Эволюция управленчиской мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Управление как вид человеческой деятельности существует с тех пор, как возникла необходимость в совместной деятельности людей. Простое действие приобретает два основополагающих свойства, становясь тем, что именуется управлением. Эти свойства - цель (передвинуть камень) и совместность (несколько человек объединяют свои усилия для выполнения задачи, которая невыполнима без такого объединения).

Содержание

Введение
1. Формирование и развитие управленческих концепций
1.1. Основные концепции и подходы в системе управления
1.2. Классификация школ управления
2. Особенности современной системы управления
2.1. Современные подходы в теории управления
2.2.Современные школы в системе управления
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа содержит 1 файл

Эволюция управленческой мысли, школа научного управления (курсовая).docx

— 79.53 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Формирование и развитие управленческих концепций

1.1. Основные концепции   и подходы в системе управления………………..

1.2. Классификация школ управления

2. Особенности современной  системы управления…………

2.1. Современные подходы  в теории управления………..

2.2.Современные школы в  системе управления

Заключение…………………………………………………………………33

Список использованных источников……………………………………..35

Приложение…………………………………………………………...........36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 

Введение

Управление как вид  человеческой деятельности существует с тех пор, как возникла необходимость  в совместной деятельности людей. Простое  действие приобретает два основополагающих свойства, становясь тем, что именуется  управлением. Эти свойства - цель (передвинуть  камень) и совместность (несколько  человек объединяют свои усилия для  выполнения задачи, которая невыполнима  без такого объединения). Управление в самом широком смысле может  быть определено как деятельность группы людей, соединяющих свои усилия для  достижения общих целей.

Практика управления так  же стара, как организации, а это  означает, что она действительно  очень древняя.

На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках  и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди часто жили организованными группами.

Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные  концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой  и временем.

Наука управления, мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим  и будущим. Анализ прошлого позволяет  лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать, заглянуть в будущее.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического  опыта. Анализируя исторический опыт можно  избежать противоречий и ошибок, встречавшихся  на ранних этапах развития науки.

 

Цель данной работы изучить  эволюцию управленческой мысли.

Следовательно, задачами курсовой работы являются:

1.Выявить основные предпосылки развития науки управления

2.Рассмотреть возникновение,  формирование и содержание различных  школ управления.

3.Определить этапы эволюции менеджмента в России.

4.Изучить современные  школы в управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование и развитие управленческих концепций

 

1.1. Основные концепции   и подходы в системе управления

 

Возникновение управления связано  с необходимостью достижения целей, которые невозможно достичь в  одиночку. Это были, прежде всего, хозяйственные, оборонные и другие цели, которые  требовали совместных действий людей, разделения функций между ними и  координации коллектива .

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как  наука в таком виде, в котором  мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. На это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные  в 3000--2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид  требовало, прежде всего, четкого планирования.

Древние греки уделяли  особое внимание вопросам организации  и управления производственными  процессами, заботились о четкой специализации  рабочих.

Например, у Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач. [Кравченко,А.И. История менеджмента/ А.И. Кравченко, М.: Академический Проект, 2000.- 352 с.]

Происходило разделение людей  на две группы: на тех, кто занят  трудовой деятельностью и на тех, кто управляет ими. Между этими  двумя группами стали складываться определенные отношения - отношения  управления. Старейшины и вожди народов и племен олицетворяли собой руководящее начало в организации совместного труда и распределения продуктов [1. Бабосов, Евгений Михайлович. Социология управления : Учеб. пособие для студентов вузов / Евгений Михайлович Бабосов. - Минск : ТетраСистемс, 2000. - 287 с.].

Первые трактаты, в которых  сформулированы некоторые исходные понятия об управлении, появились  в Древнем Китае и Древней  Индии, на Ближнем Востоке в V-IV вв. до н.э. Однако наибольшее влияние на становление управленческой мысли  оказало творчество величайших древнегреческих  философов Сократа, Платона и  Аристотеля. По свидетельству современников, Сократ, считавший, что основой управления является знание и умение навязать свое мнение другому человеку, анализировал различные формы правления. Его  идеи получили дальнейшее развитие в  трактатах Платона и Аристотеля, обстоятельно описавших три формы  правления - монархию, аристократию и  демократию.

Своеобразные концепции  управления сформулированы в эпоху  Нового времени в социальных утопиях  Т. Мора и Т. Кампанеллы, а также  в знаменитых трудах Н. Макиавелли «Государь», «Искусство войны» и др., который  подчеркивал, что общество развивается  и управляется не по воле Бога, а  благодаря управленческому искусству, а для этого необходимо сильное  государство во главе с мудрым и жестким государем. Важные социальные идеи о естественном праве и его роли в развитии государства содержались в учении английского философа XVII в. Т. Гоббса, а также в трудах французских просветителей XVIII в. Ш. Монтескье, М. Вольтера, Д. Дидро и др., русского мыслителя XVIII в. Н.А. Радищева, сосланного Екатериной II за вольнодумство в Сибирь. В тот же период оригинальные идеи об управлении выдвигал белорусский мыслитель Ф. Богушевич, а затем уже в XIX в. К. Калиновский, который утверждал, что не народ существует для государства, а государство для народа.

В XIX - начале ХХ вв. не только практическими, но и теоретическими проблемами управления занимались видные российские реформаторы М. М. Сперанский, Н. С. Мордвинов, С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, в начале 20-х годов ХХ столетия - А. А. Богданов, Н. И. Бухарин, А. К. Гастев [1].

Если говорить о подходах, то к настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые  внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления .

Подход с позиций выделения  различных школ в управлении заключает  в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается  с четырех различных точек  зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или  количественных методов.

Процессный подход  рассматривает  управление как непрерывную серию  взаимосвязанных управленческих функций.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать  организацию как совокупность взаимозависимых  элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы  на достижение различных целей в  условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется  на том, что пригодность различных  методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко  различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены  в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа  психологии и человеческих отношений  и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И, тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ.  Эволюционный характер управленческой мысли и признать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. Следует понять, что школы пересекаются в вопросах теории и практики, и что в рамках одной организации вы найдете элементы всех этих подходов.

 

1.2.Классификация основных  школ управленческой мысли

 

1.Научная школа и концепция административного управления

 Школа научного управления (1885 —1920)

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Важной заслугой этой школы  было положение о том, что управлять  можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений  и фактов управленческого процесса и их обобщение.

Термин «научное управление»  впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Еще будучи учеником каменщика, Гилбрет заметил, что люди, которые учили его класть кирпич, использовали три основные связки движения, в результате появился усовершенствованный способ, который сократил количество движений, необходимых для кладки одного кирпича, с 18 до 4 с половиной, увеличив тем самым производительность на 50%.

В начале 1900-х годов Френк и его жена Лилиан начали изучать рабочие операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром. Микрохронометр — это часы, которые изобрел Френк и которые могли записывать интервалы, продолжительностью до 1/2000 секунды. С помощью стоп кадров Гилбреты смогли выявить и описать 17 основных движений кисти руки. Они назвали эти движения терблигами. Это название произошло от фамилии Гилбрет, если ее прочитать «задом наперед».

Авторы работ по научному управлению признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально  соответствовали выполняемой ими  работе, они также подчеркивали большое  значение обучения.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало  широко признаваться как самостоятельная  область научных исследований. Впервые  руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

 2.Классическая, или административная школа в управлении (1920 —1950)

Возникновение административной школы связано с именем француза Анри Файоля (1841 -- 1925). Поэтому эквивалентом ее названия является "файолизм", а эквивалентом ее сущностной характеристики "общая теория менеджмента".

Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Лютер Гьюлик, Макс Вебер, Алфред Слоун, а также Д. Муни и Г.Черч.

Впервые работа А. Файоля "Общее и промышлен-ное управление" была опубликована в 1916 г. В это время в Америке, как и в Европе, широкое распространение получили идеи Тейлора. Неудивительно, что американские пионеры научного менеджмента не приняли идей Файоля. Не сразу их признали и во многих европейских странах. В дальнейшем история полностью подтвердила, что идеи Файоля соответствовали требованиям времени и месту в Европе.

    Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей. Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова — применительно к работе всей организации.

Целью классической школы  было создание универсальных принципов  управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.В своей работе «Общий и производственный менеджмент»,

опубликованной в 1916 г., Файоль сформулировал 14 принципов,

менеджмента:[ Крейнер,С. Ключевые идеи менеджмента/С.Крейнер.-пер.с англ.-М.:ИНФРА,2002.- 317 с.-(серия «Менеджмент для лидера»)

многие из них до сих  пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли  с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал:

1. Разделение труда. Специализация  является естественным порядком  вещей. Целью разделения труда  является выполнение работы, большей  по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. 

2. Полномочия и ответственность  Полномочия есть право отдавать  приказ, а ответственность есть  ее составляющая противоположность. 

3. Дисциплина. Дисциплина  предполагает послушание и уважение  к достигнутым соглашениям между  фирмой и ее работниками. Дисциплина  также предполагает справедливо  применяемые санкция.

4. Единоначалие. Работник  должен получать приказы только  от одного непосредственного  начальника.

5. Единство направления.  Каждая группа, действующая в  рамках одной цели, должна быть  объединена единым планом и  иметь одного руководителя.

6 Подчиненность личных  интересов общим. Интересы одного  работника или группы работников  не должны превалировать над  интересами компании или организации  большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала.  Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизация. Как и  разделение труда, централизация  является естественным порядком  вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий.

9. Скалярная цепь Скалярная  цепь — это ряд лиц, стоящих  на руководящих должностях, начиная  от лица, занимающего самое высокое  положение в этой цепочке, —  вниз, до руководителя низового  звена. 

10. Порядок. Место —  для всего и все на своем  месте.

11. Справедливость. Справедливость—это  сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего  места для персонала. Высокая  текучесть кадров снижает эффективность  организации. 

13. Инициатива. Инициатива  означает разработку плана и  обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу  и энергию.

14. Корпоративный дух.  Союз — это сила. Союз —  это сила. А она является результатом  гармонии персонала. 

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:

- четкое функциональное  разделение труда;

- передача команд и  распоряжений сверху вниз;

- единство распорядительства  («никто не работает более чем  на одного босса»);

- соблюдение «диапазона  контроля» (осуществление руководства  ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы  и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них определенный отпечаток.

В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование  человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны  теоретиков и практиков менеджмента.

3.Школа человеческих отношений (1930—1950).

Поведенческие науки (1950 —  по настоящее время)

Школа научного управления и классическая школа появились  на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьезно ставили  под сомнение тогда новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений.

    Одним из недостатков  школы научного управления и  классической школы было то, что  они до конца не осознавали  роли и значения человеческого  фактора, который, в конечном  счете, является основным элементом  эффективности организации. Поэтому  школу психологии и человеческих  отношений, которая устранила  недостатки классической школы,  часто называют неоклассической  школой.

    В 20-30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

     Одним из  главных отличий школы психологии  и человеческих отношений является  внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого  поведения.

    Одним из основателей  школы психологии и человеческих  отношений является профессор  Школы бизнеса Гарвардского университета  Эльтон Мэйо.

    Представители  школы «человеческих отношений»  рекомендовали уделять серьезное  внимание изменению неформальной  структуры при перестройке формальной  структуры организации. Формальный  менеджер должен стремиться к  тому, чтобы стать и неформальным  лидером, завоевав «привязанности людей». Это - не простая задача, а «социальное искусство».

    К недостаткам  школы психологии и человеческих  отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.

    Большое место  в исследованиях ученых, примыкающих  к школе психологии и человеческих  отношений, занимают проблемы  мотивации людей в организации.  К числу исследователей, уделивших  этим проблемам значительное  внимание, следует отнести: А.  Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.

4.Школа науки управления (количественная школа)

Наука управления или количественный подход (1950 — по настоящее время)

Следует обратить внимание на различия перевода и содержания двух понятий — scientific management — «научное управление», которое в американской литературе прямо связывается с «тейлоризмом» и его последователями, и — management science — «наука управления» — MS, которая сводится к применению количественных методов или же к исследованию операций (operations research — OR). В этом значении часто применяется аббревиатура MS/OR. В советской литературе ему близко по смыслу понятие «экономико-математические методы

       Наиболее  известными представителями этой  школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

      Школа науки  управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

1. Рассмотрение производства  как «социальной системы» с  использованием системного, процессного  и ситуационного подходов.

2. Исследование проблем  управления на основе системного  анализа и использования кибернетического  подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему, имеет свои определенные цели.

Процессный подход основывается на положении о том, что все  функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно  связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике.

     Заслуга школы  науки управления заключается  в том, что она сумела определить  основные внутренние и внешние  переменные (факторы), влияющие на  организацию. 

      Второе  направление школы науки управления  связано с развитием точных  наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие  ученые называют это направление  новой школой.

     Начало применения  математических методов в экономических  исследованиях в XIX в. связывают  с именем французского экономиста А. Каунота (1801-1877).

    Возможность использования  математики для решения экономических  проблем вызвала большой интерес  в России.

    Особое место  принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному  своими работами по теории  вероятности и математической  статистике. В 1915 г. он опубликовал  статью «К теории сбалансированности  бюджета потребителя», которая оказала  большое влияние на развитие  экономико-математической теории. Через  20 лет эта статья получила мировое  признание.

     Отличительной  особенностью науки управления  является использование моделей.  Модели приобретают особенно  важное  значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию  необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство.[17,c.18].

5.Системная школа

Родоначальниками системной  школы считаются Бердаланфи, Богданов, Розенберг и Каст.

Основным положением этой школы является теория непредвиденных ситуаций, согласно которой каждая возникшая ситуация может стать  стать сходной с другими, но с некоторыми уникальными свойствами.

Последователи школы применяют  принцип соотношения количества и качества потребляемых ресурсов на входе-выходе в процессе производства для улучшения результатов управления предприятием и считают необходимым  формирование нового образа мышления, построенного на единстве всех явлений  внутренней и внешней среды, рассмотрение всех явлений в виде определенных целостных систем.

В отличие от других школ системная школа не рассматривает  влияние окружающей среды на управленческую деятельность и результаты функционирования организации и не выделяет элементы системы, необходимые для создания предприятия.

 Разделение предприятия  на департаменты по функциональному  признаку позволяет достичь, может  быть, даже и наибольшей эффективности  работы каждого отдельно взятого  подразделения. Но при этом  в управлении фирмой максимальная  эффективность достигнута не  будет.

Концепция логистики требует  принципиально нового подхода в  управлении: интеграцию всех функциональных областей деятельности фирмы, даже если и в ущерб отдельным функциональным подразделениям с целью получения  максимальной эффективности деятельности фирмы в целом.

 

 

2. Особенности современной  системы управления

2.1. Современные подходы  в теории управления

 

Теория систем разрабатывалась и впервые применена в точных науках и технике. Однако ее применение в менеджменте в конце 50-х годов стало поворотным пунктом в развитии управленческой мысли и в развитии практического менеджмента.

Системные концепции. Примеры. Машины, компьютеры, телевизоры, биологические системы.

Система определяется (в  теории систем) как некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все организации являются системами. Люди являются социальными компонентами организаций, вместе с другими внутренними компонентами они составляют социотехнические системы (подсистемы) организации.

Системы бывают двух типов: открытые и закрытые. Закрытая система  имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Возможные объекты обмена с внешней средой: информация, энергия, материалы и др. Открытая система зависит от информации, энергии, материалов и других факторов, воздействующих на систему из внешней среды. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна это делать для обеспечения своего функционирования.

Развитие системного подхода  явилось поворотным моментом в развитии управленческой мысли. Организации тоже представляют открытые системы, так как функционирование и выживание любой организации зависит от внешней среды. Организацию стало невозможно рассматривать как закрытую систему в силу того, что ее деятельность уже нельзя отделить от взаимодействия с внешней средой.

Составляющие части (элементы) сложных систем сами могут являться системами. Эти составляющие части называют подсистемами. Подсистемы, в свою очередь, могут состоять из более мелких подсистем.

Системный подход. Применение системного подхода в менеджменте позволяет увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешней средой. При этом необходимо иметь в виду, что системный подход — это способ мышления по отношению к организации и управлению, помогающий руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь ее целей.

В основе системного подхода  лежит идея декомпозиции и интеграции системы, ее подсистем и элементов при анализе взаимосвязей организации с внешней средой и принятии управленческих решений, обеспечивающих комплексный подход к ее функционированию и получению желаемого результата с учетом совокупного воздействия внешних и внутренних факторов.

В упрощенном виде "организацию можно представить как открытую систему (рис.1), которая через входы получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы и оборудование (технологию), и возвращает во внешнюю среду продукцию или услуги.

В процессе функционирования этой системы осуществляется преобразование входов (поступающих на входы ресурсов) в выходы. При эффективном преобразовании ресурсов образуется добавочная стоимость выходов по отношению к входам, в результате чего формируются дополнительные выходы: увеличиваются продажи, формируется прибыль, увеличивается доля рынка, реализу¬ется социальная ответственность организации, удовлетворяются потребности сотрудников, обеспечивается рост организации и т.д.

Процесс управления организацией, осуществляемый с ис-пользованием механизмов менеджмента, является целенаправ-ленным и рациональным процессом. В результате этого процесса осуществляется трансформация начальной ситуации на входе системы (1) в желаемую ситуацию на ее выходе (0), которая определяется стратегическим управлением, направленным на достижение определенных целей организации. Для оптимальности и целенаправленности процесса должна быть обеспечена реализация необходимой функции управления.

Декомпозиция системы, реализуемая  в рамках системного подхода, является основным способом, позволяющим проник-нуть в существо конкретного объекта, проблемы, не нарушая комплексного подхода при формировании управленческих решений. Системный подход позволяет учитывать взаимосвязи между элементами системы (то есть организации) и конкретными факторами внешней среды в их взаимосвязи. Декомпозиция и структуризация системы, ее подсистем и элементов в сочетании с интеграцией оценки последствий принимаемых решений являются главными инструментами системного подхода при сложной работе по управлению организацией.

        Ситуационный  подход разработан в конце  1960-х годов и внес большой  вклад в развитие теории управления. Центральным моментом в нем является ситуация, включающая конкретный набор внутренних и внешних по отношению к организации ситуационных факторов, которые существенно влияют на результативность ее деятельности в рассматриваемый момент времени. Ситуационный подход не содержит предписываемых руководств для эффективного управления организацией. Это способ мышления о проблемах организации и их решениях.

Суть ситуационного подхода  заключается в том, что в каждом случае принятия решения управление должно концентрироваться на ситуационных различиях между организациями и внутри их самих, определяя и выделяя значимые для данной ситуации конкретные ситуационные факторы (внутренние и внешние), определяющие эффективность деятельности конкретной организации.

Методология ситуационного  подхода может быть описана в  виде четырехзвенного алгоритма  мышления руководителя:

1.  Понимание процесса  управления, группового и индивидульного поведения, задач и содержания системного анализа, методов планирования и контроля, включая количественные методы принятия решений. Понимание должно быть сформировано в процессе ознакомления (обучения) со средствами профессионального управления, которые показали свою эффективность.

2.  Умение предвидеть вероятные последствия (положительные и отрицательные) при использовании конкретной методики или концепции в конкретной ситуации, базирующееся на четкой оценке сильных и слабых сторон известных и применяемых управленческих концепций и методик.

3. Правильная интерпретация  и анализ конкретной ситуации, направленные на определение наиболее важных в данной ситуации факторов и оценку вероятного эффекта, который может повлечь за собой изменение одной или нескольких ситуационных переменных.

4.  Умение увязать конкретные  приемы (концепции, методы) принятия  решения, которые вызвали бы наименьшие отрицательные последствия, с рассматриваемой ситуацией для достижения целей самым эффективным (рациональным) путем.

Ключевым элементом ситуационного подхода и алгоритма действия руководителя является правильная интерпретация конкретной ситуации, определение соответствующих ситуационных факторов и их влияния на успех или неудачу организации.

Ситуационный подход представляет собой наиболее удовлетворительную систему, разработанную до настоящего времени, для эффективного управления организацией. В то же время невозможно определить все переменные, которые влияют на деятельность организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только наиболее значимые для организации факторы, которые могут повлиять на ее успех. Существует ограниченное число таких факторов, которые можно разделить по двум группам: внутренние переменные и внешние факторы.

 

2.2.Современные школы в системе управления

 

1.Американская школа менеджмента

Изучение американской модели менеджмента представляет известный  интерес.

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы.

Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в  настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:

1.     Наличие рынка,

2.     Индустриальный  способ организации производства,

3.     Корпорация  как основная форма предпринимательства.

Американский экономист  Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.

Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и прочее) среды.

Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее  в условиях насыщения рынка и  замедления роста ряда корпораций.

Для снижения сопротивления  рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются  программы повышения «качества  трудовой жизни», с помощью которых  работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития.

Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие  организаторские способности, а  не на знания специалиста.

2.Японская школа менеджмента

За последние два десятилетия  Япония заняла лидирующее положение  на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что  население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.

Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.

Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника  в группе, внимание и уважение окружающих).

В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к  безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации.

Центральное место в оперативном  управлении японского менеджмента  занимает управление качеством. Во всех сферах японской экономики в настоящее  время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих  включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом  ее продуманности и простоты.

В начале 70-х годов вице-президент  автомобильной компании «Toyota» Т. Оно предложил систему организации труда «Канбан». Суть ее заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство.

В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы  к значительному успеху.

Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются  на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику  другой страны без учета ее специфических  условий и, прежде всего, психологических  и социально-культурных факторов.

3.Западноевропейская школа менеджмента

Заметное влияние на формирование управления оказали английские исследователи.  Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления.

Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», который  впервые зародился в Англии в 40-х годах, в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач.

Во Франции вопросами  научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье, Шарль Фременвиль, братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.

Проблемами научного управления производством в Германии занимался  Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкцй.

Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции  «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с  точки зрения воздействия на них  группового поведения.

Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики  и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:

1.     Усиление  государственного регулирования  во всех сферах хозяйствования.

2.     Введение  индикативного планирования, пришедшего  на смену           директивного планирования. Индикативное  планирование предполагает установление  планов и показателей, достижение  которых является наиболее желательным.

Определенный интерес  представляет шведская модель социализма.   Успехи Швеции в 50—60-е годы XX века, как  и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.

Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США достигли значительно более  высокого уровня развития, чем в  других странах мира. По их мнению, высокая  производительность труда в США  обеспечивается за счет лучшей организации  производства. Работая на европейском  рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США  и Европой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В реферате были рассмотрены  и проанализированы этапы истории  развития  теории и практики менеджмента. Из вышеизложенного материала следует, что менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку, поэтому подготовка современных менеджеров невозможна без знания истории развития менеджмента.

Важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование  теории и практики управления, дле чего крайне актуально изучение истории развития теории и практики менеджмента.

Не существует никаких  универсальных приемов или твердых  принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют однако подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в наше понимание управления и организации.

Поиск более совершенной  модели управления продолжается, и  управленческая мысль не стоит на месте. Появляются все более эффективные  методы управления процессами, и с  каждым шагом человечество становится ближе к той самой идеальной  модели, которая позволит получить 100

       В первой  половине двадцатого века получили  развитие четыре четко различимые  школы управленческой мысли. Хронологически  они могут быть перечислены  в следующем порядке: школа  научного управления, административная  школа, поведенческая школа, количественная  школа.

 В данной работе  были рассмотрены основные этапы  эволюции    управленческой  мысли. Таким образом, все перечисленные  выше школы внесли важный и  ощутимый вклад в управление, но поскольку они выступали   в защиту «лучшего способа», рассматривали  только часть внутренней среды  организации или игнорировали  внешнюю среду, ни одна из  них не гарантировала полного  успеха во всех ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 Список литературы

1. Басовский Л.Е. «Менеджмент» М.: ИНФРА-М. – 2003. – 352с. 

2. Виханский О. С., Наумов А. И. «Менеджмент» — М.: «Фирма Гардика»,   2000. – 560с.

3. Герчикова И.Н. « Менеджмент»: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 370с.

4. Егоршин А. П. «Управление персоналом». — Н. Новгород: НИМБ, 1997. – 400с.

5. Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента», Москва: ЗАО «Экономпресс», 2003 г. – 350с.

6. Кабушкин Н.И.  « Основы менеджмента», Москва: ЗАО «Экономпресс», 2003 г. – 350с.

7. Лукашевич В.В. «Управление персоналом» Москва 2001. – 420с.

8. «Менеджмент 100 экзаменационных ответов», Экспресс – справочник для студентов вузов: Ростов н./Д, 2002. – 350с.

9. «Менеджмент 100 экзаменационных ответов», Экспресс – справочник для студентов вузов: Ростов н./Д, 2002. – 350с.

10. Рифард Л.Дафт, «Менеджмент», Питер 2002 . – 265с.

11. Румянцева З.П., Саламатин Н.А., Акбердин Р.З. «Менеджмент организации» — М.: ИНФРА-М. — 1996. – 362с.

12. Рифард Л.Дафт « Менеджмент», Питер 2002 . – 265с.

13. Семёнов А.К. «Основы менеджмента»  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 600с.

14. Шейное В.Л. « Как управлять другими» -  Мн.,  1996. – 535с.

15. 1. Веснин В. Р. Менеджмент М. 2003

16. 

17. 2. Граждан В. Д. Теория управления М. Гардарики 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 
 
 

 

Приложение 1

Сравнительная характеристика школы научного управления

Школа научного управления

1885 - 1920

Ф. Тейлор

Ф.и Л. Гилберт

Г. Эмерсон

Г. Форд

Г. Грант

О. А. Ерманский

  • Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор  и профобучение
  • Специализация функций в производстве, выполнение каждым сотрудником только тех функций, на которые он более всего пригоден, его обучение
  • Система материального стимулирования рабочих для увеличения их производительности (деньги, соц. нововведения и т.д.)
  • Учет и контроль за проводимыми работами
  • Разделение административной и исполнительной работ. Введение института мастеров, руководящих работниками
  • Сотрудничество администрации с рабочими в вопросах практического внедрения нововведений
  • Равномерное распределение ответственности между работниками и менеджерами
  • Сведение симулирующих моментов к удовлетворению утилитарных потребностей людей
  • Механический подход к управлению: преподавание менеджмента к преподаванию промышленного инжиниринга
  • Создание научного фундамента взамен старых сугубо практических методов работы
  • Научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности
  • Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задачи
  • Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач
  • Выделение планирование и обдумывания в отдельных процесс
  • Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности, науки
  • Формирование функций менеджмента
  • Рациональное управление предприятием «снизу»

 

 

 

Приложение 2.

Школа научного управления

1. Использование научного анализа  для определения лучших способов  выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше  всего подходящих для выполнения  задач, и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников  ресурсами, требуемыми для эффективного  выполнения их задач.

4. Систематическое и правильное  использование материального стимулирования  для повышения производительности.

5. Отделение планирования  и обдумывания от самой работы.

Классическая школа управления

1. Развитие принципов управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход  к управлению всей организации.

Школа человеческих отношений и школа  поведенческих наук

1. Применение приемов управления  межличностными отношениями для                 повышения степени удовлетворенности  и производительности.

2. Применение наук о  человеческом поведении к управлению  и формированию организации таким  образом, чтобы каждый работник  мог быть полностью использован  в соответствии с его потенциалом.

Школа науки управления

1. Углубление понимания сложных  управленческих проблем благодаря  разработке и применению моделей.

2. Развитие количественных  методов в помощь руководителям принимающим решения в сложных ситуациях.


 

 

 

Школы

Представители

Заслуги

1. Школа научного управления

(1885 - 1920)

Ф. У. Тейлор

Френк и Лилия Гилбрет

Генри Гантт

Разработал методы научной  организации труда, основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы  подбора, расстановки и стимулирования труда.

2. Классическая (административная) школа в управлении

(1920 - 1950)

Анри Файоль

М. Вебер

Ф. У. Тейлор

Гилбрет Муни

Менеджеру в своей деятельности следует использовать функции управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль). Необходимо руководствоваться 14 принципами, определяющими успех  управления:

Специализация(способствует повышению уровня и качества работы);

Власть (право отдавать распоряжения и нести за них ответственность);

Дисциплина(уважение к правилам организации);

Единоначалие(подчинённость только одному руководителю);

Единствонаправлений для всех работников (общий план);

Подчинениеиндивидуальных интересов общим;

Вознаграждение персонала;

Централизация(сосредоточение власти в руках высшего руководства);

Установление цепей следования команд;

Порядок (каждый работник должен знать своё место в организации);

Равенство(справедливый подход к рабочим);

Стабильность персонала;

Инициатива(менеджеры должны поощрять подчинённых выдвигать идеи);

Корпоративный дух(дух единства.)

Разработал теорию бюрократической  системы управления. Основные элементы теории:

Функциональная специализация;

Иерархическая система власти;

Использование системы правил и норм;

Определение прав и обязанностей работников;

Отсутствие личностного  начала;

Стратегия пожизненного найма.

3. Школа человеческих отношений (неоклассическая школа).

(1930 - 1950)

Мейо

А. Маслоу

Мак - Грегори

Данная школа перенесла  центр тяжести в управлении с  задач на человека.

Обнаружил, что группа рабочих  это социальная система, в которой  есть собственный контроль.

Управление должно вестись  на основе выявления потребностей работников и использования соответствующих  методов мотивации.

Предложил иерархическую  теорию потребностей:

  1. физиологические;
  2. в безопасности;
  3. социальные;
  4. в уважении;
  5. в самовыражении.

Теория «Х» и «Y»

Теория «Х»: средний индивидуум стремится увильнуть от труда, поэтому  его надо контролировать, принуждать и направлять.

Теория «Y»: для нормального человека характерно стремление к лучшим результатам в труде.




 

4. Школа поведенческих (бихевиористских) наук

(1950 – по настоящее время)

Крис Арджирис

Лайкерт

Мак – Грегори

Герцберг

Изучали различные аспекты  социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной  структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Японская модель

Американская модель

1. Философия фирмы

Со сменой руководства  философия фирмы не изменяется. Кадры  остаются, так как действует система  «пожизненного найма»

Замена руководства фирмы  сопровождается сменой управленческих работников и рабочих.

2. Цели фирмы

Обеспечение роста прибыли  и благосостояния всех работников фирмы.

Рост прибыли фирмы  и дивидендов индивидуальных вкладчиков.

3. Организационная структура  управления

Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления.

Корпорация состоит из автономных отделений. Использование  матричных структур управления.

4. Наём и кадровая политика

Широко используется труд выпускников вузов и школ.

Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства.

Продвижение по службе с учётом выслуги лет.

Оплата труда в зависимости  от возраста и стажа работы в фирме.

Наём работников на рынке  труда через сеть университетов, школ бизнеса и др.

Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру.

При найме работника проверяется  его соответствие вакантной должности  с помощью таких методов, как  конкурс, оценка знаний, навыков в  специальных «центрах оценки», сдача  экзаменов на должность.

Индивидуальная оценка и  аттестация работников.

Оплата труда в зависимости  от индивидуальных результатов и  заслуг работников.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эволюция управленчиской мысли