Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:38, лекция
На протяжении всей истории человеческого общества с момента, когда труд стал носить общественный характер в первобытной семье и вплоть до начала развития машинного производства в конце ХIХ века процесс управления носил упрощённый авторитарный характер. Глава первобытной семьи рода племени, за счет своего авторитета позднее – владелец средств производства силой власти авторитарно управляли производством: ставили задачи распределяли задания следили за выполнением, силой приказа побуждали людей к труду.
1.Древние организации и формирование управленческой мысли. Эволюция менеджмента: этапы, теории школы
2. Эволюция менеджмента в школах научного управления.
3. Управленческие концепции 40-60 гг. Эмпирическая школа управления.
4. Развитие теории и практики менеджмента в 60-80 гг. Современная система взглядов на менеджмент.
5. Особенности Российского менеджмента.
Лекция 2
Тема: Эволюция менеджмента.
1.Древние организации и формирование управленческой мысли. Эволюция менеджмента: этапы, теории школы
2. Эволюция менеджмента в школах научного управления.
3. Управленческие концепции 40-60 гг. Эмпирическая школа управления.
4. Развитие теории и практики менеджмента в 60-80 гг. Современная система взглядов на менеджмент.
5. Особенности Российского менеджмента.
7. Смена парадигмы
управления в период
8 Система образования по бизнесу и менеджменту в США, Японии и странах Европы.
Документальным подтверждением древности практики управления являются глиняные таблички датированные третьем тысячелетием до нашей эры, на которых написаны сведения о коммерческих сделках и законах древней химерии. Археологические раскопки свидетельствуют о более древних фактах практики управления. Даже доисторические люди часто жили организованными группами в каждой из которой был свой лидер.
Крупные организации древности имели формальные структуры, в которых можно выделить уровни управления. В них были цари и генералы губернаторы территории и казначеи погонщики и надсмотрщики работ и другие управленцы которые помогали обеспечить деятельность существовавших различных организаций. Так, например такие грандиозные сооружения пирамиды Египта могли появиться на свет только вследствие координированных организационных усилий направляемых управленцами.
На разных этапах мировой истории существовали такие крупные организации, как Макидония при Александре Макидонском, Персия Римская империя и др. С годами управление некоторыми организациями становилось все более четким и сложным, а сами организации становились более сильными и устойчивыми. Так например , армия Римской империи просуществовавшей сотни лет имела четкую структуру управления планирования и дисциплину.
Практический опыт управления был изучен такими учеными как К.Маркс, Ф Энгельс, Р. Оуэн, Ч. Бэбидж. И др. Однако они отмечая сам факт процесса управления не раскрывали весь механизм управления производством и управления экономикой страны.
Развитие управления,
как научной дисциплиной
В конце 19 века и первой половине 20 века получили развития 4 четко различимых школы управленческой мысли.
Каждая из этих школ внесла значительный вклад в область совершенствования управления. Возникновение данных школ носит эволюционный характер управления мысли и пересекается в вопросах теории практики в рамках одной организации.
Основываясь на полученной информации авторы подхода изменили рабочие операции чтобы устранить лишние не продуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудования, стремились повысить эффективность работы достигая существенных результатов.
б. Административная школа управления 1920-1950 гг. Авторы этой школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни. И др. Их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений и основывались на научной методологии. Они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации. На основании проведенных анализов и сиснтезов определили 5 функций управления и 14 принципов управления, используя которые руководители организации проводили системное управление.
в. Школа психологии и человеческих отношений 1930 –1950 гг. основоположниками этой школы считаются М.Фаллетт, Э Мейо. М.Фаллетт первой определила как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Эксперименты Э.Мейо, особенно те , которые производились на заводе в Хоторне показали что иногда работники реагируют гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе чем на желание руководства и материальные стимулы. А.Маслоу позднее развил эту теорию. Он предполагал что мотивами поступков людей являются, в основном не экономические стимулы, а различные потребности , которые могут быть частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих выводах авторы школы считали ,что если руководство проявляет большую заботу о работниках то, и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что должно вести и к увеличению к производительности труда. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями включающими более эффективные действия непосредственных руководителей консультации с работниками и предоставление и более широких возможностей общения на работе.
г. Школа науки управления (количественная школа)1950 – по настоящее время. Существенный вклад в теорию управления внесли Л. Берталанфи, А. Рапопорт и др. и такие науки как математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знаний.
Количественные методы
сгруппированные под общим
Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров.
В основе теории этой школы лежало изучение и последующие распространение конкретного опыта управления фирмами, корпорациями, и т.д. , что являлось наиболее полезным способом совершенствования менеджмента. Отсюда и название школы эмпирическая (эмперия-опыт) Ее представители Р.Девис, Ч. Бернард, Э.Дейл. А. Слоун.
Представители крупного бизнеса (А.Слоун) способствовали практическому распространению ее концепции.
Возникновение эмпирической школы явилось реакцией на недостаточную практическую направленность ряда положений научного менеджмента и школы человеческих отношений. Сторонники эмпирической школы не отрицали значения теоретических принципов, но считали более важным анализ непосредственного опыта управления . Ими были разработаны специальные методологии обучения управлению на основе конкретных управленческих ситуаций. Эмпирическая школа внесла существенный вклад в практику внутрифирменного менеджмента. Было разработано большое число ценных рекомендаций по управленческим структурам, по организации линейных и функциональных служб, систем технического и информационного обеспечения. Большая работа была проведена по исследованию и внедрению в практику новых эффективных приемов обучения менеджеров.
В практическом плане
школа предусматривает
Западные теоретики выделили 4 таких подхода:
Эти подходы не являются противоположными. Они в определенной степени самостоятельны, либо связанны один с другим как дополняющие или развивающие отдельные идеи какого-нибудь направления.
Сторонники нового подхода внесли существенный вклад в науку управления они не только разработали специальные новые принципы управления но и положили начало новому способу мышления по отношению к организации управления.
В центре внимания при
таком подходе оказывается
5.Менеджмент как любой
вид управленческой
Реальный менеджмент всегда содержит
общие особенности в
Особенности российского менеджмента проявляются в 4 – х факторах:
В Российской