Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:15, контрольная работа
Эффективность групповой деятельности - отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Она может быть определена только в том случае, если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения достигнутого и запланированного результата и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи, как правило, ограничивают число критериев, по которым проводится оценка эффективности. Выделяются два универсальных критерия:
2. Чем больше группа, тем легче
распределить обязанности
3. Большая по численности группа может собрать и переработать за одно и то же время большее количество информации.
4. В большой группе большее
число людей может участвовать
в выработке и принятии
5. С ростом группы обычно
Отрицательные:
1. С увеличением числа членов
группы может уменьшаться ее
сплоченность, возрастает вероятность
образования и распада на
2. Большой группой трудно
3. Рост группы может привести
к увеличению расхождений во
мнениях и обострению
4. При увеличении группы статус
и авторитет одних ее членов
растет, других - уменьшается, увеличивается
психологическая дистанция
5. С увеличением группы средний вклад каждого участника в итоги совместной деятельности обычно снижается.
Задача
Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность совместной деятельности группы, является специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность задачи зависит не только от того, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и от того, как часто выполняются действия и вырабатываются навыки - нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.
Следует отметить, что задача определяет структуру взаимодействия членов группы в процессе их совместной работы, а структура, в свою очередь, влияет на ее итоги.
Композиция
Индивидуальный состав влияет на жизнь группы так же, как ее величина и решаемые задачи, через систему отношений, характеризующих уровень ее социально-психологического развития как коллектива. При одном и том же составе группа может быть психологически совместимой и несовместимой, работоспособной и неработоспособной, сплоченной и разобщенной.
Высокоразвитые группы с неоднородной
композицией - со значительными индивидуально-
Неоднородность композиции группы, если она слабо развита, затрудняет взаимопонимание, выработку общей позиции. В таких условиях неоднородность состава приводит к возникновению противоречий и конфликтов в сфере личных взаимоотношений. Наряду с упорядочением деятельности таких групп их целесообразно делить на рабочие подгруппы, состоящие из людей, психологически совместимых друг с другом, обеспечивать координацию действий и разделение труда между подгруппами внутри группы.
В однородных группах люди обычно больше удовлетворены и больше стремятся к общению. В особенности это относится к кратковременным объединениям школьников. В трудных ситуациях, вызывающих повышенную эмоциональную, психологическую и физическую напряженность, в условиях дефицита времени, отводимого на решение задачи, при сравнительно простых заданиях лучшие результаты обычно показывают психологически однородные группы, так как здесь участники понимают друг друга с полуслова.
Стили лидерства
Для группы, приближающейся к уровню
развития коллектива, имеющей органы
самоуправления, способной к самоорганизации
деятельности, эффективнее будут
коллегиальные формы
В группах, находящихся на среднем уровне развития, лучшие результаты дает гибкий стиль лидерства, в котором сочетаются элементы директивности, демократичности и либеральности.
В относительно слаборазвитых группах, не готовых к самостоятельной работе, не способных к самоорганизации деятельности и имеющих сложные, конфликтные отношения, предпочтительнее директивный стиль руководства с элементами демократичности. Директивный стиль как временная мера может оказаться полезным и в среднеразвитых группах при их работе в сложных ситуациях: новая задача, дефицит времени, неожиданные и значительные изменения состава, требующие непростого и срочного перераспределения обязанностей, и т.п. Следует, однако, помнить, что слишком частое, психологически не обоснованное применение директивного (или авторитарного) стиля лидерства в среднеразвитой группе отрицательно сказывается на настрое людей, снижает эффективность групповой работы. Такой стиль ограничивает самостоятельность и особенно плохо сказывается на решении творческих задач, требующих глубокого мышления.
Личные взаимоотношения
Взаимные симпатии и антипатии,
интенсивность и эмоциональная
окраска межличностных
Формы организации групповой деятельности
Существует несколько таких форм организации:
Выбор той или иной формы организации совместного труда определяется в основном двумя факторами: задачей, стоящей перед группой, и уровнем ее социально-психологической зрелости. В большинстве случаев, за исключением некоторых видов индивидуально сложных творческих работ, предпочтение отдается коллективно-кооперативной форме организации совместной деятельности. Эта же форма организации работы лучше других предупреждает возможность появления ошибочных решений. При сложной творческой работе предпочтительнее индивидуальная и скоординированная формы организации совместной деятельности, эпизодически сочетающиеся с коллективно-кооперативной формой организации труда.
Групповая дискуссия
С эффективностью деятельности тесно связан вопрос принятия группового решения – одна из важнейших функций руководителя (лидера). Для этого используется метод групповой дискуссии, который полезен при обсуждении вопросов, по которым не существует единого мнения и не может быть единственно правильной точки зрения. В дискуссиях должны принимать участие все члены группы. Для того чтобы дискуссия была достаточно эффективной, необходимо с самого начала четко определить ее цель. Она может быть различной - от простого обмена мнениями по какому-либо вопросу до принятия и реализации сложного решения.
Групповая дискуссия позволяет:
Смысл коллективного обсуждения вопросов состоит не в том, чтобы непременно прийти к их однозначному решению, а в том, чтобы уяснить суть вопроса и его возможные решения, оценить и взвесить их. Главное же в дискуссиях то, что члены группы учатся логически рассуждать, излагать и отстаивать свое мнение, убеждать и слушать других, т.е. обучаются эффективному личному и деловому взаимодействию. В коллективных дискуссиях члены группы начинают лучше понимать друг друга, точнее формулировать свои мысли.
Выбор органов самоуправления группой
Приступая к подготовке выборов органа самоуправления, прежде всего, нужно установить и обсудить с участниками основные задачи, а также оптимальный количественный состав этого органа. За несколько дней до проведения выборов участники должны определить, кто из их товарищей по группе лучше всего сможет справиться с обязанностями члена органа самоуправления. Все выдвинутые кандидаты заранее оповещаются об этом, чтобы в случае их согласия иметь возможность подготовиться к собранию, на котором состоятся выборы.
Перед собранием все выдвинутые кандидаты готовят свои программы работы в составе выборного органа. Разрабатывая программы, они могут советоваться с теми, кто их выдвигает, предлагать совместную программу.
Выборное собрание начинается с выступления каждого кандидата перед группой. Предложенные программы обсуждаются, оцениваются с точки зрения стоящих перед группой задач. Желательно, чтобы перед началом обсуждения эти задачи, определенные заранее, были известны всем. После обсуждения индивидуальных программ кандидаты выступают с заключительным словом (кратким).
В итоге всем кандидатам предлагается
обсудить друг с другом какой-нибудь
важный, дискуссионный вопрос, в
связи с которым могут
Последовательное выполнение предлагаемых
рекомендаций позволит более правильно
осуществлять выборы органов управления
в ученических и педагогических
коллективах, будет способствовать
значительному повышению
Тезисы по данной проблеме
В данной работе с помощью анализа научной литературы мы раскрыли понятие групповой эффективности и раскрыли такие темы, как:
Групповая эффективность - один из показателей успешности групповой активности и качественно, и количественно отражающий отношения достигнутого результата и результата желаемого, планируемого или в принципе максимально достижимого.
Существует множество
факторов, способных повлиять на эффективность
групповой деятельности: социально-психологических
климат, этап развития группы, стиль
руководства, мотивационный уровень
участников группы, удовлетворенность
деятельностью, наличие перспективы
и конкретной цели, сплоченность и
организованность группы, привлекательность
содержания деятельности, функциональное
состояние каждого участника
группы и т.д. К условиям групповой
эффективности относят условия,
в которых протекает эта
Практическое повышение эффективности групповой деятельности возможно осуществить через следующие характеристики групп:
- изменение величины группы;
- специфичность и сложность задач;
- композиция;
- стили лидерства;
- личные взаимоотношения;
- формы организации групповой деятельности;
- групповая дискуссия;
- выбор органов самоуправления группой.
Список использованной литературы