Эволюция управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 05:35, курсовая работа

Описание работы

Это научное направление в теории управления возникло после того, как было обнаружено, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Работа содержит 1 файл

контрольная по менеджменту.doc

— 108.00 Кб (Скачать)


Контрольная работа по курсу «Основы менеджмента»

 

 

Тема 1. Эволюция управленческой мысли.

 

Позиция 1. Научные школы управления.

Вопрос :

1. Сформулируйте, что лежит в основе концепции каждой научной школы управления, назовите их представителей.

в) Школа человеческих отношений

Это научное направление в теории управления возникло после того, как было обнаружено, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих результатах, был сделан вывод о том, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать. Это в свою очередь приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе.

Основными авторами концепции "человеческих отношений" были австралийско-американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880 - 1949) и американка Мери Фоллетт (1868 - 1933).

Позиция 2. Современные направления менеджмента.

Современные направления менеджмента

- системный

- ситуационный

- количественный

Вопросы.

1.      Что понимается под системой?

Система — совокупность взаимосвязанных частей, взаимо­отношения между которыми имеют упорядоченный и целенап­равленный характер, а результат превосходит возможности от­дельно функционирующих элементов; множество взаимосвя­занных частей (компонентов), объединенных ради достижения общей цели (эффекта системы) в единое целое, взаимодействие между которыми характеризуется упорядоченностью и регуляр­ностью на конкретном отрезке времени.

 

 

 

 

Позиция 3. Особенности японского и американского менеджмента.

             

Японский менеджмент

Американский менеджмент

 

1.Пожизненный найм.

2. Постепенная, медленная оценка и продвижение.

3. Неспециализированная деятельность.

4. Неформальные, тонкие механизмы

контроля.

5. Коллективное принятие решений.

6. Коллективная ответственность.

7. Повышенное внимание к человеческому фактору.

1.Краткосрочный найм.g

2. Быстрая оценка и продвижение.

3. Специализированная деятельность.

4. Формальные, количественные механизмы контроля.

5. Индивидуальное принятие решений.

6. Индивидуальная ответственность.

7. Второстепенное значение к использованию человеческого фактора в управлении.

Вопросы .

1.      Каковы, с вашей точки зрения, преимущества и недостатки японского и американского менеджмента.

 

Японский менеджмент

 

Преимущества

Недостатки

      Неформальные, тонкие механизмы контроля.

      Коллективное принятие решений.

      Коллективная ответственность.

      Повышенное внимание к человеческому фактору.

 

      Пожизненный найм.

      Постепенная, медленная оценка и продвижение.

      Неспециализированная деятельность.

 

 

Американский менеджмент

 

Преимущества

Недостатки

      Краткосрочный найм

      Быстрая оценка и продвижение

      Специализированная деятельность

      Индивидуальная ответственность.

      Второстепенное значение к использованию человеческого фактора в управлении.

 

Тема 2. Функции менеджмента

 

Позиция 4. Планирование.

Вопросы:

1.      Чем заключается сущность и объективная необходимость планирования?

Планирование – направлено на установление целей, пропорций, темпов в количественных и качественных показателях развития тех  или иных процессов на определенный период времени.

 

Позиция 5. Организация.

Вопросы:

1.      Нарисуйте схему линейно-функциональной структуры управления.

 

 

 

 

Позиция 6. Мотивация.

Мотивация - процесс воздействия на человека с целью побуждения к определенным действиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пирамида Маслоу

 

Вопросы .

 

2.      Что общего в теориях мотивации Маслоу, МакКлелланда  и Герцберга.

 

Содержательные теории — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Основаны на выявлении, учете и удовлетворении потребностей работников.

 

Позиция 7. Контроль.

Контроль - процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности.

Контроль             

- предварительный

- текущий

- заключительный

Вопросы .

1. Каковы основные задачи:

а) предварительного контроля

Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ.

Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдений — это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично, если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, все это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях — по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. Очевидно, что сделать высококачественную продукцию из плохого сырья невозможно. Поэтому промышленные фирмы устанавливают обязательный предварительный контроль используемых ими материальных ресурсов. Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ. Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, что он дает уверенность: когда организации потребуются наличные средства, эти средства у нее будут. Бюджеты устанавливают также предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.

 

Позиция 8. Координация

Координация - обеспечение согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранение, поддержание и совершенствование установленного режима работы производственного механизма.

 

 

 

 

             

             

 

             

  Вопросы .

1.      Покажите стрелками взаимодействие пяти функций менеджмента.

 

Тема 3. Лидерство в управлении.

 

Позиция 9. Содержание и понятие лидерства.

Начальник              - Подчиненный -               Лидер                - Последователь

 

Традиционные отношения            Лидерские отношения

 

                   Эффективное лидерство             

Коммуникация             

Видение             

Доверие             

Гибкость

Вопросы .

1. Дайте определение лидерства.

 

Лидерство — процесс несилового воздействия в направлении достижения группой своих целей.

 

Позиция 10. Концепции лидерства.

Основные концепции лидерства             

         - теория лидерских качеств

        - концепции лидерского поведения

- концепции ситуационного лидерства

Вопросы .

2. Каковы основные черты лидерских стилей управления

б) демократического

Демократический стиль — считается, что человек получает удовольствие от работы, хочет принимать участие в управлении, предполагает коллективность принятия решений; система контроля включает в себя различные формы приобщения к руководству широкого круга работников, широкая гласность. Демократический («прогрессивный») стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 



Информация о работе Эволюция управленческой мысли