Автор: Александр Иванов, 17 Ноября 2010 в 18:13, доклад
Основные этапы развития менеджмента. Школа научного управления.
Этапы
развития менеджмента
в мире
Не затрагивая
глубоко исторические корни зарождения
и развития менеджмента, так как
они достаточно аргументированно рассмотрены
в научной работе Б.Карнофа, в которой
он поэтапно показал вклад той или иной
школы в развитие менеджмента начиная
с 5000 г. до нашей эры до настоящего времени.
Наша задача
состоит в том, чтобы в краткой
форме показать этапы развития менеджмента
в двадцатом столетии в целом,
как в мировом сообществе, так
и в России. С некоторой условностью
автор выделил 8 этапов в развитии
менеджмента.
Первый
этап развития менеджмента начался
в начале двадцатого столетия и связан
с учением Ф.Тейлора после публикации
его книги "Принципы научного управления",
в которой он впервые рассмотрел научные
подходы и принципы построения системы
управления. Используя систему управления,
разработанную Ф.Тейлором, американские
фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали
ее практическую значимость и влияние
на развитие экономики. Однако системный
анализ предложенной Ф.Тейлором модели
управления показал, что эта система Тейлора
пока нашла ограниченное применение вследствие
непонимания ее сути рыночными структурами,
фирмами и их руководителями.
Именно под
воздействием учения Тейлора чуть позже
появляются научные работы по менеджменту
Френка, Гильберта, Ганита.
Второй
этап развития менеджмента связан с
новыми подходами в развитии учения о
менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора,
но с принципиально новыми подходами.
Появится и апробируется на практике так
называемая классическая (адмистративная)
школа управления, родоначальниками которой
стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун.
В частности, А.Файоль впервые предоложили
новую теорию менеджмента, раскрывающую
его функции, принципы и необходимость
теоретического изучения.
Третий
этап развития менеджмента стал называться
"неоклассическим", нарождается и
начинает развиваться школа "человеческих
отношений", развитие которой связано
с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна,
Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая
концепция групповых решений.
Четвертый этап
развития менеджмента относится к периоду
1940-1960 гг. В эти годы происходит эволюция
управленческой мысли, которая направлена
на развитие теории организации менеджмента
на основе достижений психологической
и социологической наук, оказывающих решающее
воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950-1960 г.)
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970-1980 гг. Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
· возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;
· создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
· усиление международного
характера управления. Переход многих
стран к открытой экономике, участие в
конкурентной борьбе, организации современной
деятельности.
По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции ситем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.
· Иерархия - это организация, где основное средство воздействия отношения власть - подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
· Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
· Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
На каждом этапе
развития менеджмента формировались
соответствующие школы
Школа научного управления
· Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
· Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их обучение.
· Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
· Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
· Отделение
планирования и обдумывания от самой работы.
Классическая школа управления
· Развитие принципов управления.
· Описание функций управления.
· Систематизированный
подход к управлению всей организации.
Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
· Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
· Применение
наук о человеческом поведении к управлению
и формированию организации таким образом,
чтобы каждый работник мог быть полностью
использован в соответствии с его потенциалом.
Школа науки управления
· Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
· Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
В число основных направлений развития научных школ управления можно отнести: такие подходы:
· научного направления;
· административный;
· с точки зрения человеческих отношений;
· с точки зрения науки о поведении;
· с точки зрения количественных методов;
· к управлению как к процессу;
· системный,
· ситуационный.
Адекватно соответствующим
этапам происходит процесс формирования
научных школ, но менялась организация
управления от простых методов управления
к сложным.
|
Табл. 1. Сравнительный анализ старой и современной организации управления.