Эволюция теории менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

К настоящему времени известны четыре основных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Работа содержит 1 файл

эвол.теории мен.docx

— 25.80 Кб (Скачать)

   Белорусский Государственный Университет

   Институт  бизнеса и менеджмента технологий 
 
 
 
 

   Контрольная самостоятельная работа по предмету

   «Основы менеджмента и организационное  поведение» 
 
 

   Тема: Эволюция теории менеджмента 
 
 

   Выполнила студентка 2 курса, 102 группа

   Давыдкина Евгения

   Проверил  доц. Глушаков В.Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Минск, 2010

 

   К настоящему времени известны четыре основных подхода, которые внесли существенный вклад  в развитие теории и практики управления.

  1. Подход с позиций выделения различных школ рассматривает управление с четырёх разных точек зрения. Это школы:
    1. научного управления;
    2. административного управления;
    3. человеческих отношений и науки о поведении;
    4. науки управления или количественных методов.
  2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, координация, контроль и связующие процессы — коммуникации и принятия решения.
  3. В системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.
  4. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех «лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача — найти и суметь реализовать этот метод.

   Дополняя  друг друга, эти подходы и формируют  современные науку и практику управления. Вместе с тем следует  учитывать, что не существует никаких  универсально применяемых приемов  или принципов, которые бы гарантировали  эффективное управление во всех случаях. Однако уже разработанные подходы  и методы могут помочь руководителям  повысить вероятность эффективного достижения целей организации [1].

   Как самостоятельная  наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились  первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.

   Во  многом это было предопределено потребностями  капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им.

   Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении [2; раздел 2,глава 3].

   Классическое  направление. Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915). Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.

   Развитие  идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем (1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Файоль считается основателем, так называемой классической административной школы управления.

   Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент) уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу) [2].

   Наиболее видным представителем этого направления являлся Элтон Мейо (1880-1949), австралиец по происхождению. Наибольшую известность ему принесло пятилетнее исследование Хоторнских предприятий Western Electric Company в Чикаго. Оно привело к более полному осознанию и пониманию «человеческого фактора» в производстве, в частности, роли «неформальной группы» как отдушины для стремлений работников. Процитируем Мейо: «Менеджер добивается успехов или терпит поражение в той пропорции, в которой он безоговорочно принимается группой как власть и лидер» [3; часть 1, раздел 1.1.2].

   Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет(1868–1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека, а на достижениях научной психологии [2].

   Школа науки управления, или количественный подход. Основой этой школы является междисциплинарный подход, когда конкретная проблема решается группой специалистов по математике, статистике, инженерным и общественным наукам. После постановки проблемы и формулировки задачи разрабатывается модель, чаще всего математическая, сложившейся ситуации. Главной характеристикой науки управления считается замена словесных рассуждений и описательного анализа количественными значениями.

   Для данной школы характерны также следующие  черты:

   • использование  научного анализа для определения  лучшего способа решения хозяйственных  задач;

   • целенаправленный отбор работников, лучше всего  подходящих для выполнения задач, их обучение;

   • равномерное  и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и  менеджерами [1].

   Ситуационный  подход. Ситуационный подход исходит из того, что, хотя общий процесс управления одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться.

   Ситуационный  подход направлен на реализацию возможностей прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Используя  этот подход, руководители могут лучше  понять, какие приемы будут лучше  способствовать достижению целей в  конкретной ситуации. Основная сложность  заключается в том, что все  многочисленные ситуационные процессы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать независимо друг от друга.

   Задача  ситуационного подхода — связать  конкретные приемы и концепции управления с определенными конкретными  ситуациями для того, чтобы достичь  целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход пытается определить значимые (релевантные) переменные ситуации, и как они влияют на эффективность  организации [1].

   Системный подход к менеджменту. Сиcтeмный пoдxoд — этo нe нaбop кaкиx-либo пpинципoв для yпpaвляющиx, a cпocoб мышлeния пo oтнoшeнию к opгaнизaции и yпpaвлeнию. Сиcтeмa — этo нeкoтopaя цeлocтнocть, cocтoящaя из взaимoзaвиcимыx чacтeй, кaждaя из кoтopыx внocит cвoй вклaд в xapaктepиcтики цeлoгo. Вce opгaнизaции являютcя cиcтeмaми. Сyщecтвyeт двa ocнoвныx типa cиcтeм:зaкpытыe и oткpытыe. 
Пoнимaниe тoгo, чтo opгaнизaции пpeдcтaвляют coбoй cлoжныe oткpытыe cиcтeмы, cocтoящиe из нecкoлькиx взaимocвязaнныx пoдcиcтeм, пoмoгaeт oбъяcнить, пoчeмy кaждaя из шкoл yпpaвлeния oкaзaлacь пpaктичecки пpиeмлeмoй лишь в oгpaничeнныx пpeдeлax. Они cтpeмилиcь cocpeдoтoчить внимaниe нa кaкoй-тo oднoй пoдcиcтeмe opгaнизaции: пoвeдeнчecкaя шкoлa зaнимaлacь coциaльнoй пoдcиcтeмoй, шкoлы нayчнoгo yпpaвлeния — тexничecкими. Ни oднa из шкoл cepьeзнo нe зaдyмывaлacь нaд вoздeйcтвиeм cpeды нa opгaнизaцию [4].
 

   Менеджмент  на современном этапе. Основные принципы управления в XXI столетии можно сформулировать так:

  • ответственность как обязательная предпосылка успешного менеджмента;
  • повышение качества коммуникаций, пронизывающих организацию во всех направлениях;
  • внедрение долевого участия каждого работающего в общих результатах рыночной деятельности фирмы; предоставление сотрудникам права участия в управлении предприятием;
  • формирование такого психологического климата, такой атмосферы в организации, которая помогает раскрытию способностей работающих, обеспечивает их удовлетворенность своей работой;
  • способность менеджеров результативно сотрудничать со всеми, с кем они сталкиваются в своей работе: покупателями, поставщиками, смежниками и т.д.;

   В последние  годы XX столетия (эта тенденция обязательно сохранится и в последующем) все большее внимание обращается на человеческий аспект управления. Главное в менеджменте – умение работать с людьми, добиться их заинтересованности в наибольшей эффективности своего труда и общей прибыльности фирмы. Менеджмент нацелен на человека, на то, чтобы побуждать людей к результативным совместным действиям. Формирование единой команды, где каждый четко знает свое место, где правильно организованы взаимодействие и взаимопомощь, – одна из задач менеджера [5]

 

   Список  источников

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ: Учебное пособие для подготовки  
    к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера. Под общей ред. В.Е. Ланкина. Таганрог: ТРТУ, 2006. (раздел 2, история менеджмента, глава 3)
  3. А.И. Орлов. Менеджмент. Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2003.(часть 1, раздел 1.1.2)
  4. http://examen.od.ua
  5. http://www.jourclub.ru

Информация о работе Эволюция теории менеджмента