Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:28, реферат
Не затрагивая глубоко исторические корни зарождения и развития менеджмента, так как они достаточно аргументированно рассмотрены в научной работе Б.Карнофа, в которой он поэтапно показал вклад той или иной школы в развитие менеджмента начиная с 5000 г. до нашей эры до настоящего времени.
Наша задача состоит в том, чтобы в краткой форме показать этапы развития менеджмента в двадцатом столетии в целом, как в мировом сообществе, так и в России. С некоторой условностью автор выделил 8 этапов в развитии менеджмента.
Файоль утверждал: управлять - значит, вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Понятие "управление", по его мнению, объединяет в себе шесть основных функций:
Техническая (технологическая) деятельность (производство, обработка, применение).
Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).
Финансовая деятельность (поиски и оптимальное использование капитала).
Обеспечение безопасности (защита собственности и людей).
Отчетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, расходы, статистика).
Деятельность по управлению (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).
В предпринимательстве, в простом или сложном, большом или малом, всегда присутствуют эти шесть групп деятельности или их существенные функции.
Эти шесть групп деятельности
будут присутствовать во всех сферах
бизнеса, но в различной степени.
При этом управление будет занимать
значительное место в деятельности
высшего управленческого
Классическая школа управления
Классическая школа управления - одна из школ развития управленческой мысли в первой половине XIX в. (1920 - 1930 гг.). Возникновение К.ш.у. связывают с именем Анри Файоля. Если создатель школы научного управления Ф. Тейлор начинал свою карьеру простым рабочим, что повлияло на его представление об управлении организацией, то авторы К.ш.у. имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Файоль, которого называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией.
Следовательно, они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций в целом. Основной вклад представителей Кш.у. в теорию управления состоял в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Файоль выделил следующие взаимосвязанные функции процессауправления: планирование (определение цели организации, путей и средств достижения их); организация (создание определенной структуры организации); распорядительство; мотивация (выработка способов, стимулирования труда); координация (достижение согласованности в работе всех звеньев организации); контроль (коррекция и реализация плана).
Именно создание универсальных принципов управления было важнейшей целью К.ш.у. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы касались разработки рациональной системы управления организацией и построения структуры организации и управления работниками. Файоль выделял 14 основных принципов управления:
разделение труда;
власть;
дисциплина;
единство распорядительства;
единство руководства;
подчинение частных интересов общему;
вознаграждение;
централизация;
иерархия;
порядок;
справедливость;
постоянство состава персонала;
инициатива;
единение персонала.
Классический подход отличается
усиленным вниманием к
Слово "классическая" используется
для подчеркивания раннего
Идеи классического подхода во многих случаях неверно понимались и даже искажались. Например, часто утверждалось, что он игнорирует цели и внешнюю среду [См., например: A. Rice. The Enterprise and its Environment. London, 1963, p. 183.]. Эта точка зрения едва ли соответствует действительности. Так, Л. Урвик утверждает: "Невозможно планировать нечто неизвестное; концепция подготовки плана предполагает, что это план какой-то деятельности. У нее должна быть цель".
Анри Файоль, наиболее известный представитель классической школы управления, также осознавал взаимосвязь между внешней средой и организацией. Он утверждал, что компания должна иметь план действий, который основывается:
на ресурсах фирмы (здания, инструмент, сырье, кадры, производственные мощности, сеть сбыта, репутация и т. п.); на учете состава и значимости незавершенного производства;
на будущих тенденциях, которые в известной мере зависят от технических, коммерческих, финансовых и других условий, подверженных изменениям, важность и сроки которых не могут быть определены заранее".
Далее он указывает, что "организация
должна выполнять следующие
обеспечивать тщательную разработку и строгое выполнение плана;
следить за тем, чтобы кадровая и материальная составляющие организации соответствовали целям, ресурсам и потребностям фирмы".
Эти цитаты взяты из главы "Элементы управления" книги А. Файоля "Общее и промышленное управление" [См.: Н. Fауоl. General and Industrial Management. Pitman, London, 1949.]. Вся эта глава свидетельствует о том, что Файоль осознавал необходимость постановки целей и их важность для организации.
В последующие годы в рамках
классического подхода
Ряд авторов, включая Аллена,
указывают на то, что установление
целей помогает определить приоритеты
в управлении. В частности, это
позволяет определить "ключевые"
подразделения и виды деятельности.
Например, в некоторых отраслях промышленности
выживание фирмы зависит от своевременного
замещения морально устаревшей продукции.
В этой ситуации "ключевым" подразделением
будет отдел разработки новой
продукции вместе со службой НИОКР,
поскольку его эффективное