Эволюция управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценност

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Эволюция управленческой мысли..................................................4
Глава 2. Развитие менеджмента в России.....................................................6
Глава 3. Методологические принципы формирования российского менеджмента..................................................................................................11
Глава 4. Наша экономика и современный менеджер.................................13
Глава 5. Подходы к проект-менеджменту в России..................................16
Заключение.....................................................................................................21
Тест "Выйдет ли из вас хороший менеджер?"................

Работа содержит 1 файл

1Чистовик.doc

— 972.50 Кб (Скачать)

Хотелось бы подробнее остановиться на так называемом «Проект-менеджмент консалтинге», который предлагается разного рода фирмами — как собственно консалтинговыми, так и разработчиками и продавцами программного обеспечения.

Во многих случаях бросаются в глаза предложения «готовых решений» для проектов. Вероятно, такая реклама действительно заинтересовывает потенциальных клиентов. Однако, если задуматься о базовом определении проект-менеджмента — «применение знаний, способностей, инструментов и технологий к широкому диапазону различных действий для того, чтобы выполнить требования конкретного проекта», — то становится очевидным, что никакого «готового решения» здесь в принципе быть не может.

Проект-менеджмент является неконкретным алгоритмом действий. Он рассчитан на необычность поставленных задач для каждой отдельно взятой организации. И если для одной (например, торговой) фирмы уникальным проектом будет организация гастролей поп-звезды, то для другой (продюсерской) фирмы это — повседневная работа, а уникальным проектом может стать открытие новой студии.

Аналогичная ситуация складывалась вокруг ERP (Enterprise Resource Planning — Планирование ресурсов предприятия) — систем, которые одно время, особенно в 1998-2000 годах, воспринимались как некая панацея от всех рыночных проблем, простое и универсальное решение. Эти системы были необычайно популярны, особенно если учесть, что многие организации стремились заменить свое программное обеспечение до наступления 2000 года. То есть, покупая подобный пакет программ за приличные деньги (от 2 до 8 тысяч долларов), участники рынка рассчитывали «убить сразу двух зайцев»: и подготовиться к 2000 году, и внедрить ERP.

Сейчас, по прошествии нескольких лет с начала ERP-бума, можно сказать, что эти ожидания себя не оправдали. Безусловно, эти системы представляют из себя хороший инструмент для планирования, логистики, составления модели бизнеса. Но они ни в коей мере не являются решением всех проблем предприятия. Не бывает легких универсальных моделей для всех.

Проект-менеджмент изначально не был коммерческим продуктом. Это область знаний, возникшая и развивавшаяся в соответствии с потребностями экономических субъектов. То, что он преподносится как таковой сейчас — это вполне естественное следствие развития теории до определенного практического уровня. Отрицательным моментом является то, что в России под его видом пытаются продавать нечто, совершенно не имеющее отношения к проект-менеджменту.

Помимо ситуации, рассмотренной выше в данной статье, широко распространены другие неправильные или неполные толкования сути проект-менеджмента. Очень часто он связывается лишь с развитием «электронных» проектов, таких как, например, создание интернет-сайта или установка нового оборудования или программного обеспечения.

Конечно, это тоже относится и к проектам, но проект-менеджмент не ограничивается только этими проектами.

Как правило, при реализации проектов организация временно адаптирует матричную структуру, для которой типично двойное подчинение некоторых сотрудников — своему непосредственному линейному руководителю и менеджеру проекта. Для классических проектных организаций, например, строительных, матричная структура является основной. В большинстве случаев все это не рассматривается при так называемом проект-менеджменте в реализации «электронных» проектов.

Другое явление, также имеющее мало общего с проект-менеджментом — это скрытая реклама программных продуктов под видом статей о проект-менеджменте и необходимости его внедрения. Так, например, А.В. Цветков в статье «Настало время управлять проектами» начинает свою статью со слов об отставании России в области управления проектами с применением автоматизированных средств, которое «давно стало неотъемлемой частью культуры ведения всего бизнеса на Западе».

Для исправления сложившейся ситуации автор предлагает использовать некий зарекомендовавший себя программный продукт и посвящает большую часть статьи описанию его функций и разновидностей. Не вызывает никакого сомнения, что описываемая программа действительно может быть полезна организациям, как при реализации отдельно взятых проектов, так и в повседневной работе. Однако, понять из этой статьи, причем здесь проект-менеджмент, и что это такое, — затруднительно.

Ефремов В.С. в своей статье «Проектное управление: модели и методы принятия решений» говорит о том, что хотя тиражируемое программное обеспечение помогает менеджеру организовать комплекс работ и снимает заботу о топологии проекта, всё равно остаются вопросы, требующие «человеческого» решения. Хотя мы согласны с точкой зрения Ефремова В.С., его трактовка проект-менеджмента также вызывает нарекания. В этой же статье он рассматривает инструментарий проект-менеджмента, делая упор на методы математического анализа.

Безусловно, математический анализ предоставляет богатый инструментарий для оценки проектов, но не является единственным возможным средством. По-нашему мнению, метод «критического пути» и другие инструменты, рассматриваемые в статье, являются скорее способами математического анализа, чем инструментами проект-менеджмента как такового.

В статье «Возможности применения методов управления проектами при подготовке и реализации программы реструктуризации предприятия» авторы Чернецов Г., Ушаков А. и Коротин Е. высказывают необычную точку зрения на проект-менеджмент. В их статье любая реструктуризация — это проект, к которому может быть применим инструментарий проект-менеджмента. На наш взгляд, такая теория имеет право на существование, но и она не безупречна. При реструктуризации более уместно было бы говорить об антикризисном менеджменте и/или управлении изменениями.

Несмотря на то, что проект может быть любым, для отдельно взятой организации — это единовременное мероприятие, выполняемое одновременно с основной деятельностью. При этом руководитель проекта несет полную ответственность и регулярно отчитывается перед руководителем фирмы. Реструктуризация же подразумевает ее осуществление и контроль самим руководителем. Таким образом, было бы неправильно говорить о ней, как о проекте. Скорее реструктуризация становится на какое-то время приоритетной задачей для всей фирмы.

В то же время, возможна ситуация, при которой реструктурируется лишь какое-то направление деятельности фирмы. Такой процесс может рассматриваться как оптимизация деятельности (повышение качества, эффективности, снижение издержек) и подпадать под понятие проекта.

В целом, можно констатировать, что несмотря на имеющиеся примеры эффективного использования проект-менеджмента в России и на работающих профессиональных консультантов, способных действительно содействовать развитию и управлению проектом, в России достаточно далеко от того, что под этим термином понимается на Западе.

Остается только надеяться, что со временем проект-менеджмент в России станет более системным и найдет достаточно широкую сферу применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретиче­ских и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления примени­тельно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

.Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим факто­ром успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ.

«Выйдет ли из вас хороший менеджер?»

(Представьте себя в роли менеджера и выделите предложение, которое ближе всего соответствует вашей реакции на приведенные ниже ситуации).

1.Если на работе надо выполнить неприятные функции, то я:

а/ сделаю это сам;

б/ поручу это в качестве наказания тому, кто отлынивал от работы;

в/ буду долго колебаться, прежде чем просить подчиненного сделать это;

г/ попрошу кого-нибудь сделать это.

2.Если мой начальник покритикует меня, то я:

а/ расстроюсь;

б/ покажу начальнику, в чем он не прав;

в/ попытаюсь извлечь уроки из критики;

г/ извинюсь за свой проступок.

3.Если работник не справляется со своими обязанностями, то я:

а/ представлю ему или ей полную возможность совершить крупную ошибку;

б/ прежде чем уволить работника, сделаю все, что в моих силах, чтобы помочь ему начать работать нормально;

в/ буду откладывать увольнение этого работника как можно дольше;

г/ избавлюсь от этого работника как можно быстрее, если он оказался неспособным.

4.Если мне повысили зарплату не настолько, насколько я ожидал, то я:

а/ совершенно определенно выскажу начальнику все, что думаю по этому поводу;

б/ помолчу;

в/ ничего не скажу, но найду другие способы показать начальнику мою удовлетворенность;

г/ спрошу начальника, почему мне не повысили з/п на большую.

5.Если подчиненный продолжает игнорировать мои указания после 3-го предупреждения, то я:

а/ попробую поручить ему или ей другую работу;

б/ буду продолжать настаивать на своем, пока работа не будет выполнена правильно;

в/ скажу ему, что если в следующий раз работа не будет выполнена правильно, то другого раза уже не будет;

г/ попытаюсь каким-то иным образом объяснить чего я добиваюсь.

6. Если начальник отвергнет мое  хорошее предложение, то я:

а/ спрошу почему;

б/ уйду и расстроюсь;

в/ попрошу слова высказать его позже;

г/ подумаю о том, как изменить форму предложения, чтобы добиться успеха.

7.Если коллега покритикует меня, то я:

а/ отвечу ему двойной дозой критики;

б/ стану избегать его в будущем;

в/ попробую разобраться, была ли критика обоснованной;

г/ буду переживать по поводу того, что этот коллега меня не любит.

8.Если кто-то пошутит так, что я не пойму шутку, то я:

а/ рассмеюсь вместе со всеми;

б/ скажу, что эта была неумная шутка;

в/ скажу, что я не понял шутки;

г/ почувствую себя глупцом.

9.Если кто-то указывает на мои ошибки, то я:

а/ порой их отрицаю;

б/ чувствую себя провинившимся;

в/ осознаю, что всем людям свойственно ошибаться;

г/ начинаю испытывать неприязнь к этому человеку.

10.Если кто-то работающий на меня, провалит дело, то я:

а/ вспылю;

б/ ни за что не скажу ему или ей об этом;

в/ обсужу с этим человеком, как правильно выполнить задание;

г/ больше не поручу подобную работу этому человеку.

11.Если бы мне пришлось говорить с самым высшим руководством, то я:

а/ не смог бы смотреть ему в глаза;

б/ чувствовал бы себя неловко;

в/ слегка бы нервничал;

г/ был бы рад встрече.

12.Если подчиненный попросит меня оказать ему любезность, то я:

а/ иной раз выполню просьбу, в другой раз –нет;

б/ почувствую себя неловко, если не окажу любезность;

в/ никогда не стану оказывать никаких любезностей, с тем чтобы не создавать прецедент;

г/ всегда пойду навстречу.

1

а

5

г

9

в

2

в

6

а

10

в

3

б

7

в

11

г

4

г

8

в

12

а

Информация о работе Эволюция управленческой мысли