Чувственный тон как бы аккумулирует
в себе отражение наиболее общих и часто
встречающихся признаков полезных и вредных
факторов окружающей действительности.
Благодаря своей обобщенности чувственный
тон, помогая принять хотя и предварительное,
но зато быстрое решение о значении нового
раздражителя, вместо сравнения его со
своей информацией, хранимой в памяти.
Чувственный тон нередко носит субъективную
окраску: интересная книга, приятный собеседник,
веселая кинокомедия, и т. д. для одного
человека могут вызвать у другого совсем
противоположные переживания. Чувственный
тон также зависит от того, как протекает
деятельность. Постоянно проигрывающий
нам партнер кажется более симпатичным,
чем тот, который всегда выигрывает у нас.
Несмотря на свою внешнюю незначительность,
знание и целенаправленное использование
чувственного тона позволяет воздействовать
на настроение человека, повышать производительность
труда, интенсивность учебы и т.д.
Под настроением понимают общее
эмоциональное состояние, окрашивающее
в течение длительного времени все поведение
человека. Настроение очень разнообразно
и может быть радостным или печальным,
веселым или угнетенным, бодрым или подавленным,
спокойным или раздраженным и т.д. Настроение
является эмоциональной реакцией не на
непосредственные последствия тех или
иных событий, а на их значение для жизни
человека в контексте его общих жизненных
планов, интересов и ожиданий. Отмечая
особенности настроения, С.Л. Рубинштейн
указывал, во-первых, что оно не предметно,
а личностно, и, во-вторых, это не специальное
переживание, приуроченное к какому-то
частному событию, а разлитое, общее состояние.
Настроение существенно зависит
от общего состояния здоровья,
от работы желез внутренней
секреции и, особенно, от тонуса
нервной системы. Причины того
или иного настроения не всегда
ясны переживающему их человеку,
а тем более окружающим его
людям. Недаром говорят о безотчетной
грусти, беспричинной радости, и
в этом смысле, настроение –
это бессознательная оценка личностью
того, насколько благоприятно для
нее складываются обстоятельства.
Но эта причина всегда есть
и может быть определена.
Настроение накладывает существенный
отпечаток на поведение, стимулирует
или подавляет деятельность человека.
Одна и та же работа при
разных настроениях может казаться
то легкой и приятной, то тяжелой
и удручающей. Хорошо работает
человек, когда он бодр, спокоен,
весел и гораздо хуже, он встревожен,
раздражен, недоволен. Плохое
настроение сказывается и на
работе окружающих. Человек не
должен быть рабом своего настроения
и, как заметил один известный
герой: «хорошее настроение никто
не поднесет на блюдечке, о
нем следует самому позаботиться».
Поэтому человек должен управлять
своим настроением. Для этого
можно использовать образы и ситуации,
приятные человеку. При господстве положительного,
жизнерадостного настроения человек легко
переживает и временные неудачи и огорчения.
К.Изард выделил следующие основные, «фундаментальные
эмоции»:
Интерес
– положительное эмоциональное состояние,
способствующее развитию навыков и умений,
приобретению знаний, мотивирующее обучение.
Радость
– положительное эмоциональное состояние,
связанное с возможностью достаточно
полно удовлетворить актуальную потребность,
вероятность чего до этого момента была
невелика или, во всяком случае, неопределенна.
Удивление
– не имеющая четко выраженного положительного
или отрицательного знака эмоциональная
реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Удивление тормозит все предыдущие эмоции,
направляя внимание на объект, его вызвавший,
и может переходить в интерес.
Страдание
– отрицательное эмоциональное состояние,
связанное с полученной достоверной или
кажущейся таковой информацией о невозможности
удовлетворения важнейших жизненных потребностей,
которое до этого момента казалось более
или менее вероятным, чаще всего протекает
в форме эмоционального стресса.
Гнев
– эмоциональное состояние, отрицательное
по знаку, как правило, протекающее в форме
аффекта и вызываемое внезапным возникновением
серьезного препятствия на пути удовлетворения
исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение
– отрицательное эмоциональное состояние,
вызываемое объектами (предметами, людьми,
обстоятельствами др.), соприкосновение
с которыми (физическое взаимодействие,
коммуникация в общении и пр.) вступает
в резкое противоречие с идеологическими,
нравственными или эстетическими принципами
и установками субъекта. Отвращение, если
оно сочетается с гневом, может в межличностных
отношениях мотивировать агрессивное
поведение, где нападение мотивируется
гневом, а отвращение – желанием избавиться
от кого-либо или чего-либо.
Презрение
– отрицательное эмоциональное состояние,
возникающее в межличностных взаимоотношениях
и порождаемое рассогласованием жизненных
позиций, взглядов и поведения субъекта
с жизненными позициями, взглядами и поведением
объекта чувства. Последние представляются
субъекту как низменные, не соответствующие
принятым нравственным нормам и эстетическим
критериям.
Страх
– отрицательное эмоциональное состояние,
появляющееся при получении субъектом
информации о возможной угрозе его жизненному
благополучию, о реальной или воображаемой
опасности. В отличие от эмоции страдания,
вызываемой прямым блокированием важнейших
потребностей, человек, переживая эмоцию
страха, располагает лишь вероятностным
прогнозом возможного неблагополучия
и действует на основе этого (часто недостаточно
достоверного или преувеличенного прогноза).
Стыд
– отрицательное состояние, выражающееся
в осознании несоответствия собственных
помыслов, поступков и внешности не только
ожиданиям окружающих, но и собственным
представлениям о подобающем поведении
и внешнем облике.
Из соединения фундаментальных
эмоций возникают такие комплексные
эмоциональные состояния, как,
например, тревожность, которая может
сочетать в себе страх,
гнев, вину и интерес. Каждая из указанных
эмоций лежит в основе целого спектра
состояний, различающихся по степени выраженности
(например, радость, удовлетворение, восторг,
ликование, экстаз и т.д.).
Эмоциональные переживания носят
неоднозначный характер. Один и
тот же объект может вызвать
несогласованные, противоречивые
эмоциональные отношения. Это
явление получило название амбивалентность
(двойственность) чувств. Обычно амбивалентность
вызвана тем, что отдельные особенности
сложного объекта по-разному влияют на
потребности и ценности человека (так,
можно уважать кого-то за работоспособность
и одновременно осуждать за вспыльчивость).
Амбивалентность может быть порождена
и противоречием между устойчивыми чувствами
к предмету и развивающимися из них ситуативными
эмоциями (так, например, совмещая любовь
и ненависть при ревности).
Самой мощной эмоциональной реакцией
является аффект. Аффект
(от лат. – «душевное волнение», «страсть»)
– сильное и относительно кратковременное
эмоциональное состояние, связанное с
резким изменением важных для субъекта
жизненных обстоятельств и сопровождаемое
резко выраженными двигательными проявлениями
и изменением в функциях внутренних органов.
Аффект возникает на уже произошедшее
событие и является как бы сдвинутым к
его концу. Любое чувство может переживаться
в аффективной форме. Сюда относятся и
случаи аффективного восторга на выступления
любимого ансамбля, и аффективный гнев
болельщиков на стадионе, недовольных
качеством судейств, и религиозный экстаз
и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной
скованности движений, позы речи. Такими
могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек
неожиданно получает приятное известие,
он теряется, не знает, что сказать.
Причиной аффекта может стать
конфликт, противоречие между сильным
влечением, желанием, стремлением
человека к чему-либо и объективной
невозможностью удовлетворить возникшее
побуждение, причем человек не
в состоянии или не хочет, осознать
эту невозможность или не может с ней примириться
(гнев, ярость). Конфликт может заключаться
и в повышенных требованиях, предъявляемых
к человеку в данный момент, и его переживаниях,
неуверенности в своих силах, недооценке
своих возможностей, Так например, задача
может казаться сверхтрудной, невыполнимой
и вызовет панический страх.
Аффект возникает резко, внезапно
в виде вспышки, порыва. При
этом изменяются основные характеристики
внимания и в поле восприятия удерживаются
только те объекты, которые в связи с переживанием
вошли в комплекс. Все остальные раздражители
осознаются недостаточно, и это одна из
причин практической неуправляемости
этим состоянием. Кроме того, изменяется
мышление, человеку трудно сосредоточиться,
предвидеть результат своих поступков,
и целесообразное поведение становится
невозможным. Отличительная черта аффекта
– ослабление сознательного контроля,
узость сознания. Аффект сопровождается
сильной и беспорядочной двигательной
активностью, происходит своего рода разрядка
в действии.
Аффекты отрицательно сказываются
на деятельности человека, резко
снижая уровень ее организованности.
В аффекте человек как бы
теряет голову, его поступки не
разумны, совершаются без учета
обстановки. Если в сфере действий
человека попадают предметы, не
имеющие отношение к причине
аффекта, он может в ярости
отшвырнуть попавшую под руку
вещь, толкнуть стул, хлопнуть по
столу. Теряя власть над собой,
человек как бы весь отдается
переживанию.
Такое состояние вызвано сильным
возбуждением определенных центров
промежуточного мозга и коры
полушарий. Обладая свойствами
доменанты, аффект тормозит несвязанные
с ним психические процессы и навязывает
тот или иной стереотипный способ «аварийного»
разрешения ситуации. Так как эти способы
(оцепление, бегство, агрессия) сложились
в процессе биологической эволюции, то
и оправдывают они себя только в соответствующих
биологических условиях.
Чрезвычайно сильное возбуждение,
перейдя предел работоспособности
нервных клеток, сменяется безусловным
охранительным торможением, возникает
эмоциональный шок. В результате
аффект заканчивается упадком
сил, усталостью и даже ступором.
Нарушения сознания могут привести
к неспособности впоследствии
вспомнить отдельные эпизоды
и даже полной амнезии на
событие.
Было бы неверно думать, что
аффект полностью неуправляем.
Несмотря на кажущуюся внезапность,
аффект имеет определенные этапы
развития. И если на конечных
этапах, когда человек полностью
теряет контроль над собой,
остановиться практически невозможно,
то вначале это может сделать
любой нормальный человек. Конечно,
это иногда требует огромных
волевых усилий, тем более значительных,
чем в большей мере развилось
аффективное состояние. Здесь
самое важное отсрочить наступление
аффекта, «затушить» аффективную
вспышку, сдержать себя, не терять
власть над своим поведением.
Еще одна обширная область
состояний человека объединяется
понятием стресс. Под стрессом
(«давление», «напряжение») понимают эмоциональное
состояние, возникающее в ответ на разнообразные
экстремальные воздействия. Это понятие
было введено Г.Селье для обозначения
неспецифической реакции организма на
любое неблагоприятное воздействие. Его
исследования показали, что в различные
неблагоприятные факторы – усталость,
страх, обида, холод, боль, унижение и многое
другое вызывают в организме однотипную
комплексную реакцию вне зависимости
от того, какой именно раздражитель действует
на него в данный момент. Причем эти раздражители
необязательно должны существовать в
реальности. Человек реагирует не только
на действительную опасность, но и на угрозу
или на упоминание о ней.
В настоящее время в зависимости
от стрессового фактора выделяют
различные виды стресса, которые
в наиболее общем виде могут
быть сведены к физиологическому
и психическому. Психологический стресс
в свою очередь можно разделить на информационный
и эмоциональный. Если человек не справляется
с задачей, не успевает принимать верные
решения в требуемом темпе при высокой
степени ответственности, т.е. когда возникает
информационная перегрузка, может развиться
информационный стресс. Эмоциональный
стресс появляется в ситуациях угрозы,
опасности, обиды и т.п. Г.Селье выделил
в развитии стресса 3 этапа. Первый этап
– реакция тревоги – фаза мобилизации
защитных сил организма, повышающая устойчивость
по отношению к конкретному травмирующему
воздействию. При этом происходит перераспределение
резервов организма: решение главной задачи
обеспечивается зачет второстепенных
задач, Человек справляется с нагрузкой
с помощью функциональной мобилизации,
без структурных перестроек. На втором
этапе – этапе стабилизации все параметры,
выведенные из равновесия в первой фазе,
закрепляются на новом уровне, Внешнее
поведение мало отличается от нормы, все
как будто налаживается, но внутренне
идет перерасход адаптационных резервов.
Если стрессовая ситуация продолжает
сохраняться, наступает третий этап –
истощение, что может привести к значительному
ухудшению самочувствия, различным заболеваниям
и даже к смерти.
Показательны в этом отношении
данные, полученные в свое время
английскими исследователями. Они
проследили смертность от коронарной
у представителей 13 профессиональных
групп. Выяснились довольно любопытные
сведения: Врачи – хирурги, мелкие собственники
почти в 10 раз чаще погибали от инфаркта
миокарда, чем сельскохозяйственные рабочие,
а судьи и адвокаты – в 5 с лишним раз. В
других случаях отмечается высокая смертность
от ишемической болезни сердца руководящих
административных деятелей, летчиков
– испытателей, пилотов реактивных самолетов,
водителей городских автобусов. На первый
взгляд, между трудом хирурга и шофера
городского автобуса нет ничего общего.
Но если вдуматься, это общее обнаружить
нетрудно: оно в особом, иногда чрезмерном
эмоциональном напряжении работающего.
Именно постоянное пребывание в условиях
стрессовой ситуации сокращает жизнь
людям этих профессий.