Качества современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:58, статья

Описание работы

Подчиненным внушает доверие руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий решения, честно признающий ошибки. Росту авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, не мешающим работе.

Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого - бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет практически не влияют: от них никто не застрахован, а исправить их при желании не трудно

Работа содержит 1 файл

Качества современного менеджера.docx

— 20.26 Кб (Скачать)

Качества  современного менеджера

Статья  опубликована в журнале  «Российское предпринимательство» № 6 за 2001 год, стр. 50-54.

Рубрика: менеджмент   

Аннотация: 
Продолжение. Начало в № 2 2001, № 4 2001, № 5 2001.

Ключевые  слова: качества личности, качества менеджера, личностные качества специалиста, менеджеры

Мельников О.Н. 
канд. техн. наук, доцент кафедры “Предпринимательство и внешнеэкономическая деятельность”, МГТУ им. Н.Э. Баумана  
Ларионов В.Г. 
докт. экон. наук., профессор заведующий кафедрой “Экономика и менеджмент”, МГУПБ   
 
 

Подчиненным внушает  доверие руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий  решения, честно признающий ошибки. Росту  авторитета способствует также терпимость к слабостям людей, не мешающим работе.

Авторитет завоевывается  долго, а теряется быстро. И главные  причины этого - бездеятельность  и перестраховка. Ошибки же на авторитет  практически не влияют: от них никто  не застрахован, а исправить их при  желании не трудно.

Обычно авторитетный лидер – руководитель от природы. Но что же делать, если его нет? Можно, пусть на время, поставить во главе  дела просто умного, хорошо обученного специалиста. А для того, чтобы  такого безошибочно подобрать, нужно  знать качества, которые ему, в  обязательном порядке, должны быть присущи. Существует три группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские  и деловые.

К личным качествам  в первую очередь относят честность  и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению  к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные  уважения, уметь разбираться в  их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь  противостоять давлению как “сверху”, так и “снизу”, последовательно  и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца  те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим, посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать  данное слово.

Работа менеджера  чрезвычайно тяжела, и поэтому  одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и  жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться  со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности – ведь отдых не в безделии, а  в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо поэтому  рационально распределять между  всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным, стабильным нагрузкам  и время от времени разрушать  привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, разомлевший  руководитель на него уже не будет  способен.

Однако одного физического здоровья менеджеру  недостаточно. Он должен быть еще и  эмоционально здоровым человеком, иначе  просто не выдержит всех сваливающихся  на его голову перегрузок.

Поэтому нужно  заранее формировать у себя положительные  эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее  активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвигаться вперед и осваивать  новые сферы деятельности; уверенность, придающая солидность.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только квалификации, но и в эмоциональной  зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться  с ними, не делать переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном  пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными недостатками; формировать у себя положительное отношение к жизни  и работе; создавать “здоровое” окружение путем выдвижения и  обучения людей, раскрытия их способностей и талантов, при этом не нужно  опасаться потерять авторитет –  в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру  – профессиональные. Это компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это  культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, современного менеджера отличает хорошее знание действительности как  внутренней, так и внешней, понимание  целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в  них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне  и изменениям. Это невозможно без  обладания умственными способностями  выше среднего уровня, умения анализировать  ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и  программы, принимать решения, брать  на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и  творческой личностью.

От него требуется  не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности  в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все  встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо  без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто  они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся  взглядам на мир, ставя при этом все  под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые  знания со старыми, обладать умением  и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая  компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба  обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Очередной группой  качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые  качества. Они отражают уровень организаторской  культуры менеджера, владение технологией  управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий  до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским  качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной  жизни требует от менеджера ясных  и обоснованных целей. Без них  он может испытывать недостаток твердости  и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку  в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы  цели устанавливать, а упорно к ним  стремиться. Это и отличает менеджера  от остальных работников.

Другим организаторским  качеством, которое должно быть присуще  менеджеру, является деловитость. Она  заключается в умении четко и  своевременно ставить задачи, принимать  обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и  распорядительным в действиях и  поступках.

Важным организаторским  качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей  уверенностью, стремлением действовать  путем логического внушения, личного  примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому  менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность, умение трудиться  напряженно, не принося себя в жертву и не становясь “работоманом” (в  передовых компаниях считается  дурным тоном для высших руководителей  задерживаться в офисе после  окончания трудового дня или  брать работу на дом).

Силы нужно  беречь для главного, не растрачивать их по-пустому, уметь отдыхать, в  том числе и во время командировок. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

С точки зрения контактности можно выделить несколько  типов менеджеров.

Во-первых, те, кто  большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и  только 1/3 на осуществление внешних  связей.

Во-вторых, те, кто  уделяет и тому и другому примерно поровну времени.

В-третьих, те, кто  осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами  своего уровня.

В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов.

Первый и второй типы менеджеров хороши для оперативного управления, четвертый – для стратегического. Третий и четвертый типы менеджеров не отвечают вообще требованиям, предъявляемым  к современным управляющим.

Важная черта  менеджера – реализм. Он должен уметь  правильно оценить свои возможности  и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так  больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью.

Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они  никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся  к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают  свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при  этом уважают других людей и их мнения.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого  необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая  нестандартные подходы и неизвестные  грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной  долей авантюризма для пущей  привлекательности. Он должен считаться  с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

Но самое главное  – менеджер должен обладать умением  руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к  действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей  к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью  ко всему, что препятствует успешному  решению стоящих перед ним  и коллективом задач. Нужно иметь  в виду, что не существует, и не будет существовать менеджера, обладающего  универсальными способностями и  одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Информация о работе Качества современного менеджера