Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:06, курсовая работа
Цели и задачи:
Теоретические модели и практические методики реализации эффективного государственного управления, а так же определения их качества мы и попытаемся рассмотреть в нашей курсовой работе.
Введение. 3
1.Понятия эффективности государственного управления. 5
2. Социальная эффективность государственного управления. 13
3. Измерение эффективности государственного управления. 20
4. Качество государственного управления. 26
Заключение 31
Список литературы. 33
– признание множественности потенциальных сценариев развития сложноорганизованных систем (принципиально важно для эффективного управления учитывать максимальное количество такого рода сценариев или моделей);
– ускоренный качественный рост системы определяется включением механизмов положительной обратной связи, приводящим к «режимам с обострением».
Таким образом, новый системный
показатель эффективности стал еще
более сложным, поскольку он включает
в себя как исторические, экономические,
психологические (мотивационные), так
и структурно-коммуникативные
Проблема концептуализации
понятия эффективности
В системе государственного управления, как правило, применяется единственный способ оценки эффективности – самостоятельная разработка стандартов измерения эффективности. Иными словами, деятельность государства оценивается, исходя из выработанной им же оценочной шкалы и методов измерения. При этом открываются широкие возможности для извращения или подмены общественных целей, и интересов целями и интересами самой бюрократической системы. Следствием этой и ряда других причин стали активные административные реформы, проводимые с конца 70-х годов практически во всех странах Запада.
Основной ориентацией в выборе
стратегии повышения
Таким образом, свободный выбор и конкуренция, бесспорно, являются центральными целями движения за эффективность, которые легко обнаружить в национальных программах административных реформ по всему миру.
Однако первый опыт реализации в
Великобритании, США, Канаде и ряде
других государств менеджериальных
стратегий вызвал множество дискуссий
о перспективах административно-
Экспансия государства с ее директивным способом распределения ресурсов и благ подменялась экспансией рынка с доминированием «права сильнейшего» и очевидными прорехами в социальной политике. Отсюда наиболее актуальной проблемой в сфере оценки эффективности государственного управления становится проблема гармоничного совмещения рыночного и общественного подходов к оценке эффективности. Это доказывает растущий интерес западных и отечественных социологов, политологов, экономистов, правоведов к данной проблематике.
В последние годы в западной и
отечественной литературе проявляется
тенденция говорить о «социальной
экономии» и «социальной
Французский исследователь Аниселе Пор, критикуя бюрократию и традиционный подход к анализу государственного управления, также пишет: «Опыт показывает, что недостаточно изменить способ производства, социальную систему или систему правления, чтобы исчез риск возрождения бюрократии. Опасения в отношении ее нового появления требуют добросовестного определения причин, ее порождающих, а также сильной политической воли, чтобы избавиться от прежней логики развития и определить условия создания большей социальной эффективности» (1985г.).
Опираясь на работы выше приведенных авторов, можно интерпретировать социальную эффективность как альтернативу чисто экономической (или, скорее, механистической) трактовке эффективности государственного управления. Уже сам термин «социальная эффективность», по их мнению, призван подчеркнуть социальную сущность процесса управления, гуманизировать образ управленческой организации. Однако такой подход не предоставляет нам сущностных характеристик феномена социальной эффективности и, пожалуй, лишь затрудняет понимание того, какой конкретный смысл вкладывается в понятие «социальная эффективность».
Другой подход к интерпретации
социальной эффективности, также довольно
часто встречающийся в
Можно привести и еще один, более узкий, подход к интерпретации термина «социальная эффективность». Он заключается в следующем противопоставлении «эффективность» – «бюро» – versus социальная «эффективность» и базируется на методологии теории рационального выбора и неоклассических предпосылках. Его суть заключается в следующем: государственная бюрократия как рациональный максимизатор собственной выгоды стремится к увеличению собственного бюджета и масштабов конкретной управленческой организации. Эти цели, на определенном этапе экспансии бюрократии, становятся, для общества, крайне неэффективны, поскольку, как писал почти двести лет тому назад О. Конт10, чиновник «существует только за счет производства трудящихся классов; и что все, что он потребляет, отобрано у производителей» (1817г.). Социальная эффективность, в данном случае, определяется как разница между произведенным данной организацией общественным продуктом и затратами общества на ее содержание. Безусловно, такая трактовка термина связана с предыдущей. Однако она должна быть рассмотрена как вполне самостоятельная, поскольку предусматривает более частный уровень анализа. Ж.-Э. Лейн писал по этому поводу: «Говоря об эффективности, мы должны отделить вопрос, какой из этих двух механизмов является наиболее эффективным, от вопроса, в какой мере бюро или политические программы должны наиболее эффективно организовывать свою деятельность».
Однако все вышеприведенные
подходы актуализируют проблему
распределения ресурсов и методологически
ближе к политической экономии или
менеджменту организаций (в последнем
случае). Поэтому попытаемся дать собственное
определение понятия «
Социальная эффективность – это функция минимизации трансакционных издержек. Она непосредственно связана с эффективной работой механизма координации социальных взаимодействий. Наш подход к концептуализации понятия «социальная эффективность» строится на следующих основных предпосылках:
– социальная эффективность администрации заключается в уменьшении на макроуровне политической неопределенности, формулировке четких «правил игры» и контроле за их исполнением;
– социальная эффективность тем выше,
чем больше вложения общества в наращивание
потенциала государства, определяемого
как «способность эффективно проводить
и пропагандировать коллективные мероприятия»;
при этом важно подчеркнуть, что речь идет
не о количественном экстенсивном увеличении
мощи государства (бюрократического аппарата,
армии, полиции и т. д), а о поиске качественно
иных способов организации административно-
– ключевым способом повышения потенциала государства и соответственно социальной эффективности как результата использования этого потенциала, является создание эффективной системы норм и правил, проясняющих социальные взаимодействия и ограничивающих риски различного рода. (В этом случае нас интересует влияние на эффективность государственной политики и экономики неэкономических факторов, определяемое через величину трансакционных издержек. Соответственно, чем выше социальная эффективность, тем меньше затраты общества на трансакционные издержки (издержки обмена). Для современных постиндустриальных обществ вопрос возрастания трансакционных издержек стоит достаточно остро, так как их рост определяется ростом сложности контрактных отношений, углублением разделения труда, увеличением количества инноваций. Не менее (а, пожалуй, даже более) актуален он для так называемых переходных обществ, в особенности России и стран бывшего СССР. Здесь рост трансакционных издержек определяется, скорее, иными причинами: потерей ориентиров социального взаимодействия, исключительно низким уровнем доверия к правительству, политикам, деловым партнерам, неразвитая информационная система и т. д.)
Данное определение имеет, по крайней мере, три преимущества. Во-первых, оно позволяет оценивать социальную эффективность вне зависимости от уровня анализа: на уровне сообществ государств, отдельных национальных государств, организаций, их подразделений и т.д. Во-вторых, оно в значительной степени позволяет избежать идеологической окраски, оставаясь нейтральным по отношению к различным формам координации взаимодействий рынку, иерархии и прочим. Наконец, в-третьих, оно одинаково применимо к оценке управления, как в частном, так и в общественном секторах.
Изменение акцентов в административно-
Как уже отмечалось, оценка эффективности
государственного управления представляет
собой самостоятельную сложную проблему
для теории административно-
В этих условиях довольно трудно найти показатели деятельности, удовлетворяющие идеальным требованиям содержательности, сопоставимости, ясности, контролируемости, широты охвата, неограниченности, значимости и доступности.
Тем не менее, к настоящему времени
создано и апробировано достаточно
много различных методик
Комплексную методику оценки эффективности системы государственного управления и качества государственных услуг разработали сотрудники Института государственного управления Кэмпбел (США). Начиная с 1996 г., данная методика была использована для оценки эффективности управления всех штатов, 35 самых крупных городов США, и 40 больших округов. Эта методика направлена на оценку эффективности государственной администрации по следующим сферам деятельности:
Совокупная оценка показателей
эффективности по всем четырем направлениям
позволит, по мнению авторов методики,
проводить сравнительные кросс национальные
исследования эффективности государственного
управления. Удачные методики оценки эффективности
на региональном уровне, разработанные
правительством провинции Альберта (Канада)
и штатом Вирджиния (США). Распространенной
методикой оценки сравнительной эффективности
муниципального управления является сравнение
по сопоставимым показателям с другими
органами в сходных функциональных областях.
Показательным примером такой методики
является сравнительный анализ собственной
деятельности администрации г. Сан-Диего
(США) (
Информация о работе Эффективность и качество государственного управления