Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 07:04, доклад
В последние десятилетия прошлого века и особенно в настоящее время нарастают процессы совершенствования систем обучения на всех уровнях: школа, высшие учебные заведения, профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Если в прошлом считалось возможным получить образование и квалификацию однократно, практически на все время активной работы, то сейчас во многих сферах деятельности обновление профессиональной информации и требуемых навыков происходит в течение 3—5 лет. В связи с этим системы обучения должны быть практически непрерывными и строиться на новых, более эффективных принципах.
Введение
3
1.
«E-LEARNING» КАК ОСНОВНАЯ ИННОВАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
4
2.
ПРИМЕНЕНИЕ «E-LEARNING» КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ.
6
Заключение
8
Библиографический список
9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
Факультет Экономический
Кафедра ЭиМО
Специальность – Экономика и управление на предприятии
РЕФЕРАТ
на тему: Электронное обучение (e-learning) как метод развития человеческих ресурсов
по дисциплине: Управление персоналом
Исполнитель
студентка группы 878 _______________ О.В. Симонова
Проверил
Старший преподаватель
Нормоконтроль ______________
Благовещенск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 | |
1. |
«E-LEARNING» КАК ОСНОВНАЯ ИННОВАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ |
4 |
2. |
ПРИМЕНЕНИЕ «E-LEARNING» КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ. |
6 |
Заключение |
8 | |
Библиографический список |
9 |
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в нашей стране
рождаются новые принципы управления
качеством образовательного процесса,
основанные на передовых информационно-
Мощное влияние на сферу высшего образования во всем мире оказывает информационная трансформация. Взрывное развитие цифровых технологий и средств интернета привело к тому, что содержание образования вообще и содержание предметного знания в частности уже не являются уникальной собственностью конкретного профессора, а в последнее время - и конкретного вуза. Необходимо соответственно пересмотреть формы доставки и оценки знаний в учебном процессе.
В последние десятилетия прошлого века и особенно в настоящее время нарастают процессы совершенствования систем обучения на всех уровнях: школа, высшие учебные заведения, профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Если в прошлом считалось возможным получить образование и квалификацию однократно, практически на все время активной работы, то сейчас во многих сферах деятельности обновление профессиональной информации и требуемых навыков происходит в течение 3—5 лет. В связи с этим системы обучения должны быть практически непрерывными и строиться на новых, более эффективных принципах.
В качестве основной инновации в области электронного обучения рассматривается электронное обучение (e-learning), являющееся существенным развитием дистанционной формы, поскольку должно включать положительные черты как дневной, так и заочной систем образования.
Основными отличительными чертами e-learning являются:
• наличие компьютерной грамотности как у обучающих, так и обучаемых;
• перевод контента изучаемых предметов (в том числе и практических навыков) в электронную форму, т.е. создание электронных учебников;
• использование современных информационно компьютерных технологий, в том числе Интернета, для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников процесса обучения;
• создание, поэтапное совершенствование
сценариев и моделей
• знание и понимание этики поведения в Интернет как основной среды электронного обучения.
Существуют различные формы e-learning, в том числе:
• Электронное обучение, управляемое обучаемым, заключается в передаче образовательных знаний независимым учащимся (автономное или самоуправляемое обучение). Как правило, содержимое курсов состоит из интерактивной информации, размещаемой на сервере. При этом учащийся полностью независим.
• Управляемые курсы электронного обучения, помимо контента в интерактивной среде, система содержит средства совместной работы преподавателя с учащимися. Задания выдаются путем "вывешивания" на дискуссионном форуме, там же учащиеся размещают выполненные задания. Данная форма подходит, когда обучаемые не могут работать в рамках жесткого расписания.
• Электронное обучение, управляемое преподавателем (инструктором). Является аналогом традиционной формы проведения занятий по расписанию, но при этом взаимодействие участников процесса происходит в информационно коммуникационной среде на основе сети Интернет.
Все перечисленные режимы обучения широко используют не только текстовые файлы, но и мультимедийные инструменты для представления видео и аудиоинформации. Обязательным элементом являются так же средства мониторинга и контроля хода обучения, что позволяет обеспечить высокий уровень усвояемости материала учащимися.
По системе e-learning за рубежом работают многочисленные открытые и виртуальные университеты, которые на сегодня уже составляют значительную конкуренцию традиционному образованию. Так, в 2009г. в США насчитывалось 14 млн. студентов, половина из них обучалась без отрыва от работы. В Южной Корее 80% университетов применяют e-learning в системе преподавания. Крупные открытые университеты работают в Германии, Франции, Великобритании, Индии, Китае, Турции, ОАЭ, Нидерландах.
Однако еще большее
распространение электронная
При внедрении e-learning приходится сталкиваться и с рядом проблем, в том числе с дефицитом готовых, эффективных курсов, а также с необходимостью первоначальных затрат на создание информационно коммуникационной среды для поддержания процесса обучения. Тем не менее, на форуме ЮНЕСКО в 2009г. еще раз было подтверждено, что электронное обучение является одной из важнейших тенденций образования в современном мире. Особенно эта форма должна быть востребована в отдаленных районах (дистанционное образование), а также для людей с ограниченными возможностями.
При этом следует отметить, что по данным Всемирного экономического форума Россия среди 75 наиболее развитых стран находится на 66 м месте по информационно коммуникационной структуре и на 71-м месте по использованию информационных технологий в образовании. Указанное отставание может создавать серьезную угрозу формированию у нас в стране общества знаний, без чего невозможно претендовать на достойное место в мировом сообществе ХХI века.
В качестве примера приведем данные о состоянии e-learning в Южной Корее, поскольку в настоящее время именно эта страна признана мировым лидером в развитии электронного образования и благодаря огромным инвестициям реально осуществляет адаптацию всей системы образования (начального, среднего, высшего, образования взрослых, управления образованием) к информационной эре. Так, проект «Домашний репетитор», используемый каждым школьником дома, признан ЮНЕСКО лучшим в мире.
Использование электронного обучения регулируется в стране следующими законодательными актами и стандартами:
• 1997 Закон о развитии профессионального образования и тренингов;
• 1999 Закон о непрерывном образовании;
• 2000 Закон об управлении знаниями и информационными ресурсами;
• 2001 Закон об электронном правительстве;
• 2004 Закон о развитии индустрии e learning ;
• 2006 Закон о развитии
в сфере использования
• 2006 Стандарт качества электронного обучения;
• 2007 Закон об авторском праве (внесение поправок);
• 2007 Акт о неразглашении образовательной информации.
Поддержкой и развитием электронного обучения занимаются государственные ведомства:
1. Министерство труда, отвечает за e-learning в профессиональной переподготовке и повышении квалификации.
2. Министерство образования, науки и технологий отвечает за e-learning в регулярном образовании.
3. Министерство по делам экономики знаний — отвечает за развитие индустрии электронного обучения
На правительственном уровне приняты кластеры товаров и услуг в индустрии электронного обучения. Данная индустрия показывает рекордные темпы роста— до 30 % ежегодно.
На рынке работают более 700 компаний провайдеров электронного обучения, около 40 компаний в этом секторе получают ежегодную прибыль более 10 млн. долларов.
Таким образом, в Южной Корее сформирована новая отрасль в системе экономики с быстрорастущими объемами как внутри страны, так и на экспорт. Эта отрасль уже сейчас экспортирует до 35% своих объемов.
В рамках развития индустрии электронного обучения Южная Корея выступает координатором среди других стран Юго Восточной Азии, в том числе Японии, Китая, Австралии и т.д. Экспортными партнерами Южной Кореи являются почти все азиатские страны — Казахстан, Киргизия, Узбекистан и др. На этом уровне достигнуто понимание, что индустрия электронного обучения включает в себя производство специальных технических средств, специального программного обеспечения, создание баз данных, массовое создание и использование электронных обучающих курсов для всех уровней образования, в т. ч. для повышения квалификации работающего населения с доставкой учебных материалов на рабочие места, в дома и в любую точку, где есть Интернет. Отмечается высокий уровень и разнообразие электронного контента, а также экономия средств для обучающихся. Экономический кризис значительно активизировал работы в этом направлении.
Государственные учебные центры и городские органы власти для учебного процесса используют электронное обучение, экономия средств составила около 30% при одновременном повышении эффективности обучения. Е-learning в стране рассматривается как катализатор повышения качества человеческих ресурсов.
Индустрия электронного обучения (e-learning industry) считается отраслью, обеспечивающей интенсивное развитие других отраслей, производителей товаров и услуг, всей экономики страны в целом. Развитие индустрии электронного обучения определило новые направления в трансформации образовательных систем: интенсивно создаются виртуальные (сетевые), территориально распределенные, трансконтинентальные (трансграничные) университеты. По инициативе Южной Кореи в короткое время создано около 20 новых университетов такого типа с участием в них более чем 30 стран. Численность обучающихся в каждом из этих университетов уже сейчас превышает миллион человек (открытый университет Турции — 1300 тыс. студентов, Открытый университет им. Индиры Ганди (Индия) — 1500 тыс. студентов, Открытый Азиатский университет, созданный при участии 30 стран, около 1500 тыс. студентов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом электронное обучение остается актуальной темой как для стран, вступивших на путь построения информационного общества, основанного на знаниях, так и стран, которым еще предстоит это сделать. На Форуме лидеров образования, проводившемся ЮНЕСКО летом 2009 года, Генеральный директор ЮНЕСКО г-н К. Матсуура выделил электронное обучение (e learning) и дистанционное обучение как одну из важнейших тенденций развития образования в современном мире.
Все большее количество государств ставит не задачи сокращения числа вузов, как об этом говорится сейчас в нашей стране, а задачи перехода к всеобщему высшему образованию своих граждан. Быстрые темпы развития e learning в странах, где образование является действительным приоритетом, привели к тому, что в 2005 году численность студентов e learning в мире достигла 100 млн. человек и превысила количество (97 млн. человек), занятых традиционными формами обучения.
Если в 2007 г. в мире было оказано услуг на основе e learning на 33,6 млрд. долларов, то в 2012 г. эта цифра прогнозируется в 300 млрд. долларов.
Электронное обучение в геополитическом смысле в настоящее время оценивается как новая форма (технология) интеллектуальной колонизации, мощнейший фактор международной конкуренции. Образовательный рынок России уже начал заполняться продукцией и услугами других стран и можно ожидать, что с нашим образованием может произойти тоже самое, что случилось с отечественной микроэлектроникой, производством компьютеров, автоматизированными системами управления и электронной техникой военного назначения. Эти отрасли в России за последние 20 лет сдали свои позиции, что вынуждает прибегать к импорту стратегически важной продукции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агапонов С.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. / Под ред. З.О. Джалиашвили. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
2. Борзых А.А., Горбунов А.С. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции e-Learning // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2009. - Т. 12. - № 2. - С. 423-437.
3. Буханцева Н.В., Дудина И.А. Модель e-Learning как инструмент управления электронными ресурсами вуза // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2009. - Т. 12. - № 2. - С. 438-444.
4. Васильев В.Н. Университет как открытая система // Инновации. - 2007. - № 2. - С. 57-60.
5. Информационные технологии / Под редакцией В. В. Трофимова. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
6. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2008.
7. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. – М.: Академия, 2010.
Информация о работе Электронное обучение (e-learning) как метод развития человеческих ресурсов