Эффективность управленческого труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до начала 20 века мало придавали значение самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию. В то время не задумывались над этим серьезно. С начала 20 века управление начинает выделяться в самостоятельную науку и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно.

Содержание

Введение 3
1. Управленческий труд 5
2.Производительность управленческого труда 9
3. Экономическая эффективность управленческого труда 13
4. Социальная эффективность управленческого труда 17
5. Методологический подход к оценке управленческой деятельности 20
6. Пример на предприятиях, использующих франчайзинг
Заключение
27
29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая Эффективность управленческого труда - копия.rtf

— 560.81 Кб (Скачать)

     В различных социальных системах роль каждого из этих факторов, разумеется, не одинакова. Например, для управления большими социальными системами необходимы специфические орудия труда - надежная система коммуникаций, современная техника и др. Для «низового» руководителя эти средства не нужны, так как он полагается на личное воздействие, на искусство руководить людьми, непосредственно организовывая их труд. Но в том или ином варианте все вышеуказанные факторы присутствуют в целостном управленческом процессе и направлены на его полную реализацию. Руководитель же обязан изучить влияние каждого фактора в отдельности и их воздействие в комплексе на уровень эффективности управления.

     Наряду с оценкой эффективности системы управления в общем аспекте следует определить эффективность основных компонентов управления - функций, организационных структур, технологий. Здесь речь идет о внутренних факторах самого управления, которые проявляются в то же время и как критерии его эффективности. Например, рационально организованная структура, имеющая минимальное число уровней и минимальный административно-управленческий персонал, как правило, улучшает соотношение между результатами и расходами.

     Правильное распределение и группирование функций в системе управления свидетельствует о рациональной организации управленческого процесса и может быть критерием его эффективности. Среди факторов, влияющих на эффективность управления, особое место принадлежит организации совместного труда. Успех или неуспех любого начинания в той или иной мере зависит от деятельности каждого сотрудника системы управления, от каждого из них зависит эффективность работы системы.

     Возможны и другие технологические схемы оценки эффективности управления. Например, ее можно осуществить по пяти этапам:

      определение затрат, связанных с реализацией принятых целей, а также с созданием и функционированием системы управления;

      определение эффекта, обеспечиваемого системой управления;

      эффективность, обеспечиваемая при реализации каждой установленной цели управления;

      расчет общей экономической эффективности , обеспечиваемой при реализации нескольких целей управления.

     У любого человека, занятого в сфере управления, есть конкретные функции и обязанности, связанные с реализацией общей цели, но оценить действия каждого с помощью единого обобщенного показателя (критерия) не всегда возможно. В большинстве случаев целесообразнее использовать комплекс показателей, тогда определение эффекта деятельности отдельного сотрудника будет более объективным. Показатели такого рода должны соответствовать основным видам деятельности и функциям управления, отличаться друг от друга и быть независимыми, точно и ясно сформулированными. 

5. Методологический подход к оценке управленческой деятельности 

     Эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем рациональной организации управляемой системы и процесса управления.

     Считается, что эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности. Таким образом, результаты труда, например, работников аппарата управления, выражаются через конечные результаты деятельности системы любого уровня, а совершенствование системы управления способствует повышению эффективности производственной деятельности, обеспечивая высокий конечный результат. Главная задача любой модели системы управления состоит в обеспечении активного воздействия на управляемый объект с целью улучшения его показателей. Однако для сравнения этих различных показателей управляемой системы и выделения из них лучших, необходимо располагать каким-то измерителем. Ведь различные свойства и параметры деятельности субъекта и объекта управления зачастую не согласуются между собой, находятся в диалектическом противоречии, в связи с чем существует проблема определения предпочтительного показателя, который и явился бы таким измерителем, характеризующим эффективность управления, т.е. критерием эффективности.

     В зависимости от назначения системы и условий ее функционирования критерием эффективности могут служить различные показатели.

     Так как повышение эффективности системы управления организацией предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии деятельности непосредственно управляющих и управляемых структур в целях достижения последними управленческо - производственных результатов с заданным критерием или системой критериев, то в качестве таковых могут выступать критерии рациональной и качественной организации системы и ее составных частей, управленческого труда и процесса управления. Показатели же, их характеризующие, могут иметь количественное и качественное содержание, которые, в свою очередь, определятся числовой или предметно производственной, экономической, статистической и математической интерпретацией. Кроме того, содержание и характер как критериев, так и признаков выражается посредством своих, нередко специфических, форм способов идентификации и процедуры, реализация которых может быть осуществлена на инструктивно методической или регламентированной основе.

     На основании вышеизложенного и исходя из требований общего и частного менеджмента, отдельных теорий, законов, правил в качестве методологических подходов при оценке эффективности управленческой деятельности были изложены и частично апробированы на практике пять направлений:

     а) логико-управленческое - ориентированность на рационализацию, целесообразность и оптимальность управленческих действий;

     б) статистическо-математическое - поиск и подтверждение закономерностей, на основе разнообразных расчетов и углубленного анализа;

     в) финансово-экономическое - экономическое и финансовое обоснование затрат и показателей деятельности;

     г) социально-психологическое - создание и учет социально-психологических условий труда, личностно-коллективных признаков и факторов труда, взаимоотношений и климата;

     д) специфико-производственное - отражающее производственно-целевые особенности деятельности управляемой системы.

     По каждому из направлений определены группы критериев эффективности применительно к видам и особенностям управленческой деятельности.

     Выделены следующие пять групп критериев эффективности:

     1) установочные;

     2) приоритетные;

     3) общие;

     4) частные или дополнительные;

     5) интегрированные.

     В свою очередь, каждая группа конкретизирована перечнем наиболее типичных оценочных критериев.

     Например, I группа - установочные критерии эффективности -

     идентифицируется следующим набором критериев:

     1.1 Определение проблем;

     1.2 Формирование замысла;

     1.3 Формирование целей;

     1.4 Выбор системы управления;

     1.5 Выбор вида управления (в основе характер решаемой ситуации

     или вопроса);

     1.6 Выбор модели функционирования системы;

     II группа - приоритетные - соответственно:

     2.1 Постановка задач;

     2.2 Квалификация и профессионализм персонала;

     2.3 Организация системы;

     2.4 Методы управления;

     2.5 Культура управления;

     2.6 Техника управления;

     2.7 Повышение уровня обоснованности принимаемых решений;

     2.8.Полнота и достоверность информации;

     2.9 Условия труда;

     2.10 Распределение и выполнение управленческо-производственных функций;

     2.11 Определение принципов функционирования системы;

     2.12 Использование ресурсов (трудовых, финансовых, временных, информационных, методологических, материально-технических);

     2.13 Определение перспективных направлений деятельности;

     2.14 Финансовые затраты на содержание управляющей системы;

     2.15 Экономия живого и овеществленного труда.

     III группа - общие - соответственно:

     3.1Системность организации системы и ее частей;

     3.2 Численность персонала;

     3.3 Обработка технологий;

     3.4 Исключение промежуточных структур;

     3.5 Организация труда;

     3.6 Анализ, поиск и подтверждение закономерностей.

     IV группа - частные или дополнительные - соответственно:

     4.1 Конкретизация содержания труда;

     4.2 Распределение на служебно-должностные группы;

     4.3 Разработка решений по управляемым разделам деятельности;

     4.4 Подготовка, запуск и реализация процесса управления;

     4.5 Делегирование обязанностей и полномочий;

     4.6 Заинтересованность.

     V группа - интегрированные - соответственно:

     5.1 Компетентность управления;

     5.2 Оперативность управления;

     5.3 Эффективность управления;

     При этом в качестве диалектико-согласующих, обще интегрированных или унифицированных критериев показателей эффективности управленческой деятельности, естественно, будут выступать рационализация организации и качество.

     В обобщенном виде группы критериев могут быть охарактеризованы определенным набором критериев-признаков, число и содержание которых, как их характеризующие признаки-показатели, будут в той или иной степени варьироваться в зависимости от методологического направления оценки эффективности управленческой деятельности. В частности по логико-управленческому направлению установочная группа критериев эффективности может быть охарактеризована такими признаками:

     1.1. Определение проблем:

     1.1.1. Актуальность;

     1.1.2.Значимость;

     1.1.3. Разрешимость;

     1.1.4. Обусловленность;

     1.1.5. Прогнозируемость.

     1.2. Формирование замысла:

     1.2.1. Информационность;

     1.2.2. Коллегиональность;

     1.2.3. Конкретность;

     1.2.4. Реальность;

     1.2.5. Убежденность;

     1.2.6. Доступность понимания подчиненными;

     1.2.7. Перспективность;

     1.2.8. Комплексность.

     1.3. Формирование целей;

     1.3.1. Своевременность;

     1.3.2. Конкретность;

     1.3.3. Контролируемость;

     1.3.4. Структурированность;

     1.3.5. Масштабность;

     1.3.6. Уровневость;

     1.3.7. Продолжительность;

     1.4. Выбор системы управления:

     1.4.1. Динамичность;

     1.4.2. Рациональность;

     1.4.3. Полноценность;

     1.4.4. Стабильность;

     1.4.5. Адекватность;

Информация о работе Эффективность управленческого труда