Экономическая деятельность малого предприятия. Проблемы малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности. Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприяти

Содержание

Введение
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2 Правовые основы деятельности малых предприятий
2.1. Создание и ликвидация малых предприятий
2.2. Государственная регистрация предприятий
2.3. Ликвидация и реорганизация предприятий
2.4. Управление предприятием
2.5. Хозяйственная и иная деятельность предприятия
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
3.1. Самостоятельное существование малого бизнеса
3.2. Проблемы становления малого бизнеса в России
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 43.04 Кб (Скачать)

Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого  предпринимательства:

1. консервация масштабов  деятельности с последующим сохранением  статус-кво;

2. медленное расширение  деловой активности;

3. быстрое развитие малых  предприятий и превращение их  в средние, а затем и в  крупные компании.

По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают  планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или  вступления на новые рынки, что говорит  о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих  владельцев.

В предыдущей главе мы видим, что в 80-х годах обозначилась тенденция  к увеличению числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.

Относительно состояния  промышленности Германии, хотелось бы привести следующие цифры. Доля 10 ведущих  концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х годов  до середины 80-х не возрастала, а  по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция  была в США. Согласно официальным  данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого предпринимательства увеличилась  с 18% до37%.

В общем, в 70-е - 80-е годы сначала  наметилась, а затем еще очевидней  стала проявляться тенденция, при  которой доля крупнейших компаний в  выпуске продукции, инвестициях, обороте  и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько  снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним  бизнесом. Этот временный период можно  считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства  все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация  внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели  все чаще осознают необходимость  использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно  царящую в малых фирмах, но и  возможности, которые открываются  при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские  разработки, разделение риска.

Большой плюс малых предприятий  состоит в том, что многие из них  оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды  для экономик Запада. Крупные фирмы  не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания  или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических  стран помощь мелкому бизнесу  занимает особое место. Мелкие предприятия  стали своеобразным индикатором  общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение  хозяйственной конъюнктуры, падение  или повышение нормы прибыли  в отраслях экономики. Волна разорений  или образования новых компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

В условиях ухудшения воспроизводства  крупные компании находят “отдушину” в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания  интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х  годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в  свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.

3.2 Проблемы  становления малого бизнеса в  России

В современных условиях малый  бизнес может стать лишь связующим  звеном, которое обеспечило бы бесперебойную  работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.

Во-первых, это вся сфера  услуг, в том числе технические  услуги, включая ремонт и техническое  обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.

Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в  России экономических реформ, способных  вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы  услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую  атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения  рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает  дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Следует заметить, что наблюдавшийся  до 1992 года бурный рост малых предприятий  в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном  бизнесе менее 1 млн. чел.

В 1996 году в России проводилась  массовая Программа по поддержке  и становлению малого бизнеса. Это  комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий  объем финансирования Программы  в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов  средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.

В условиях инфляции, налоговой  нестабильности, отсутствия рынка сырья  и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус “легких денег”, быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания.

Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного  управления, экономический хаос и  законодательная неразбериха привели  к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно  трудном положении, неся большие  затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как  производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем  не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение и  оборудование, отсутствие фондового  рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина  сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность  получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального  производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый  бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается  в не состоянии приступить к реальному  производству продукции.

Заключение

Хотелось бы надеяться, что  в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим  условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы.

Следовательно, лучшим выходом  из создавшейся в России кризисной  ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства  в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что  несомненная перспективность сектора  малого и среднего предпринимательства  в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует  рассматривать лишь как очередную  компанию в системе антикризисных  мер, но и как долговременное направление  структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии  экономического роста в течение  долговременного перехода.

Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной  политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и  тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Список  используемой литературы:

Федеральный закон № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.

Закон РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”.

Федеральный закон от 08..08.2001 года № 129-ФЗ “О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

В. Афанасьев. Малый бизнес: проблемы становления. - “Российский  экономический журнал”, 1993.

Ф. Шахмалов. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания. - “Вопросы экономики” (журнал), 1993.

М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 1998.

О.Ю. Мамедов. Современная  экономика. Многоуровневое учебное  пособие. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.

Новости Малого Бизнеса. Электронный  журнал. Выпуск 44 от 02.11.1998.

“Российский экономический  журнал”, 1993.

Журнал “Вопросы экономики”, 1993.


Информация о работе Экономическая деятельность малого предприятия. Проблемы малого бизнеса