Автор: y*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:37, курсовая работа
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Введение
1 Эволюция менеджмента как научной дисциплины
1.1 Эволюция управленческой мысли
1.2 Этапы развития менеджмента в мире
2. Возникновение и формирование различных школ управления
2.1 Школа научного управления
2.2 Классическая (административная) школа в управлении
2.3 Школа психологии и человеческих отношений
2.4 Школы 1940 - 1960-х годов
3. Разнообразие моделей менеджмента
3.1. Особенности американской модели
3.2 Характеристика японской модели
3.3 Западноевропейская модель менеджмента
Заключение
Список ссылок на использованную литературу
Список использованной литературы
Таким
образом, большинство исследователей
считают, что теория и практика управления
в США достигли значительно более высокого
уровня развития, чем в других странах
мира. По их мнению, высокая производительность
труда в США обеспечивается за счет лучшей
организации производства. Работая на
европейском рынке, американские бизнесмены
получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь
к разным условиям на рынках. Именно отставанием
в организации производства и подбора
кадров западноевропейские ученые объясняют
так называемый технологический разрыв
между США и Европой. Одной из причин создавшегося
положения следует считать то, что американцы
проводят в Западной Европе политику подчинения
европейских стран своим стратегическим
планам.
Как наука менеджмент появилась 100 лет назад, а в начале ХХ века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Существовали такие школы менеджмента как: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гантт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А. Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют «универсальные» принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.
В науке современного менеджмента выделяются следующие черты: 1) системный подход к управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль организационной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация менеджмента.
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ менеджмента - «цели человек-эффективность». Золотое правило менеджмента: «эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал».
В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.
Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
2. Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.
3. Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.
В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.
Рыночная
экономика требует адекватной ей системы
управления, которая должна претерпеть
радикальные преобразования вместе со
всем обществом. В условиях перехода к
рыночным отношениям важнейшим фактором
успеха становится непрерывное совершенствование
теории и практики управления.
Викерстафф С., Герчиков В. Управление персоналом.- М.,2006. - 65с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. - 704 с.
Викерстафф С., Герчиков В. Управление персоналом.- М.,2006. - 65с.
Викерстафф С., Герчиков В. Управление персоналом.- М.,2006. - 65с.
Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте М.: Дело, 2004.- 415с.
Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 19 управленческих функций. - М.: Прогресс, 1981. Т. 1. - c.392.
Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте М.: Дело, 2004.- 415с.
Кравченко А.И. История менеджмента М.: Академический проект. - М.,2004. - 472с.
Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте М.: Дело, 2004.- 415с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. - 704 с.
Кравченко А.И. История менеджмента М.: Академический проект. - М.,2004. - 472с.
Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 1991. - c.126.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. - 704 с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. - 704 с.
Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. -СПБ.: Питер, 2006.- 283с.
Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики // под ред. Марра Р., Шмидта Г. - М.: МГУ, 1997. - 527с.
Уткин Э.А. Курс менеджмента. - М.: Зерцало, 2005. - 184с.
Уткин Э.А. Курс менеджмента. - М.: Зерцало, 2005. - 184с.
Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 1991. - c.126
Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222 с.
Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 1991. - c.126
Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики // под ред. Марра Р., Шмидта Г. - М.: МГУ, 1997. - 527с.
Вершигова
Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие. - 2-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 283 с.
Вершигова Е.Е. Менеджмент: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 283 с.
Викерстафф С., Герчиков В. Управление персоналом.- М.,2006. - 65с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 704 с.
Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. -СПБ.: Питер, 2006.- 283с.
Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте М.: Дело, 2004.- 415с.
Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222 с.
Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2004. - 296с.
Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 1991. - С.12.
Кравченко А.И. История менеджмента М.: Академический проект. - М.,2004. - 472с.
Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 19 управленческих функций. - М.: Прогресс, 1981. Т. 1. - С.92.
Кэнде Г. Развитие и совершенствование служб управления. - СПб.: Питер, 1998. - 328с.
Ньюстром Джон В., Дэвис Кейт. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2004. - 192с.
Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики // под ред. Марра Р., Шмидта Г. - М.: МГУ, 1997. - 527с.
Уткин Э.А. Курс менеджмента. - М.: Зерцало, 2005. - 184с.
Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 1999.
Виханский
О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.:
Гардарика, 1999.
Американская модель | Японская модель | Европейская модель |
Обязательные
функции любого менеджера:
- определение целей предприятия и путей их достижения; - организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т. д.); - создание системы мотивации и координация деятельности работников; - анализ деятельности организации и контроль за работой персонала; - обеспечение роста людей в организации. Менеджер не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины. |
Система управления
персоналом в Японии: Пожизненные наймы
рабочих и служащих; Профессиональное
продвижение по принципу «старшинства»;
Коллективные ценности; Ориентация на
качество;
А также: преданность работников и их отождествление себя с корпорацией; создание обстановки доверительности; постоянное присутствие руководства на производстве; система интенсивного общения как на работе, так и за ее пределами; совместное владение информацией; высокая трудовая мораль; соблюдение «пяти С» - пяти принципов работы: Сейри (организованность), Сейтон (опрятность), Сейсо (чистота), Сейкецу (чистоплотность) и Ситсуке (дисциплина); особая система заработной платы, которая повышается в зависимости от возраста и стажа работы на данном предприятии; развитая система социальных льгот и услуг, оказываемых фирмой своим работникам. |
Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения: 1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования. 2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным. 2 модели общественного развития с различными их модификациями: 1) неоклассическая, монетарная модель, основанная на отрицании государственной собственности и, соответственно, на абсолютизации частной, что предполагает резкое сокращение социальной функции государства; 2) социально- ориентированная модель, основанная на свободном сосуществовании разных форм собственности, сильной социальной функции государства, индикативном планировании и прогнозировании. |