Эволюция науки управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:42, реферат

Описание работы

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.

Содержание

Введение: 3
1. Зарождение науки управления. Управленческие революции 4
2. Систематизированный взгляд на управление 9
3. Подходы к изучению науки управления 11
Заключение: 15
Литература: 16
Приложения: 17

Работа содержит 1 файл

ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 118.70 Кб (Скачать)

 

  1. Подходы к изучению науки управления

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые  внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления (Прил.5).

Подход с позиций выделения  различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление  рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

Четыре первичных  функции управления:  планирования, организации, мотивации и контроля (Прил.4) - объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что крайне существенно для успеха организации. Все эти категории рассматриваются в разных главах книги. Ниже приводится краткая характеристика каждой из функций в виде общего обзора.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:1. Где мы находимся в настоящее время? 2.Куда мы хотим двигаться? 3. Как мы собираемся сделать это?

Организовать  — значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые  необходимо структурировать, чтобы  организация могла выполнять  свои планы и тем самым достигать  своей цели. Одним из этих элементов  является работа, конкретные задания  организации, такие как строительство  жилых домов или сборка радио  или обеспечение страхования  жизни. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Контроль — это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Вот почему стрелки, исходящие от контроля, идут к планированию (Прил.4).

Четыре функции  управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют  две общих характеристики: все  они требуют принятия решений, и  для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного  решения и сделать это решение  понятным для других членов организации.

Управленческая  работа — это, в основном, работа интеллектуальная. Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действия для того, чтобы найти правильное действие — для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив — это решение. Следовательно, принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Основным  требованием для принятия эффективного объективного решения или даже для  понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения  такой информации является коммуникация.

Способность передавать абстрактные идеи является одной из важных отличительных особенностей человечества. Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Прочность и качество отношений между людьми в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х  годов явилось важнейшим вкладом  школы науки управления. Системный  подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для  управляющих — это способ мышления по отношению к организации и управлению.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Ситуационный  подход, разработанный в конце 60-х  годов не считает, что концепции традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.

Заключение:

Мы достигли поставленной цели: рассмотрели эволюцию науки менеджмента. И выполнили  задачи, поставленные в начале работы: рассмотрели этапы развития науки  управления и подходы к изучению науки управления.

Мы делаем вывод, что управление как наука  сформировалась лишь в ХХв., не смотря на то, что организации существуют несколько тысячелетий. Это говорит о том, что ранее никто не задумывался о том, что увеличения прибыли и эффективности производства в целом можно добиться и путем подбора рабочей силы, улучшений их условий труда,  мотивации работников.

В начале XIX века Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации  с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал  условия их работы, разрабатывал системы  открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Эти реформы, феноменально новаторские для своего времени, явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Люди издалека съезжались на его фабрику в Нью-Ланарке, Шотландии, чтобы воочию увидеть «этот замечательный социальный эксперимент». Но, несмотря на то что фабрика была исключительно прибыльной, другие бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Оуэна. Насколько нам известно, ни один из них не последовал его примеру.

Однако,  развитие мира в целом все таки привело человечество к развитию науки управления. И сделало данную область знаний одной из ведущих в организации производств.

Литература:

  1. История менеджмента: учебное пособие/А.И.Кравченко.- М.: Академический проект, 2000 – с.8-11
  2. Основы менеджмента/М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури.- М.:Дело, 1997 – с.41-43
  3. История менеджмента. Формирование науки управления и эволюция менеджмента. http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/istoriya-menedzhmenta.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения:

Приложение 1: превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т.е. менеджеров

Приложение 2: Сравнение старой и современной организации

Старая организация

Современная организация

Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций.

Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих.

Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена.

Большое количество руководителей, большое  количество руководителей среднего звена.

Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности.

Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.

Занятие руководящих постов в организации  и чаще всего по праву рождения или путем захвата силой.

Занятие руководящих постов в организации  чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка.

Малое количество людей, способных принимать  важные для организации решения.

Большое количество людей, способных  принимать важные для организации  решения.

Упор на приказ и интуицию.

Упор на коллективную работу и рациональность.


Приложение 3: четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Приложение 4: Процессный подход науки управления


 

 


Информация о работе Эволюция науки управления