Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности. Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприяти
Введение
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике
1.1 Что такое малый бизнес
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2 Правовые основы деятельности малых предприятий
2.1. Создание и ликвидация малых предприятий
2.2. Государственная регистрация предприятий
2.3. Ликвидация и реорганизация предприятий
2.4. Управление предприятием
2.5. Хозяйственная и иная деятельность предприятия
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса
3.1. Самостоятельное существование малого бизнеса
3.2. Проблемы становления малого бизнеса в России
Заключение
Список используемой литературы
Отсюда можно говорить о трех моделях развития мелкого предпринимательства:
1. консервация масштабов
деятельности с последующим
2. медленное расширение деловой активности;
3. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.
По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.
В предыдущей главе мы видим, что в 80-х годах обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.
Относительно состояния
промышленности Германии, хотелось бы
привести следующие цифры. Доля 10 ведущих
концернов в общем промышленном
обороте со второй половины 70-х годов
до середины 80-х не возрастала, а
по экспорту даже несколько снижалась.
Наиболее же наглядной эта тенденция
была в США. Согласно официальным
данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого
предпринимательства
В общем, в 70-е - 80-е годы сначала
наметилась, а затем еще очевидней
стала проявляться тенденция, при
которой доля крупнейших компаний в
выпуске продукции, инвестициях, обороте
и других показателях многих отраслей
оставалась стабильной или даже несколько
снижалась. Установилось сбалансированное
состояние между мелким и средним
бизнесом. Этот временный период можно
считать звездным часом малого бизнеса,
поскольку для
Большой плюс малых предприятий
состоит в том, что многие из них
оказались более
В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят “отдушину” в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.
3.2 Проблемы становления малого бизнеса в России
В современных условиях малый бизнес может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.
Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.
Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.
В 1996 году в России проводилась
массовая Программа по поддержке
и становлению малого бизнеса. Это
комплекс мер, выработанных правительством
и поддерживаемых на всех уровнях. Общий
объем финансирования Программы
в 1996 году должен был составить 883,35
млрд. рублей. Основным источником финансирования
Программы планировались 5 процентов
средств, получаемых от приватизации объектов,
находящихся в федеральной
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус “легких денег”, быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания.
Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.
Потеря административного
управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая
арендная плата за помещение и
оборудование, отсутствие фондового
рискового капитала - все это затрудняет
продолжение эффективной
Но главная причина
сокращения числа малых предприятий
- низкий уровень финансовой обеспеченности
большинства малых предприятий
вследствие трудностей с первоначальным
накоплением капитала, невозможность
получения кредитов на приемлемых условиях,
неэффективность налоговой
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.
Заключение
Хотелось бы надеяться, что
в ближайшее время и наша страна,
учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет
по пути адаптации предприятий малого
бизнеса к сегодняшним
Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.
Хотелось бы заметить, что
несомненная перспективность
Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Список используемой литературы:
Федеральный закон № 88-ФЗ
“О государственной поддержке
Закон РСФСР “О предприятиях
и предпринимательской
Федеральный закон от 08..08.2001
года № 129-ФЗ “О государственной регистрации
юридических лиц и
В. Афанасьев. Малый бизнес: проблемы становления. - “Российский экономический журнал”, 1993.
Ф. Шахмалов. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания. - “Вопросы экономики” (журнал), 1993.
М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 1998.
О.Ю. Мамедов. Современная экономика. Многоуровневое учебное пособие. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.
Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск 44 от 02.11.1998.
“Российский экономический журнал”, 1993.
Журнал “Вопросы экономики”, 1993.
Информация о работе Экономическая деятельность малого предприятия. Проблемы малого бизнеса