Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:34, курсовая работа
Современные предприятия и фирмы представляют собой сложные организационные системы, отдельные составляющие которых - основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы и другие - постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами.
Актуальность данной темы заключается в том, что хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.
Информационное обеспечение управления – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Оно может рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например прогнозированию и планированию, учету и анализу. Это дает возможность оттенить специфические моменты, присущие информационному обеспечению функционального управления, раскрыв в то же самое время его общие свойства, что позволяет направить исследования вглубь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………………………………..
5
1.1 Сущность, значение и особенности информационного обеспечения……………………………………………………………………….
5
1.2 Цели и задачи информационных систем в управлении предприятием……………………………………………………………………..
12
2 АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУП «УФАВОДОКАНАЛ»……………………………………………………..
17
2.1 Характеристика МУП «Уфаводоканал»……………………………..
17
2.2 Анализ информационного обеспечения управления предприятием МУП «Уфаводоканал»…………………………………………………………...
20
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В МУП «УФАВОДОКАНАЛ»………………………………
28
3.1 Мероприятия по организации эффективного информационного обеспечения в МУП «Уфаводоканал»…………………………………………..
27
3.2 Расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий………………………………………………………………………
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...
34
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..
37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..
38
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………..
39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………………………..
40
ПРИЛОЖЕНИЕ Д………………………………………………………………..
Существующая в МУП "Уфаводоканал" ГИС-технология явилась положительным фактором в формировании корпоративной информационной технологии управления водопроводными и канализационными сетями. Позволила объединить разрозненную информацию об объектах сетей, характеризующую их с разных сторон, в единую ГИС-централизованную информационную систему, представленную на рисунке 3 (Приложение Б)
В ходе эксплуатации существующей технологии выявились проблемы программно-информационного характера и появились новые задачи, такие как:
- низкая скорость работы и надежность СУБД PARADOX с большими объемами данных ГИС;
- невозможность динамического контроля целостности конструкции инженерных сетей;
- невозможность в существующей модели данных ГИС детального прослеживания путей транспортировки воды и канализационных стоков;
- неполнота данных для гидравлического моделирования;
- отсутствие возможностей хранения данных по сетям в трехмерном представлении;
- потребность в диспетчерском управлении и экспресс анализе эксплуатации сетей;
- оперативная визуализация событий, возникающих на сетях:
- подготовка сложных тематических карт (например, карты качества воды и т.д.) и отчетов по запросам специалистов и руководства предприятия;
- потребность в разработке специализированных АРМов, использующих данные ГИС и построенные на основе технологии тонкого клиента;
- формирование автоматизированной системы поддержки принятия решений в управлении системами водоснабжения и канализации.
Итак, на предприятии создана корпоративная сеть (рисунок 4, Приложение В), объединяющая объекты предприятия, расположенные как на территории города, так и за городской чертой.
ГИС является основой информационной инфраструктуры МУП «Уфаводоканал», через которую интегрируются информационные системы по основным направлениям деятельности предприятия (рисунок 5, Приложение Г).
В Центральной диспетчерской используется система мониторинга технологических параметров работы сетей и сооружений водопровода (рисунок 6, Приложение Г).
Данные, получаемые в реальном времени применяются для оперативного регулирования режима подачи воды в город, регулирования потокораспределения, отслеживания аварийных ситуаций в распределительной сети, архивные базы данных используются при формировании баланса подачи и реализации воды по зонам водоснабжения, гидравлическом моделировании.
Для ежедневного планирования работ, учета и регистрации заявок на выполнение работ, отчетов о выполненных работах и выявленных дефектов, а так же анализа состояния сетей используется информационная система управления эксплуатацией сетей и сооружений (рисунки 7-8, Приложение Д)[25].
Представленные проблемы и новые задачи сформировали основные направления развития существующей ГИС-технологии и определили программное ядро новой ГИС - технологии. Ведутся работы по реинжинирингу существующей геоинформационной технологии, ведется пересмотр существующей модели данных, и разрабатываются новые модули.
Таким образом, использование ГИС-технологий на уровне всего предприятия водоснабжения и ГИС-централизованной архитектуры КИС позволяет интегрировать имеющиеся на предприятии разнородные информационные ресурсы, свести воедино информацию об объектах систем водоснабжения и канализации, получить необходимое для эффективного управления целостное видение характеристик объектов. Видимо, аналогичный подход к интеграции информационных ресурсов может быть применен и на других предприятиях водоснабжения.
Большим подспорьем в решении задач автоматизации управления сетями МУП "Уфаводоканал" будет создание единого муниципального информационного ресурса (ЕМИР), который бы поддерживал хранение и актуализацию пространственных и сопутствующих данных, используемых службами и предприятиями города: единый перечень адресов, информация о земельных участках, рельефе, геологической структуре и т.д.
Принятые ранее к реализации годовые программы информатизации основывались на ставших уже классическими принципах создания муниципальных информационных систем, которые рассматривают город, как информационную среду, состоящим из базовых информационных систем:
• «Территория» (электронные карты разных масштабов, схемы и планы города, предназначенные для решения различных задач);
• «Население города»;
• «Юридические лица» - (предприятия, учреждения, организации);
• «Недвижимость» - (земля, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения);
• «Инженерные коммуникации» (тепловые, электрические, транспортные и другие сети).
Эти системы отличаются большими объемами первичной информации, хранящейся в настоящее время на бумажных носителях, требуют больших финансовых вложений на начальном этапе; подразделения, создающие и эксплуатирующие их, принадлежат к разным ведомствам, имеющим, как правило, собственную вертикаль, которые работают по своим правилам, установленным разными нормативными актами.
Это приводит к следующему:
1. На этапе создания электронных архивов службы, создающие электронные базы данных, вынуждены выполнять как бы двойную работу, связанную с использованием электронных и бумажных носителей информации, что создает впечатление о неэффективности информатизации (увеличивается кадровый состав служб, не сокращается время обработки запросов на информацию и т.д.).
2. Недостаточное финансирование замедляет процесс актуализации первичной информации (инвентаризация земель), вынуждает откладывать «до лучших времен» решение назревших проблем (связь служб, разбросанных по всему городу), заставляет использовать не самые эффективные решения при выборе технических и программных средств.
3. Ведомственная разобщенность делает невозможными:
- предоставление информации в интегрированном виде по объектам городской инфраструктуры;
- установление юридического статуса и степени достоверности информации, т.к. одна и та же информация ведется в различных местах, в различных форматах, без всякого регламента и установленных прав на изменение и использование, что приводит к многократным перепроверкам информации, получаемой из разных информационных систем и различных архивов;
- регулирование коммерческого использования информации с направлением доходов на развитие информационных систем в интересах органов управления.
В этих условиях крайне необходима выработка и последовательная реализация принципов единой информационной политики, обеспечивающей:
1. Определение источников основных видов официальной информации, с определением их юридического статуса и ответственности за качество предоставляемой информации.
2. Переход на цивилизованные пути использования информации, учитывающие статус потребителя, степень открытости информации, ее коммерческую ценность.
3. Упорядочение использования информации путем строгой регламентации степени интеграции, объектов, режимов доступа [21].
С точки зрения информационных процессов функции органов управления, МУП "Уфаводоканал" могут быть группированы по уровням следующим образом (рисунок 3):
1. Политика - установление среднесрочных (планы и программы) и долгосрочного (стратегического) курсов управления.
2. Анализ - контроль ресурсов и подготовка решений, необходимых для обеспечения деятельности органов управления.
3. Операции - исполнение решений - оказание услуг (взаимодействие) физическим и юридическим лицам.
Рисунок 3 Информационная пирамида
Каждому уровню соответствует своя степень интеграции информации, используемой для выполнения управленческих функций.
Информация, содержащаяся в системах всех уровней, должна удовлетворять следующим требованиям:
1. Должна быть актуальной и точной - содержать достоверные данные о текущем состоянии объектов системы.
2. Должна быть достаточной - содержать объем данных, достаточный для обоснованного принятия решений.
3. Должна обеспечивать возможность совместной работы различных пользователей.
Таким образом, главной стратегией органов управления предприятия при разработке ЕМИР является создание интегрированных информационных систем, обеспечивающих согласованную обработку и обмен информацией. Это позволит обеспечить формирование единой информационной основы для реализации ими функций управления, информационную поддержку процесса принятия управленческих решений.
Достижение поставленных целей требует решения ряда правовых и организационно-технических проблем обеспечения скоординированного формирования и ведения муниципальных информационных ресурсов, создания необходимых условий для их интеграции с минимальными затратами.
Выгоды, связанные с внедрением и использованием отдельных подсистем ЕМРС, относятся непосредственно к функциям, определенным в долгосрочном плане руководства, потому что выполнение именно этих функций усовершенствуется при использовании информационных ресурсов.
Эти выгоды могут быть сгруппированы в следующие категории:
1. Снижение расходов - снижение расходов предприятия, главным образом, за счет экономии времени рабочим персоналом при выполнении своих задач с большим эффектом за счет многократного использования однотипной информации, принципиальное сокращение времени на сбор и обработку необходимой информации, исключение дублирования при ведении баз данных.
2. Избежание расходов и повышение эффективности работы аппарата - предупреждение возрастания расходов, связанных с увеличением числа функций, и, как следствие, увеличением численности аппарата.
Доступ к такому ресурсу позволит повысить скорость и качество обработки информации, поступающей на предприятие из других городских структур, например:
- разработка и согласование проектной документации для объектов капитального строительства;
- обработка данных ЕРКЦ для расчетов с абонентами муниципального жилого фонда;
- обмен с организациями пожарной безопасности информацией об исправности пожарных гидрантов и т.д.
Информационные системы обеспечивают определенные преимущества перед конкурентами, автоматизируя операции внутри системы и улучшая качество или поставку конечного продукта организации. Преимущества внутри самой фирмы проявляются в поддержке операционного контроля, организации управленческого контроля и в стратегическом планировании. Также информационные системы улучшают качество продукта, расширяя его документальную базу и сервис. Используя глобальную компьютерную сеть Интернет, руководители способны получать и обмениваться оперативной информацией, а также проводить различного рода исследования.
В соответствии с поставленными задачами, поставленными можно сделать выводы:
1. Информационная система - организационно-техническая система, которая предназначена для выполнения информационно-вычислительных работ или предоставления информационно-вычислительных услуг, удовлетворяющих потребности системы управления и ее пользователей - управленческого персонала, внешних пользователей путем использования и/или создания информационных продуктов.
Информационное обеспечение управления – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом.
2. Основная сфера деятельности МУП «Уфаводоканал» - снабжение питьевой водой населения и промышленных предприятий в Уфе и близлежащих районах.
В МУП «Уфаводоканал» действует система Галактика ERP, использование которой позволило повысить эффективность управления, качество работы его специалистов, что улучшило общее экономическое положение предприятия. Важной особенностью проекта является тот факт, что на предприятии система Галактика ERP используется совместно с другими специализированными информационными системами. Из ГИС «Вода» реализован доступ к информации о сетях водоснабжения и водоотведения, которая учитывается в модуле «Основные средства» системы Галактика ERP.
Благодаря вводу в эксплуатацию базы данных ГИС по канализации в МУП "Уфаводоканал" была создана единая централизованная ГИС. Эксплуатация единой базы данных ГИС значительно повысила достоверность информационного обеспечения управления системами водоснабжения и канализации, исключило неоднозначности в определении расположения объектов. Существующая в МУП "Уфаводканал" ГИС-технология явилась положительным фактором в формировании корпоративной информационной технологии управления водопроводными и канализационными сетями. Позволила объединить разрозненную информацию об объектах сетей.
Информация о работе Эффективность информационной системы управления МУП «Уфаводоканал»