность устранить первопричину сопротивления;
- преждевременные структурные перемены. В результате - замедление темпов изменений;
- игнорирование
указаний по внедрению
- непонимание
необходимости повышать
Для повышения эффективности принудительного изменения необходимо провести анализ настроения персонала и выявить потенциальные источники сопротивления или, напротив, поддержки.
Метод адаптивных изменений. Этот метод дает возможность осуществлять изменения в условиях, когда у сторонников изменений нет административной власти, но есть сильная мотивация к внедрению нововведений, сформирован соответствующий образ мышления. Полезен когда опасности или благоприятные возможности легко предвидеть, и поэтому особой срочности в принятии мер нет. Неэффективен в случае чрезвычайных событий во внешней среде.
Управление кризисной ситуацией. Когда наступает кризис, сопротивление обычно уступает место поддержке. В подобной ситуации первоначальной задачей высшего руководства является не борьба с сопротивлением, а меры по предупреждению паники. О первых признаках выхода из кризисного положения свидетельствует возобновление сопротивления.
Когда кризис неизбежен, руководители, осознающие это ранее других, могут предпринять следующие действия:
1. Постараться
убедить всех в неизбежности
кризиса и принять
2. Не «зацикливаться» на неизбежности кризиса, готовить себя к роли «спасателя», когда кризис наступит;
3. До наступления
кризиса можно создать
Управление сопротивлением (метод «аккордеона»). Если принудительный и адаптивный методы являются крайними мерами проведения изменений, то метод «аккордеона» является промежуточным и может быть реализован в сроки, диктуемые развитием событий во внешней среде. Продолжительность процесса изменений подгоняется под имеющееся время.
С нарастанием срочности этот метод приближается к принудительному, с уменьшением срочности - к адаптивному методу осуществления изменений.
Метод эффективен
в условиях, когда спонтанные явления
во внешней среде не одиночные, а
повторяющиеся, и администрации
требуется создать постоянный управленческий
потенциал стратегического
Недостатки метода состоят в том, что он сложнее других, требует постоянного внимания со стороны высшего руководства, и люди, занятые внедрением данного метода, должны уметь планировать свои действия в трудно прогнозируемых ситуациях.
Сочетание приемов.
В реальной действительности администрация
использует несколько методов преодоления
сопротивления на различных временных
горизонтах развития организации. Само
по себе неуместное и несвоевременное
использование методов преодоления «феномена
сопротивления», таким образом, может
стать причиной срыва стратегически важных
мероприятий.
Заключение
Правильно выбранная кадровая политика обеспечивает:
- своевременное укомплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения бесперебойного функционирования производства, своевременного освоения новой продукции;
- формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат (экономия в разумных пределах издержек, связанных с наймом работников, подготовкой кадров с учетом не только расходов в текущем периоде, но и на последующую переподготовку и повышение квалификации и т. д.);
- стабилизацию коллектива благодаря учету интересов работников, предоставления возможностей для квалификационного роста и получения других льгот;
- формирование более высокой мотивации к высокопроизводительному труду;
- рациональное использование рабочей силы по квалификации и в соответствии со специальной подготовкой и т. д.
Однако достижение этих результатов возможно при правильной оценке осуществимости кадровой политики в конкретных организационно-технических и социальных условиях. Такая оценка необходима уже на стадии выбора кадровой политики.
Необходима проверка
кадровой политики на ее соответствие
сложившимся на предприятии традициям
в работе с кадрами, привычным для коллектива
и принимаемым им. Кроме того, следует
учитывать психологический климат на
предприятии, потенциальные возможности
коллектива, изменения во внешнем окружении.
Поэтому целесообразно проводить социологические
исследования с целью изучения реакции
со стороны коллектива на выбранную кадровую
политику, а на материалах территориальной
службы занятости - анализ ситуации на
рынке труда в отношении конъюнктуры спроса
на рабочих разных профессий, уровня квалификации,
профиля подготовки.
Список используемой литературы
1. Басовский Л. Е. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002.
2. Глухов В. В. Менеджмент: Учебник. - СПб.: СпецЛит, 2000.
3. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебное пособие. - 2-е издание. - М.: ТОО "Остожье"; Мн.: "Новое знание", 1999.
4. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Федосеев В. Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации. - М.: Экзамен, 2003.