Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:46, курсовая работа
В связи с переходом отечественной экономики к рынку изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования.
Введение 3
1. Сущность и природа экономических методов управления 5 1.1. Сущность экономических методов управления 5
1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет 6 1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием 9 1.4. Обеспечение конкурентоспособности 14 1.5. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями 17 менеджмента
2. Анализ реализации экономических методов управления в условиях 19 конкретной фирмы
3. Пути совершенствования реализации экономических методов 28
управления
Заключение 32
Список использованных источников 34
Конкурентоспособность является экономической категорией (характеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка.
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя на рынке.
Конкурентоспособность конкретного товара определяется сравнительной оценкой его характеристик по отношению к товарам конкурентов. Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Следует иметь в виду, что технически сложные товары требуют больших затрат в процессе эксплуатации и их учет необходим при определении предпочтений потребителей. Поэтому общее представление о ценности товара как функции его качества и цены требует в этом случае уточнения в части его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационные расходы. Такое уточнение приводит к понятию минимальной цены потребления товара за его срок службы у потребителя. Эта стоимость во многих случаях становится важным показателем конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели. Число показателей конкурентоспособности конкретного товара (услуги) зависит от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследования) и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а также гарантируют удовлетворение конкретной общественной потребности.
Качественные
показатели конкурентоспособности
характеризуют свойства товара, благодаря
которым он удовлетворяет конкретную
потребность. Все качественные показатели
можно подразделить на: классификационные
и оценочные. Наиболее значимые качественные
показатели представлены на рисунке 1.1.
Рис.
1.1. Наиболее значимые качественные показатели
конкурентоспособности продукции
Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной (классификационной) группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара
Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, определяющие качество продукции. В зависимости от выполняемой роли при оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на две группы используемые для проверки обязательных условий, которым должна соответствовать продукция (регламентируемые показатели), и используемые для сравнения конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя определенными свойствами (сопоставляемые показатели).
Регламентируемые показатели характеризуют безопасность товара, его патентную чистоту, соответствие национальным и международным стандартам, требования к сертификации товара. Разумеется, что несоответствие продукции требуемому уровню регламентируемых показателей не только пагубно сказывается на конкурентоспособности товара, но и делает невозможным его реализацию.
Организационно-
Одним из основных методов оценки конкурентоспособности продукции является рейтинговая оценка, которая широко применяется в мировой экономической практике. Суть рейтинговой оценки заключается в том, что в ходе экспертизы определяются и ранжируются в порядке значимости наиболее важные параметры продукции. После проведения испытаний свойства товара оцениваются по пятибалльной шкале. Средневзвешенная оценка складывается из частных испытаний по определенным разделам. На основе анализа средневзвешенных оценок делается вывод о конкурентоспособности продукции.
Стратегия
предприятия в области обеспечения конкурентоспособности
продукции в большой степени зависит от
того, на какой стадии жизненного цикла
находится выпускаемая продукция (ЖЦП).
Обычно выделяют четыре или пять таких
стадий (табл. 1.1.).
Таблица 1.1. Стадии жизненного цикла товара
|
1.5. Взаимодействие
экономических методов менеджмента с
функциями менеджмента
Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента.
Они могут эффективно применяться в управлении предприятием при комплексном использовании с другими элементами менеджмента.
Методы ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке (в отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.
Взаимосвязь
экономических методов с
Рис.
1.2. Взаимосвязь экономических методов
с основными видами деятельности предприятия
и функциями менеджмента
Таким
образом, экономические методы управления
находятся в тесной взаимосвязи и являются
базовым элементом экономического механизма
менеджмента.
2.АНАЛИЗ
РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ КОНКРЕТНОЙ ФИРМЫ
Анализ
внедрения экономических
Виды деятельности ПО "Квант":
Стратегия
развития ПО "Квант" на период
2006 -2008 годы нацелена на выпуск конкурентоспособных
мониторов, соответствующих современным
требованиям международных стандартов
(Правил), как по техническим, так и экологическим
показателям.
Рынки сбыта:
Основным рынком сбыта является средний класс, в том числе экспорт в РБ и страны СНГ.
Миссия ПО "Квант":
Цели предприятия:
Рис.
2.1. Организационная структура
фирмы ПО "Квант"
Основными конкурентами на рынке продаж мониторов, сегодня являются:
Основные конкурентные преимущества ПО "Квант":
1)
постоянное освоение новых
2) высокое качество и надежность выпускаемой продукции;
3) использование в производстве новейших технологий;
4) высокая культура обслуживания клиентов и др.
Потребители продукции:
Потребителями данной продукции является население РФ и гости страны.
Таблица 2.1 Экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности ПО "Квант" за 2007-2010 годы, тысяч белорусских рублей.
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2007 в % к 2010г. |
1. Товарная
продукция (в сопоставимых |
121816 | 178532 | 259120 | 343137 | 281,68 |
2. Себестоимость товарной продукции, в т.ч. | 96250 | 123050 | 198560 | 232512 | 241,57 |
2.1. Материальные затраты | 46523 | 68251 | 126201 | 135620 | 291,51 |
2.2. Заработная плата | 25642 | 36521 | 46526 | 51236 | 199,81 |
2.3. Амортизационные отчисления | 11652 | 14821 | 19520 | 20860 | 179,03 |
3. Балансовая прибыль, в т.ч. | 25566 | 55482 | 60630 | 110625 | 432,70 |
3.1. Прибыль от реализации продукции | 19650 | 46520 | 51230 | 98200 | 499,75 |
4. Прибыль,
остающаяся в распоряжении |
15652 | 32650 | 40256 | 68502 | 437,66 |
5. Численность ППП, чел | 46 | 45 | 52 | 53 | 115,22 |
6. Средняя годовая стоимость основного капитала (основных производственных фондов) | 25450 | 32501 | 36520 | 65280 | 256,50 |
7. Оборотные средства | 15605 | 25980 | 50620 | 56050 | 359,18 |
8. Объем
продукции, поставляемой на |
56501 | 58650 | 42602 | 32520 | 57,56 |
9. Активы предприятия | 40501 | 60350 | 98530 | 135008 | 333,34 |
10. Собственный капитал предприятия | 120450 | 136800 | 160860 | 165820 | 137,67 |