Экономические методы управления фирмой

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

В связи с переходом отечественной экономики к рынку изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования.

Содержание

Введение 3

1. Сущность и природа экономических методов управления 5 1.1. Сущность экономических методов управления 5

1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет 6 1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием 9 1.4. Обеспечение конкурентоспособности 14 1.5. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями 17 менеджмента

2. Анализ реализации экономических методов управления в условиях 19 конкретной фирмы

3. Пути совершенствования реализации экономических методов 28

управления

Заключение 32

Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая работа.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

    Конкурентоспособность является экономической категорией (характеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка.

    Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя на рынке.

    Конкурентоспособность конкретного товара определяется сравнительной оценкой его характеристик по отношению к товарам конкурентов. Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Следует иметь в виду, что технически сложные товары требуют больших затрат в процессе эксплуатации и их учет необходим при определении предпочтений потребителей. Поэтому общее представление о ценности товара как функции его качества и цены требует в этом случае уточнения в части его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационные расходы. Такое уточнение приводит к понятию минимальной цены потребления товара за его срок службы у потребителя. Эта стоимость во многих случаях становится важным показателем конкурентоспособности товара.

    Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью  показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели. Число показателей конкурентоспособности конкретного товара (услуги) зависит от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследования) и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а также гарантируют удовлетворение конкретной общественной потребности.

    Качественные  показатели конкурентоспособности  характеризуют свойства товара, благодаря  которым он удовлетворяет конкретную потребность. Все качественные показатели можно подразделить на: классификационные и оценочные. Наиболее значимые качественные показатели представлены на рисунке 1.1. 
 

    

 

    Рис. 1.1. Наиболее значимые качественные показатели конкурентоспособности продукции 

    Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной (классификационной) группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара

    Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, определяющие качество продукции. В зависимости от выполняемой роли при оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на две группы используемые для проверки обязательных условий, которым должна соответствовать продукция (регламентируемые показатели), и используемые для сравнения конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя определенными свойствами (сопоставляемые показатели).

    Регламентируемые  показатели характеризуют безопасность товара, его патентную чистоту, соответствие национальным и международным стандартам, требования к сертификации товара. Разумеется, что несоответствие продукции требуемому уровню регламентируемых показателей не только пагубно сказывается на конкурентоспособности товара, но и делает невозможным его реализацию.

    Организационно-коммерческие показатели определяют конкурентоспособность товара в зависимости от характера и качества исследований рынка, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулирования продаж, рекламной деятельности, целевой стратегии предприятия-изготовителя, результативности функционирования сбытовой сети и каналов товародвижения. Они также свидетельствуют о качестве коммерческой работы и включают в себя рациональность торгового контракта, форм и методов поставки, условий и форм платежа, технического обслуживания. Другими словами, данные показатели определяют эффективность маркетинговой и коммерческой деятельности предприятия.

    Одним из основных методов оценки конкурентоспособности  продукции является рейтинговая оценка, которая широко применяется в мировой экономической практике. Суть рейтинговой оценки заключается в том, что в ходе экспертизы определяются и ранжируются в порядке значимости наиболее важные параметры продукции. После проведения испытаний свойства товара оцениваются по пятибалльной шкале. Средневзвешенная оценка складывается из частных испытаний по определенным разделам. На основе анализа средневзвешенных оценок делается вывод о конкурентоспособности продукции.

    Стратегия предприятия в области обеспечения конкурентоспособности продукции в большой степени зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция (ЖЦП). Обычно выделяют четыре или пять таких стадий (табл. 1.1.). 
 

Таблица 1.1. Стадии жизненного цикла товара

 Характеристики товара и его производства  Стадии  жизненного цикла продукта и развития его целевого рынка
 внедрение  рост   зрелость   насыщение  спад 
 Изменения продукции   очень высокие   высокие  средние  низкие   очень низкие
 Изменения в процессах  низкие   средние  высокие  низкие   низкие 
Конкуренция неценовая неценовая  ценовая  ценовая  со стороны  нового товара
Экспорт  низкий   высокий  снижающийся  передача  производства за границу   производство за границей
 
 

1.5. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями менеджмента 

    Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым  элементом экономического механизма  менеджмента.

    Они могут эффективно применяться в  управлении предприятием при комплексном использовании с другими элементами менеджмента.

    Методы  ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке (в отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.

    Взаимосвязь экономических методов с основными  видами деятельности предприятия и функциями менеджмента приведена на рис. 1.2.

    Рис. 1.2. Взаимосвязь экономических методов с основными видами деятельности предприятия и функциями менеджмента 
 

    Таким образом, экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента.  
 
 
 
 
 
 

    2.АНАЛИЗ  РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКРЕТНОЙ ФИРМЫ 

    Анализ  внедрения экономических методов  будет рассматриваться  применительно  к предприятию ПО "Квант".  Тут также необходимо отметить, что исследуемое предприятие занимается сборкой и реализацией телевизоров с мониторами «Panasonic», производство находится в СЭЗ «Брест», имеет торговое представительство в Минске.

    Виды  деятельности  ПО "Квант":

  • производство и сбыт  мониторов и запасных частей к ним;
  • выполнение конструкторских и проектно-технологических работ;
  • производство и сбыт товаров;
  • гарантийное и послегарантийное обслуживание реализованной потребителям продукции;
  • организация фирменной торговли;
  • оказание платных услуг населению;
  • осуществление коммерческо-посреднической деятельности;
  • осуществление внешнеэкономической деятельности

    Стратегия развития  ПО "Квант" на период 2006 -2008  годы нацелена на выпуск конкурентоспособных мониторов, соответствующих современным требованиям международных стандартов  (Правил), как по техническим, так и экологическим показателям. 

    Рынки сбыта:

    Основным  рынком сбыта является средний класс, в том числе экспорт в РБ и страны СНГ.

    Миссия  ПО "Квант":

  • производить продукцию наивысшего качества и высокой потребительской ценности, которая способствует повышению жизненного уровня людей в разных странах.
  • создание организации и условий работы, привлекающих самых достойных людей, обеспечивающих наиболее полное развитие их талантов, свободный и вдохновенный труд на благо процветания дела, сохранение и развитие исторических принципов честного отношения к труду и правильности действий.
  • успешное применение наших принципов поможет нам занять лидирующее положение наших товаров на рынке по доле и прибыли, что приведет к процветанию общего дела, рабочих и служащих, акционеров и общества.
 

    Цели  предприятия:

  • увеличение доли рынка на 15 %;
  • повышение объемов продаж на 30 %;
  • увеличение темпов роста чистого дохода;
  • увеличение доли собственного капитала до 80 %.
  • выход на новые рынки сбыта;
  • повышение качества производимой продукции;
  • сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов до... дней и т.д.

 

    

    

    Рис. 2.1.  Организационная структура фирмы ПО "Квант" 
 
 

    Основными конкурентами на рынке продаж мониторов, сегодня являются:

  1. Smarten
  2. Samsung
  3. LG
  4. Philips и некоторые другие менее известные марки.

    Основные  конкурентные преимущества ПО "Квант":

    1)  постоянное освоение новых изделий; 

    2) высокое качество и надежность  выпускаемой продукции; 

    3) использование в производстве  новейших технологий;

    4) высокая культура обслуживания клиентов и др.

    Потребители продукции:

    Потребителями данной продукции является население  РФ и гости страны.

    Таблица 2.1 Экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности ПО "Квант" за 2007-2010 годы, тысяч белорусских рублей.

Показатели 2007 2008 2009 2010 2007 в % к 2010г.
1. Товарная  продукция (в сопоставимых ценах) 121816 178532 259120 343137 281,68
2. Себестоимость  товарной продукции, в т.ч. 96250 123050 198560 232512 241,57
2.1. Материальные  затраты 46523 68251 126201 135620 291,51
2.2. Заработная  плата 25642 36521 46526 51236 199,81
2.3. Амортизационные  отчисления 11652 14821 19520 20860 179,03
3. Балансовая  прибыль, в т.ч. 25566 55482 60630 110625 432,70
3.1. Прибыль  от реализации продукции 19650 46520 51230 98200 499,75
4. Прибыль,  остающаяся в распоряжении предприятия  после уплаты налогов и платежей (чистая прибыль) 15652 32650 40256 68502 437,66
5. Численность  ППП, чел 46 45 52 53 115,22
6. Средняя  годовая стоимость основного  капитала (основных производственных фондов) 25450 32501 36520 65280 256,50
7. Оборотные  средства 15605 25980 50620 56050 359,18
8. Объем  продукции, поставляемой на экспорт 56501 58650 42602 32520 57,56
9. Активы  предприятия 40501 60350 98530 135008 333,34
10. Собственный капитал предприятия 120450 136800 160860 165820 137,67

Информация о работе Экономические методы управления фирмой