Экспертная квалиметия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:10, реферат

Описание работы

Экспертная квалиметрия предполагает использование человека как непосредственного измерителя в системе оценки. Применительно к МСОКО экспертные процедуры могут иметь место при оценке качества образовательных и учебных программ, педагогических технологий, воспитанности учащихся и выпускников школ, сформированности у них ключевых компетенций. Достижения экпертной квалиметрии могут быть востребованы в ходе реализации процедур внутренней и внешней оценки качества образования в образовательном учреждении и на муниципальном уровне, включая процедуры аудита, бенчмаркинга.

Работа содержит 1 файл

экспертная97 - 2003.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

Экспертная квалиметрия предполагает использование человека как непосредственного измерителя в системе оценки. Применительно к МСОКО экспертные процедуры могут иметь место при оценке качества образовательных и учебных программ, педагогических технологий, воспитанности учащихся и выпускников школ, сформированности у них ключевых компетенций. Достижения экпертной квалиметрии могут быть востребованы в ходе реализации процедур внутренней и внешней оценки качества образования в образовательном учреждении и на муниципальном уровне, включая процедуры аудита, бенчмаркинга.

Индексная квалиметрия -  ориентирована на оценку (измерение) темпов изменения показателей качества объектов и процессов в базовом периоде времени (месяц, четверть, учебный год). При этом мерой качества выступает индекс – результат нормировки показателей качества, то есть результат деления двух чисел. Индекс – инструмент сравнения и измерения, получаемый из комбинации индикаторов. В рейтинге используются относительные (безразмерные) единицы измерения параметров.

В ходе оценки качества образования на муниципальном уровне, кроме рейтинга, индексные процедуры могут использоваться для определения темпов изменения отдельных показателей качества по итогам мониторинговых исследований. В данном случае могут фиксироваться темпы и скорость инновационных изменений, модернизации образовательной инфраструктуры, повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, перехода на новые программы и т.п.

Достоинство индексов и достижений индексной квалиметрии в целом состоит в том, что имеется возможность оперировать и задействовать для анализа и оценки качества образования значительные объемы статистических данных. В результате потенциально возможен выход на фиксацию глубинных тенденций и противоречий качества функционирования и развития образовательной системы, отрицательно действующих факторов, поиск стратегических решений, связанных с улучшением качества образования. При всех достоинствах использования формализованных процедур, предусмотренных индексной квалиметрией, необходимо учитывать и определенные издержки. Они, прежде всего, связаны с тем, что использование индексов и математического аппарата иногда приводит к выхолащиванию содержательных аспектов. Превалирование количественного анализа составляющих качества муниципальной образовательной системы над анализом качественным может иметь отрицательные последствия для принимаемых в дальнейшем управленческих решений.

Центральным понятием в таксономической квалиметрии выступает понятие класса качества – квалитаксона (совокупность качеств объектов сходных или однородных на базе сравнения (например, аттестационные, аккредитационные категории). Таксономическая квалиметрия для МСОКО – это, прежде всего, возможность группировки на кластеры образовательных учреждений в процессе сравнения их по отдельным параметрам (например, по результатам ЕГЭ). Ее достижения и потенциал могут быть востребованы и в ситуациях определения качества деятельности учителей, оценки значимости педагогических и социальных результатов образовательного процесса. Кластеризация является непременным условием построения рейтинга образовательных учреждений, входящих в муниципальную образовательную систему. В более широком плане она позволяет выстраивать достаточно эффективные модели управления сетью образовательных учреждений, учитывая их географическое положение, транспортную доступность, социально-экономический статус, ресурсные возможности и другие факторы. Достоинство таксономических процедур состоит в их относительной простоте, экономичности реализации и относительной  объективности обеспечиваемых результатов в виде информации о качестве тех или иных объектов и процессов.

Вероятностно – статистическая квалиметрия ориентирована на применение  вероятностно – статистических моделей (в ее рамках осуществляется определение репрезентативности выборки, точности измерений, например, тестирования). Потенциал вероятностно-статистической квалиметрии для МСОКО связан, в первую очередь, с возможностью свертывания больших массивов статистической информации о состоянии образовательной системы, выхода на глубинные закономерности и тенденции в ее развитии. Вероятностно-статистическая квалиметрия, основываясь на достижениях теории вероятностей, при ее использовании в рамках МСОКО может предоставить дополнительные возможности для получения ценной информации для управления качеством образования. К примеру, использование такого параметра как математическое ожидание может обеспечить лицо принимающее решение ценной информацией о полноте реализации потенциального качества (например, класса, школы, выпускника). Использование таких статистических характеристик как средневзвешенная величина, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации, коэффициент ранговой корреляции, классовый интервал, нормальность распределения и других в полной мере делает анализ и оценку качества системным, полным, объективным и глубоким.

Тестовая квалиметрия уже на протяжении более чем 15 лет активно используется в практике школьного образования. Она получила широкое распространение в 90-е годы прошедшего столетия на этапе федерального централизованного тестирования, а на протяжении двухтысячных годов получила признание как квалиметрическая база Единого государственного экзамена. Для МСОКО тестовая квалиметрия предоставляет возможности проведения Единого муниципального экзамена в новой форме для выпускников 9-х и 4-х классов, реализации процедур предметного тестирования с целью определения уровня качества обученности учащихся различных параллелей по предметам учебного плана.

В квалиметрии вообще и квалиметрии образования, в частности, используется целый ряд терминов и понятий. Остановимся на их раскрытии и трактовке в целях единого понимания при проектировании МСОКО.

Оценка – определение качества, уровня чего-либо; результат процесса оценивания.

Измерение – приписывание числовых форм объектам в соответствии с определенными правилами.

Оценка качества образования – мера качества (числовая и семантическая), соотнесенная с нормой качества в определенной квалиметрической шкале. Выражает собой соотнесенность измерений свойств (параметров) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка.

Показатель (то же что и параметра)  – данное, по которому можно судить о развитии, ходе, свойствах и качествах чего-либо; конкретный измеритель критерия, позволяющий ему быть доступным для наблюдения, учета и фиксации. Величина или величины, характеризующие какие-либо свойства процесса, явления, системы; размеры, границы проявления чего-либо.

Норма качества образования – выявленное, признанное и зафиксированное документально требование к качеству образования, соответствующее потребностям общества и личности и предназначенное для установления определенной структуры и уровня.

Стандарт (норма, образец) – типовой образец, которому должны удовлетворять вещи, предметы, явления по размерам, форме, качеству.

Шкалирование - определение масштаба, метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем; создание эмпирической системы исследуемых объектов, фиксирование типа отношений между ними и построение числовой системы, моделирующей отношения эмпирической системы объектов.

Шкала (от лат. scаla - лестница) - система чисел, переменных величин в восходящем или нисходящем порядке, принятых для измерения, определения, оценки чего-либо.

В практике построения и применения МСОКО может быть использовано четыре основных вида шкал: наименований (номинативная), порядка (порядковая, ординарная), интервалов (интервальная), отношений (пропорциональная). 

• Номинативная (имя, название) - шкала, классифицирующая по назначению, позволяющая отличить один объект от другого; способ классификации объектов или субъектов, распределения их по ячейкам классификации.

• Порядковая - шкала, классифицирующая по принципу «больше-меньше». Классификационные ячейки образуют последовательность от ячейки «самое малое значение» к ячейке «самое большое значение» (или наоборот).  В   порядковой шкале должно быть не менее трех классов.

• Интервальная - шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц - меньше на определенное количество единиц». Каждое из возможных значений признака отстоит от другого на равном расстоянии.

• Шкала отношений  - в ней так же, как и в интервальной шкале, используется деление всего пространства на равные отрезки. Отличие состоит в том, что предусматривается нулевая отметка, символизирующая  то, что в данной точке свойство не проявляется, интенсивность его нулевая.

Рассмотренные в данной статье проблемы использования достижений и потенциала квалиметрии в практике  проектирования и применения муниципальных систем оценки качества образования, безусловно, не исчерпывают все аспекты затронутой проблематики. Реально управленческая и педагогическая практики привносят в ее решение значительно больше идей, решений. Они, вместе с тем, выдвигают и ставят ряд проблем и вопросов, на которые должна ответить наука квалиметрия в партнерстве с педагогикой, психологией, теорией управления, системогенетикой, всем блоком теорий и научных дисциплин, связанных с образованием и образовательными процессами в обществе.


Информация о работе Экспертная квалиметия