Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:31, контрольная работа
При недавней смене правительства произошла смена и на посту министра образования и науки. Новый глава этого ведомства – пятый по счету за последние семь лет. Ни на одном другом министерском посту люди не меняются так часто, как на этой должности. При этом в системе образования РК имеют место серьезнейшие реформы.
При недавней смене правительства произошла смена и на посту министра образования и науки. Новый глава этого ведомства – пятый по счету за последние семь лет. Ни на одном другом министерском посту люди не меняются так часто, как на этой должности. При этом в системе образования РК имеют место серьезнейшие реформы.
В школы поступают все новые и новые учебники. Относительно недавно введена система тестирования. В скором времени предстоит переход на 12-летнюю систему среднего образования. Все эти преобразования осуществляются по инициативе и под руководством министерства образования и науки. При этом очень часто меняются сами министры. И это, надо полагать, вовсе не способствует успешному развитию образовательных реформ.
А ведь в свете тех глобальных задач, которые ставятся перед нашим государством, системе образования отводится исключительная роль. Прежде всего, имеется в виду задача вхождения Казахстана в ряды пятидесяти наиболее конкурентоспособных наций. Насколько наша образовательная система готова к такому вызову? Чтобы иметь реальное представление по такому вопросу, обратим внимание на пример одной из таких стран, которые ставили и ставят себе аналогичную задачу. Как у нее получается? И готовы ли мы повторить то, что ей удалось?
Задачу достижения высокого уровня конкурентоспособности в XXI веке сегодня ставит перед собой не только Казахстан, но и также Южная Корея. Причем, в отличие от принятых у нас в этой связи взглядов, там в среде политических и экономических лидеров есть твердая убежденность в том, что именно высшая школа является одной из фундаментальных основ развития экономики по пути к блестящим результатам. И она, такая вера, подкрепляется соответствующими финансовыми вливаниями – как со стороны государства, так и со стороны частных структур.
Еще в 2002 году в Южной Корее расходы на образование составили 7,1 % от ВВП. И тогда южнокорейцы среди стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (а это - своего рода объединение самых развитых в экономическом отношении государств мира) по этому показателю заняли третье место, пропустив вперед лишь ирландцев и американцев. Причем тогда Южная Корея в том, что касается одних только частных финансовых вливаний, являлась безоговорочным лидером. И эта часть расходов на образование по сию пору продолжает увеличиваться.
Однако
отсюда не следует делать вывод, что
доля участия государства в
Особенно большой расчет делают они, как уже было сказано выше, на высшую школу своей страны. В Южной Корее насчитывается 374 вуза. Там работают порядка 60 тыс. преподавателей и учатся 3,5 млн. студентов. 84 % всех вузов являются частными учебными заведениями. Поэтому, наверное, и не следует удивляться тому, что по показателю частных финансовых вливаний в образование Южная Корея ходит в мировых лидерах. Ведь основная часть таких средств попадает именно на счета частных университетов.
Например, бюджет престижнейшего Университета Кореи составляет порядка 1 млрд. долларов или 800 млн. евро. Это больше всего государственного бюджета любой страны СНГ, кроме России, Украины, Казахстана, Беларуси и Узбекистана (до недавнего времени, во всяком случае, только эти республики имели бюджеты, измеряемые миллиардом или миллиардами долларов). Значительную его часть составляют дарственные взносы таких индустриальных конгломератов, как Самсунг, Хёндай и LG. Университет Кореи вместе с Национальным университетом Сеула и Университетом Йонсей составляет тройку наиболее элитных высших учебных заведений Республики Корея. Для молодых корейцев и кореянок, завершающих свое среднее образование, поступить в один из этих вузов – голубая мечта. Но попасть туда очень и очень трудно.
В отличие от США или, скажем, Великобритании, где университеты обладают значительной самостоятельностью и независимостью, в Южной Корее организация учебного процесса в вузах всецело зависит от государственного управления в лице министерства образования, которое определяет квоты на студентов и оценивает качество преподавания, программ и дипломов.
32%
всех южнокорейских студентов
получают инженерное
Одним
словом, в Южной Корее система
высшего образование в
Подтверждением тому является появление нового проекта, названного “Звездный факультет” и призванного готовить будущих лауреатов Нобелевской премии. Суть его заключается в том, что полусотня прошедших тщательный отбор лучших умов из числа южнокорейских студентов станет в течение 10 лет получать ежегодно от правительства своей страны 200 млн. вонов (220 тыс. долларов или 170 тыс. евро).
Этот проект – составная часть обширных реформ в системе университетского образования, которые были запущены в начале 2006 года правительством Южной Кореи, одержимым желанием иметь в своем распоряжении лучшие умы нашего времени. Они, в частности, предусматривают слияние пятнадцати из пятидесяти больших факультетов. Цель – сделать их более конкурентоспособными. То есть получается, что для Южной Кореи вопрос конкурентоспособности экономики и страны напрямую связан с обеспечением конкурентоспособности системы университетского образования.
В
Казахстане с начала 2006 года такой
вопрос также приобрел первостепенную
актуальность. Но только у нас задачу
резкого повышения конкурентоспособности
экономики и страны в целом никто пока
не связывает с необходимостью проведения
кардинальных перемен в сфере образования
в целом и в системе высшей школы в частности.
Как будто народ и государство могут взять
и сделаться очень и очень конкурентоспособными
благодаря лишь административно-
В
Южной Корее подход к задаче повышения
конкурентоспособности иной. И ведущая
роль в ее решении отводится
Впрочем, реформа коснется не только университетов. Ею будет охвачена вся сфера образования. Сейчас запускается, к примеру, программа, названная “Счастливая зона”. Ее цель заключается в повышении уровня образования в регионах, признанных наименее благополучными, а также в смешанных сельских и городских зонах. Общее количество таких регионов и зон – 40. В 2007 и 2008 годах на цели улучшения качества образования там будет потрачено порядка 10,5 млрд. вонов (1,12 млн. долларов или 875 тыс. евро).
Южнокорейский
опыт мог бы дать Казахстану многое.
Прежде всего, он говорит о необходимости
самого серьезного подхода к реформам
в системе образования. Во-вторых, нужны
огромные финансовые вливания. На образовании
экономить не следует. В-третьих, надо
активно привлекать в эту систему частный
капитал. Об этом на коллегии министерства
образования и науки РК, состоявшейся
на прошлой неделе, говорил новый премьер-министр.
Впереди еще многое предстоит сделать.
А пока появление у нас своих лауреатов
Нобелевской премии представляется лишь
несбыточной мечтой.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский
государственный университет
Факультет экономики и финансов
Кафедра
менеджмента и маркетинга
Дисциплина
«Управление
Доклад на тему:
Выполнил: _______________
гр.Мен-21
Костанай 2008г.
Информация о работе Качественное образование – залог конкурентоспособности страны