Эффективность организационной культуры на примере предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 10:48, доклад

Описание работы

Целые научные дисциплины исследуют проблемы этого сложного системного явления, причем каждая наука видит личность по-своему. В философии понятие личности связано с наиболее существенными индивидуальными особенностями человека, связываемыми с характером общественных отношений, с возможностью личности влиять на собственное социальное развитие.

Работа содержит 1 файл

организац поведение.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Понятие «квалификация» имеет несколько значений, основное из них — это уровень подготовленности, степень пригодности к какому-либо виду труда. Определение этой степени пригодности зависит от выбора параметров, критериев оценки. Квалификационные характеристики по должностям, общим для всех отраслей народного хозяйства, содержит «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденный постановлением Минтруда РФ 21.08.98 № 37 (его действие распространяется на коммерческие организации, создаваемые в форме хозяйственных товариществ и обществ, в том числе открытых и закрытых акционерных обществ, акционерных обществ работников (народных предприятий), производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий), и «Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих» 1996 года, распространяющие свое действие на предприятия, учреждения, организации, финансируемые из госбюджета. Общеупотребительными и понятными являются термины «широкая специализация», «узкая специализация», «высокая и низкая квалификация». Как правило, эти термины отражают разные уровни и характеристики умений и навыков в части использования предметов и средств труда. Чтобы избежать применения термина »профессионализм» в качестве синонима термина «высокая квалификация», выявить его специфическое содержание, правомерно, на наш взгляд, применять термин «профессионализм» для обозначения высокой квалификации, обеспечивающей успешное выполнение обязанностей на конкретном рабочем месте в конкретной организации. Это понятие должно подразумевать в структуре умений и навыков работника значительный удельный вес специфических навыков, приобретаемых и необходимых именно в данной организации, в специфике ее коммуникаций. Особые знания, умения, навыки, приобретаемые работником в контексте особенностей данной организации, называются в Японии контекстуальными навыками. При переходе работника в другую организацию для приобретения профессионализма требуется гораздо больше времени, чем для адаптации, поскольку в значительной мере теряются контекстуальные навыки, и стоит задача их приобретения в новой организации. Высокая квалификация обычно способствует ускорению процесса профессионализации на новом месте, т. е. приобретению вдобавок к высокой квалификации еще и контекстуальных навыков. В этой связи профессионализм руководителя — это высокая квалификация в области управления, обеспечивающая стабильный, успех и развитие данной организации на основе сочетания интересов потребителей, собственников и сотрудников при приоритете интересов потребителей. Непременным компонентом профессионализма руководителя, а также каждого работника, в чьи обязанности входит взаимодействие с другими людьми, является коммуникативная компетентность (КК). Ее содержание определяется спецификой трудового коллектива и трудовой ситуации, а также статусом и социальной ролью личности. По сути, КК — это умения, знания, навыки в области организации взаимодействия деловой сфере.

3. Коммуникативная  компетентность работника

Коммуникации — это обмен информацией в процессе деятельности, общение (и его пути ). Эффективностью коммуникаций в организации часто определяется качество решений и их реализации. Различают

1) формальные  коммуникации, осуществляемые между  элементами формальной структуры  организации: межуровневые коммуникации (нисходящие и восходящие), горизонтальные  коммуникации (между подразделениями  одного уровня в иерархии организации), коммуникации «руководитель — подчиненный», «руководитель — рабочая группа»;

2) неформальные  коммуникации (связанные с неформальными  группами и неслужебными вопросами,  а также распространение слухов  о служебных вопросах). Обычным  средством осуществления формальных коммуникаций является письменная и устная речь. При осуществлении коммуникаций следует принимать во внимание наличие «барьеров непонимания» (семантического, стилистического, логического, фонетического, барьера авторитета и др.) и овладевать методами их преодоления.

Понятие коммуникативной компетентности предполагает осознание человеком следующих  аспектов собственной личности:

• собственные  потребности и ценностные ориентации, техника личной работы;

• свои перцептивные умения, т. е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп;

• готовность воспринимать новое во внешней среде;

• свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур;

• свои чувства и психические состояния  в связи с воздействием факторов внешней среды;

• свои способы персонализации внешней  среды, т. е. те причины и факторы, в соответствии с которыми по отношению  к каким-то элементам внешней среды проявляется чувство хозяина;

• уровень  своей экономической культуры, проявляющейся  по отношению к элементам среды  обитания.

Коммуникативная компетентность рассматривается  как идейно-нравственная категория, регулирующая всю систему отношений  человека к природе и социальному миру, а также к самому себе как синтезу обоих миров. Познав уровень собственной коммуникативной компетентности, человек начинает лучше понимать других.

Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и трудовой среды позволяют говорить и об уникальности структуры и содержания факторов коммуникативной компетентности. Значительное влияние на структуру КК оказывает содержание и характер труда (индивидуальный, коллективный и т. п.), вид предприятия, его размер, особенности предметов труда, средств труда, организации труда, статус и роль работника и т, п. Можно сказать, что КК имеет конкретное «контекстуальное» содержание, т. е. должна рассматриваться в контексте данного предприятия, коллектива, категории работника, рабочего места. При этом можно выделить и общие нормы и правила поведения в деловой сфере. Так, законопослушность, честную конкуренцию, ориентацию на дело, доброжелательность к сотрудникам можно отнести к общим нормам делового общения. Такие общие нормы содержат профессиональные кодексы поведения безупречной корпорации. В то же время достижение максимальных результатов совместно с имеющимися сотрудниками и при этом формирование у них чувства удовлетворенности своим трудом и гордости за него — задача, решаемая каждым руководителем по-разному, на основе его собственной коммуникативной компетентности и применительно к конкретному коллективу и ситуации. Коммуникативная компетентность поддается развитию в процессе социально-психологического обучения.

                                         Список литературы 

  1. Спивак  В.А. «Организационное поведение и  управление персоналом» С-П. 2000
  2. А.В. Морозов «Управленческая психология» М., 2005
 
  1. Ершов А.А. «Личность и коллектив» М., 2000

Информация о работе Эффективность организационной культуры на примере предприятия