Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:46, курсовая работа
На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те, кем руководят. Но люди до начала 20 века мало придавали значение самому понятию управление. Руководители (приказчики, распорядители и другие) управляли, опираясь на интуицию. В то время не задумывались над этим серьезно. С начала 20 века управление начинает выделяться в самостоятельную науку и продолжает развиваться в настоящее время. На протяжении развития этой науки основное внимание уделялось тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно.
Введение 3
1. Управленческий труд 5
2.Производительность управленческого труда 9
3. Экономическая эффективность управленческого труда 13
4. Социальная эффективность управленческого труда 17
5. Методологический подход к оценке управленческой деятельности 20
6. Пример на предприятиях, использующих франчайзинг
Заключение
27
29
Список использованной литературы 31
В различных социальных системах роль каждого из этих факторов, разумеется, не одинакова. Например, для управления большими социальными системами необходимы специфические орудия труда - надежная система коммуникаций, современная техника и др. Для «низового» руководителя эти средства не нужны, так как он полагается на личное воздействие, на искусство руководить людьми, непосредственно организовывая их труд. Но в том или ином варианте все вышеуказанные факторы присутствуют в целостном управленческом процессе и направлены на его полную реализацию. Руководитель же обязан изучить влияние каждого фактора в отдельности и их воздействие в комплексе на уровень эффективности управления.
Наряду с оценкой эффективности системы управления в общем аспекте следует определить эффективность основных компонентов управления - функций, организационных структур, технологий. Здесь речь идет о внутренних факторах самого управления, которые проявляются в то же время и как критерии его эффективности. Например, рационально организованная структура, имеющая минимальное число уровней и минимальный административно-управленческий персонал, как правило, улучшает соотношение между результатами и расходами.
Правильное распределение и группирование функций в системе управления свидетельствует о рациональной организации управленческого процесса и может быть критерием его эффективности. Среди факторов, влияющих на эффективность управления, особое место принадлежит организации совместного труда. Успех или неуспех любого начинания в той или иной мере зависит от деятельности каждого сотрудника системы управления, от каждого из них зависит эффективность работы системы.
Возможны и другие технологические схемы оценки эффективности управления. Например, ее можно осуществить по пяти этапам:
определение затрат, связанных с реализацией принятых целей, а также с созданием и функционированием системы управления;
определение эффекта, обеспечиваемого системой управления;
эффективность, обеспечиваемая при реализации каждой установленной цели управления;
расчет общей экономической эффективности , обеспечиваемой при реализации нескольких целей управления.
У
любого человека, занятого в сфере управления,
есть конкретные функции и обязанности,
связанные с реализацией общей цели, но
оценить действия каждого с помощью единого
обобщенного показателя (критерия) не
всегда возможно. В большинстве случаев
целесообразнее использовать комплекс
показателей, тогда определение эффекта
деятельности отдельного сотрудника будет
более объективным. Показатели такого
рода должны соответствовать основным
видам деятельности и функциям управления,
отличаться друг от друга и быть независимыми,
точно и ясно сформулированными.
5.
Методологический подход к оценке управленческой
деятельности
Эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем рациональной организации управляемой системы и процесса управления.
Считается, что эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности. Таким образом, результаты труда, например, работников аппарата управления, выражаются через конечные результаты деятельности системы любого уровня, а совершенствование системы управления способствует повышению эффективности производственной деятельности, обеспечивая высокий конечный результат. Главная задача любой модели системы управления состоит в обеспечении активного воздействия на управляемый объект с целью улучшения его показателей. Однако для сравнения этих различных показателей управляемой системы и выделения из них лучших, необходимо располагать каким-то измерителем. Ведь различные свойства и параметры деятельности субъекта и объекта управления зачастую не согласуются между собой, находятся в диалектическом противоречии, в связи с чем существует проблема определения предпочтительного показателя, который и явился бы таким измерителем, характеризующим эффективность управления, т.е. критерием эффективности.
В зависимости от назначения системы и условий ее функционирования критерием эффективности могут служить различные показатели.
Так как повышение эффективности системы управления организацией предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии деятельности непосредственно управляющих и управляемых структур в целях достижения последними управленческо - производственных результатов с заданным критерием или системой критериев, то в качестве таковых могут выступать критерии рациональной и качественной организации системы и ее составных частей, управленческого труда и процесса управления. Показатели же, их характеризующие, могут иметь количественное и качественное содержание, которые, в свою очередь, определятся числовой или предметно производственной, экономической, статистической и математической интерпретацией. Кроме того, содержание и характер как критериев, так и признаков выражается посредством своих, нередко специфических, форм способов идентификации и процедуры, реализация которых может быть осуществлена на инструктивно методической или регламентированной основе.
На основании вышеизложенного и исходя из требований общего и частного менеджмента, отдельных теорий, законов, правил в качестве методологических подходов при оценке эффективности управленческой деятельности были изложены и частично апробированы на практике пять направлений:
а) логико-управленческое - ориентированность на рационализацию, целесообразность и оптимальность управленческих действий;
б) статистическо-математическое - поиск и подтверждение закономерностей, на основе разнообразных расчетов и углубленного анализа;
в) финансово-экономическое - экономическое и финансовое обоснование затрат и показателей деятельности;
г) социально-психологическое - создание и учет социально-психологических условий труда, личностно-коллективных признаков и факторов труда, взаимоотношений и климата;
д) специфико-производственное - отражающее производственно-целевые особенности деятельности управляемой системы.
По каждому из направлений определены группы критериев эффективности применительно к видам и особенностям управленческой деятельности.
Выделены следующие пять групп критериев эффективности:
1) установочные;
2) приоритетные;
3) общие;
4) частные или дополнительные;
5) интегрированные.
В свою очередь, каждая группа конкретизирована перечнем наиболее типичных оценочных критериев.
Например, I группа - установочные критерии эффективности -
идентифицируется следующим набором критериев:
1.1 Определение проблем;
1.2 Формирование замысла;
1.3 Формирование целей;
1.4 Выбор системы управления;
1.5 Выбор вида управления (в основе характер решаемой ситуации
или вопроса);
1.6 Выбор модели функционирования системы;
II группа - приоритетные - соответственно:
2.1 Постановка задач;
2.2 Квалификация и профессионализм персонала;
2.3 Организация системы;
2.4 Методы управления;
2.5 Культура управления;
2.6 Техника управления;
2.7 Повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
2.8.Полнота и достоверность информации;
2.9 Условия труда;
2.10 Распределение и выполнение управленческо-производственных функций;
2.11 Определение принципов функционирования системы;
2.12 Использование ресурсов (трудовых, финансовых, временных, информационных, методологических, материально-технических);
2.13 Определение перспективных направлений деятельности;
2.14 Финансовые затраты на содержание управляющей системы;
2.15 Экономия живого и овеществленного труда.
III группа - общие - соответственно:
3.1Системность организации системы и ее частей;
3.2 Численность персонала;
3.3 Обработка технологий;
3.4 Исключение промежуточных структур;
3.5 Организация труда;
3.6 Анализ, поиск и подтверждение закономерностей.
IV группа - частные или дополнительные - соответственно:
4.1 Конкретизация содержания труда;
4.2 Распределение на служебно-должностные группы;
4.3 Разработка решений по управляемым разделам деятельности;
4.4 Подготовка, запуск и реализация процесса управления;
4.5 Делегирование обязанностей и полномочий;
4.6 Заинтересованность.
V группа - интегрированные - соответственно:
5.1 Компетентность управления;
5.2 Оперативность управления;
5.3 Эффективность управления;
При этом в качестве диалектико-согласующих, обще интегрированных или унифицированных критериев показателей эффективности управленческой деятельности, естественно, будут выступать рационализация организации и качество.
В обобщенном виде группы критериев могут быть охарактеризованы определенным набором критериев-признаков, число и содержание которых, как их характеризующие признаки-показатели, будут в той или иной степени варьироваться в зависимости от методологического направления оценки эффективности управленческой деятельности. В частности по логико-управленческому направлению установочная группа критериев эффективности может быть охарактеризована такими признаками:
1.1. Определение проблем:
1.1.1. Актуальность;
1.1.2.Значимость;
1.1.3. Разрешимость;
1.1.4. Обусловленность;
1.1.5. Прогнозируемость.
1.2. Формирование замысла:
1.2.1. Информационность;
1.2.2. Коллегиональность;
1.2.3. Конкретность;
1.2.4. Реальность;
1.2.5. Убежденность;
1.2.6. Доступность понимания подчиненными;
1.2.7. Перспективность;
1.2.8. Комплексность.
1.3. Формирование целей;
1.3.1. Своевременность;
1.3.2. Конкретность;
1.3.3. Контролируемость;
1.3.4. Структурированность;
1.3.5. Масштабность;
1.3.6. Уровневость;
1.3.7. Продолжительность;
1.4. Выбор системы управления:
1.4.1. Динамичность;
1.4.2. Рациональность;
1.4.3. Полноценность;
1.4.4. Стабильность;
1.4.5. Адекватность;