Электронное обучение (e-learning) как метод развития человеческих ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 07:04, доклад

Описание работы

В последние десятилетия прошлого века и особенно в настоящее время нарастают процессы совершенствования систем обучения на всех уровнях: школа, высшие учебные заведения, профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Если в прошлом считалось возможным получить образование и квалификацию однократно, практически на все время активной работы, то сейчас во многих сферах деятельности обновление профессиональной информации и требуемых навыков происходит в течение 3—5 лет. В связи с этим системы обучения должны быть практически непрерывными и строиться на новых, более эффективных принципах.

Содержание

Введение

3
1.

«E-LEARNING» КАК ОСНОВНАЯ ИННОВАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

4
2.

ПРИМЕНЕНИЕ «E-LEARNING» КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ.

6
Заключение

8
Библиографический список

9

Работа содержит 1 файл

реферат е лернинг.docx

— 31.12 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО  «АмГУ»)

 

Факультет Экономический

Кафедра ЭиМО

Специальность – Экономика  и управление на предприятии

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: Электронное обучение (e-learning) как метод развития человеческих ресурсов

по дисциплине: Управление персоналом

 

 

Исполнитель

студентка группы 878           _______________              О.В. Симонова

 

Проверил                               _______________               В. А. Якимова

Старший преподаватель

 

Нормоконтроль   ________________  В.А.Якимова

 

 

 

Благовещенск, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1.

«E-LEARNING» КАК ОСНОВНАЯ ИННОВАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

           4

2.

ПРИМЕНЕНИЕ «E-LEARNING» КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ.

6

Заключение

8

Библиографический список

9


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня в нашей стране рождаются новые принципы управления качеством образовательного процесса, основанные на передовых информационно-телекоммуникационных технологиях и ориентированные на развитие человеческих ресурсов. Это отвечает главным тенденциям социально-экономического развития в условиях перехода к информационному обществу и экономике знаний.

Мощное влияние на сферу высшего образования во всем мире оказывает информационная трансформация. Взрывное развитие цифровых технологий и средств интернета привело к тому, что содержание образования вообще и содержание предметного знания в частности уже не являются уникальной собственностью конкретного профессора, а в последнее время - и конкретного вуза. Необходимо соответственно пересмотреть формы доставки и оценки знаний в учебном процессе.

В последние десятилетия  прошлого века и особенно в настоящее  время нарастают процессы совершенствования  систем обучения на всех уровнях: школа, высшие учебные заведения, профессиональная подготовка и переподготовка кадров. Если в прошлом считалось возможным получить образование и квалификацию однократно, практически на все время активной работы, то сейчас во многих сферах деятельности обновление профессиональной информации и требуемых навыков происходит в течение 3—5 лет. В связи с этим системы обучения должны быть практически непрерывными и строиться на новых, более эффективных принципах.

 

  1. «E-LEARNING» КАК ОСНОВНАЯ ИННОВАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ.

 

В качестве основной инновации  в области электронного обучения рассматривается электронное обучение (e-learning), являющееся существенным развитием дистанционной формы, поскольку должно включать положительные черты как дневной, так и заочной систем образования.

Основными отличительными чертами e-learning являются:

• наличие компьютерной грамотности как у обучающих, так и обучаемых;

• перевод контента изучаемых  предметов (в том числе и практических навыков) в электронную форму, т.е. создание электронных учебников;

• использование современных  информационно компьютерных технологий, в том числе Интернета, для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников процесса обучения;

• создание, поэтапное совершенствование  сценариев и моделей использования e-learning инструментов в различных предметных областях;

• знание и понимание  этики поведения в Интернет как  основной среды электронного обучения.

Существуют различные  формы e-learning, в том числе:

• Электронное обучение, управляемое обучаемым, заключается  в передаче образовательных знаний независимым учащимся (автономное или самоуправляемое обучение). Как правило, содержимое курсов состоит из интерактивной информации, размещаемой на сервере. При этом учащийся полностью независим.

• Управляемые курсы электронного обучения, помимо контента в интерактивной среде, система содержит средства совместной работы преподавателя с учащимися. Задания выдаются путем "вывешивания" на дискуссионном форуме, там же учащиеся размещают выполненные задания. Данная форма подходит, когда обучаемые не могут работать в рамках жесткого расписания.

• Электронное обучение, управляемое преподавателем (инструктором). Является аналогом традиционной формы  проведения занятий по расписанию, но при этом взаимодействие участников процесса происходит в информационно коммуникационной среде на основе сети Интернет.

Все перечисленные режимы обучения широко используют не только текстовые файлы, но и мультимедийные инструменты для представления видео и аудиоинформации. Обязательным элементом являются так же средства мониторинга и контроля хода обучения, что позволяет обеспечить высокий уровень усвояемости материала учащимися.

По системе e-learning за рубежом работают многочисленные открытые и виртуальные университеты, которые на сегодня уже составляют значительную конкуренцию традиционному образованию. Так, в 2009г. в США насчитывалось 14 млн. студентов, половина из них обучалась без отрыва от работы. В Южной Корее 80% университетов применяют e-learning в системе преподавания. Крупные открытые университеты работают в Германии, Франции, Великобритании, Индии, Китае, Турции, ОАЭ, Нидерландах.

Однако еще большее  распространение электронная форма  получает в корпоративном обучении и повышении квалификации персонала. Так в США подобные системы внедрены в более 70 компаний. Фирма IBM перевела в электронный формат более 40% обучения сотрудников, снизив при этом расходы на 395 млн. долл. в год.

При внедрении e-learning приходится сталкиваться и с рядом проблем, в том числе с дефицитом готовых, эффективных курсов, а также с необходимостью первоначальных затрат на создание информационно коммуникационной среды для поддержания процесса обучения. Тем не менее, на форуме ЮНЕСКО в 2009г. еще раз было подтверждено, что электронное обучение является одной из важнейших тенденций образования в современном мире. Особенно эта форма должна быть востребована в отдаленных районах (дистанционное образование), а также для людей с ограниченными возможностями.

При этом следует отметить, что по данным Всемирного экономического форума Россия среди 75 наиболее развитых стран находится на 66 м месте по информационно коммуникационной структуре и на 71-м месте по использованию информационных технологий в образовании. Указанное отставание может создавать серьезную угрозу формированию у нас в стране общества знаний, без чего невозможно претендовать на достойное место в мировом сообществе ХХI века.

 

  1. ПРИМЕНЕНИЕ «E-LEARNING» КАК МЕТОДА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ.

 

В качестве примера приведем данные о состоянии e-learning в Южной Корее, поскольку в настоящее время именно эта страна признана мировым лидером в развитии электронного образования и благодаря огромным инвестициям реально осуществляет адаптацию всей системы образования (начального, среднего, высшего, образования взрослых, управления образованием) к информационной эре. Так, проект «Домашний репетитор», используемый каждым школьником дома, признан ЮНЕСКО лучшим в мире.

Использование электронного обучения регулируется в стране следующими законодательными актами и стандартами:

• 1997 Закон о развитии профессионального образования и тренингов;

• 1999 Закон о непрерывном  образовании;

• 2000 Закон об управлении знаниями и информационными ресурсами;

• 2001 Закон об электронном  правительстве;

• 2004 Закон о развитии индустрии e learning ;

• 2006 Закон о развитии в сфере использования цифрового  он лайн контента;

• 2006 Стандарт качества электронного обучения;

• 2007 Закон об авторском  праве (внесение поправок);

• 2007 Акт о неразглашении  образовательной информации.

Поддержкой и развитием  электронного обучения занимаются государственные ведомства:

1. Министерство труда,  отвечает за e-learning в профессиональной переподготовке и повышении квалификации.

2. Министерство образования, науки и технологий отвечает за e-learning в регулярном образовании.

3. Министерство по делам  экономики знаний — отвечает  за развитие индустрии электронного обучения

На правительственном  уровне приняты кластеры товаров  и услуг в индустрии электронного обучения. Данная индустрия показывает рекордные темпы роста— до 30 % ежегодно.

На рынке работают более 700 компаний провайдеров электронного обучения, около 40 компаний в этом секторе получают ежегодную прибыль более 10 млн. долларов.

Таким образом, в Южной  Корее сформирована новая отрасль в системе экономики с быстрорастущими объемами как внутри страны, так и на экспорт. Эта отрасль уже сейчас экспортирует до 35% своих объемов.

В рамках развития индустрии  электронного обучения Южная Корея выступает координатором среди других стран Юго Восточной Азии, в том числе Японии, Китая, Австралии и т.д. Экспортными партнерами Южной Кореи являются почти все азиатские страны — Казахстан, Киргизия, Узбекистан и др. На этом уровне достигнуто понимание, что индустрия электронного обучения включает в себя производство специальных технических средств, специального программного обеспечения, создание баз данных, массовое создание и использование электронных обучающих курсов для всех уровней образования, в т. ч. для повышения квалификации работающего населения с доставкой учебных материалов на рабочие места, в дома и в любую точку, где есть Интернет. Отмечается высокий уровень и разнообразие электронного контента, а также экономия средств для обучающихся. Экономический кризис значительно активизировал работы в этом направлении.

Государственные учебные  центры и городские органы власти для учебного процесса используют электронное обучение, экономия средств составила около 30% при одновременном повышении эффективности обучения. Е-learning в стране рассматривается как катализатор повышения качества человеческих ресурсов.

Индустрия электронного обучения (e-learning industry) считается отраслью, обеспечивающей интенсивное развитие других отраслей, производителей товаров и услуг, всей экономики страны в целом. Развитие индустрии электронного обучения определило новые направления в трансформации образовательных систем: интенсивно создаются виртуальные (сетевые), территориально распределенные, трансконтинентальные (трансграничные) университеты. По инициативе Южной Кореи в короткое время создано около 20 новых университетов такого типа с участием в них более чем 30 стран. Численность обучающихся в каждом из этих университетов уже сейчас превышает миллион человек (открытый университет Турции — 1300 тыс. студентов, Открытый университет им. Индиры Ганди (Индия) — 1500 тыс. студентов, Открытый Азиатский университет, созданный при участии 30 стран, около 1500 тыс. студентов).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В целом электронное обучение остается актуальной темой как для  стран, вступивших на путь построения информационного общества, основанного на знаниях, так и стран, которым еще предстоит это сделать. На Форуме лидеров образования, проводившемся ЮНЕСКО летом 2009 года, Генеральный директор ЮНЕСКО г-н К. Матсуура выделил электронное обучение (e learning) и дистанционное обучение как одну из важнейших тенденций развития образования в современном мире.

Все большее количество государств ставит не задачи сокращения числа  вузов, как об этом говорится сейчас в нашей стране, а задачи перехода к всеобщему высшему образованию своих граждан. Быстрые темпы развития e learning в странах, где образование является действительным приоритетом, привели к тому, что в 2005 году численность студентов e learning в мире достигла 100 млн. человек и превысила количество (97 млн. человек), занятых традиционными формами обучения.

Если в 2007 г. в мире было оказано услуг на основе e learning на 33,6 млрд. долларов, то в 2012 г. эта цифра прогнозируется в 300 млрд. долларов.

Электронное обучение в геополитическом  смысле в настоящее время оценивается  как новая форма (технология) интеллектуальной колонизации, мощнейший фактор международной конкуренции. Образовательный рынок России уже начал заполняться продукцией и услугами других стран и можно ожидать, что с нашим образованием может произойти тоже самое, что случилось с отечественной микроэлектроникой, производством компьютеров, автоматизированными системами управления и электронной техникой военного назначения. Эти отрасли в России за последние 20 лет сдали свои позиции, что вынуждает прибегать к импорту стратегически важной продукции.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Агапонов С.В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий. / Под ред. З.О. Джалиашвили. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

2. Борзых А.А., Горбунов А.С. Виртуальные миры, информационные среды и амбиции e-Learning // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2009. - Т. 12. - № 2. - С. 423-437.

3. Буханцева Н.В., Дудина И.А. Модель e-Learning как инструмент управления электронными ресурсами вуза // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - 2009. - Т. 12. - № 2. - С. 438-444.

4. Васильев В.Н. Университет как открытая система // Инновации. - 2007. - № 2. - С. 57-60.

5. Информационные технологии / Под редакцией В. В. Трофимова. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

6. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2008.

7. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. – М.: Академия, 2010.

Информация о работе Электронное обучение (e-learning) как метод развития человеческих ресурсов