История возникновения менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:48, реферат

Описание работы

Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.

Содержание

Введение
1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины
2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.)
4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук
5. Школы 1940 - 1960-х годов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 103.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Московский  банковский институт 

Р Е Ф Е Р А  Т

по дисциплине: менеджмент

на тему: «История возникновения менеджмента» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка  группы 2-БД-3 Моисеева Галина

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Эволюция менеджмента  как научной дисциплины

2. Школа научного  управления (1885 - 1920 гг.)

3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.)

4. Школы человеческих  отношений и поведенческих наук

5. Школы 1940 - 1960-х  годов

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Выполнение управленческих функций обязательно, если организация  собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.

Труд управленческий и труд непосредственно производительный в сферах материального и духовного  производства качественно разнородны. Индивидуальный производительный труд редко оказывается трудом общественно значимым. Он может обрести такую значимость в глазах общества в весьма отдаленное от жизни труженика время. Управленческий труд в общественном объединении труда неизбежно, начиная с какого-то уровня в иерархии социальной организации, оказывается трудом в целом общественного уровня значимости уже в период осуществления человеком управленческой деятельности, поскольку он определяет жизненные обстоятельства для множества людей. Так, все общество оказывается в зависимости от довольно узкого круга управленцев общественного уровня значимости.

Согласно концепции  Р. Ходжеттса, управление как вид  деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности:

1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э. На определенном этапе жрецы отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело.

2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. 
Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне  царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и 
зернохранилищах.

Однако первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности относится только к  началу двадцатого века.

В данной работе сделана попытка раскрыть период зарождения и этапы развития менеджмента  как научной дисциплины.

Целью контрольной работы является изучение основных подходов к управлению, определившие эволюцию управленческой мысли в 20-м веке.

В процессе изучения ставятся следующие задачи:

Определить достижения школы научного управления;

Рассмотреть основные принципы, сформулированные Тейлором и его школой;

Привести основные положения концепции административной школы и ее вклад в развитие управленческой мысли;

Сформулировать  концепцию управления школы человеческих отношений. 

1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА  КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Первое проявление настоящего интереса к управлению как  к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует отнести к началу двадцатого века.

Изменение отношения  к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости  рационального управления для более  эффективного достижения целей организации  начало развиваться с середины XIX века.

Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в Англии.

Однако идея того, что само управление может  реально внести существенный вклад  в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления.[2, с. 52]

Третья предпосылка  связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено  в конце XIX — начале XX века и превратило Америку в самый крупный единый (континентальный) рынок мира. В Америке  в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления.

Появление и  оформление управления как области  научных исследований было, во-первых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении. Во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции. И, в-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.

Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны  с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием  техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем.

В то же время  в мире происходили великие перемены, связанные с научно-техническим  прогрессом, с изменением в отношениях общества и правительств к бизнесу. Эти и другие факторы заставили  представителей управленческой мысли глубже понимать наличие не только внутренних, но и внешних по отношению к организации факторов, влияющих на достижение успеха в бизнесе. Были разработаны новые подходы к управлению, которые фактически отражали эволюцию менеджмента как науки.

С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению:

Подход к управлению с позиций выделения различных 
школ, базирующихся на соответствующих концепциях.

Процессный подход.

Системный подход.

Ситуационный  подход. [2, с. 54]

Основные этапы  эволюция управленческой мысли могут быть представлены табл. 1.

Таблица 1

Эволюция  управленческой мысли

Подходы, школы Годы 
Подход  с позиций школ управления До 1885
Подход  научного управления 1885-1920
Подход  административного управления 1920 - 1950
Подход  с позиций человеческих отношений 1930 - 1950
Подход  с позиций науки о поведении 1950 - по настоящее  время
Подход  с позиций количественных методов 1950 - по настоящее  время
Подход  к управлению как к процессу 1920 - по настоящее  время
Системный подход конец время 1950-х — по настоящее
Ситуационный  подход конец время 1960-х  — по настоящее
 

  
 

2. ШКОЛА НАУЧНОГО  УПРАВЛЕНИЯ (1885 - 1920 гг.)

Научное управление связано с работами Фредерика  У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт  и Генри Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале XX века.

Первым этапом становления методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Были выдвинуты аргументы в защиту отделения управленческих функций, названных функциями обдумывания (анализа) и планирования, от непосредственного выполнения работы. В результате Ф.Тейлором был сформулирован важный вывод, ставший началом формирования концепции научного управления:

Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа (администрация и рабочие) будет сосредоточена на том, что она делает лучше всего.

Авторы работ  по научному управлению выдвинули и  обосновали важность отбора и необходимость  обеспечения обучения людей, которые  физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работе. Сущность достижений школы научного управления (известных также как система Тейлора) заключалась в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими.

Основные  принципы Тейлора  и его школы  могут быть сформулированы в следующем виде:

Создание научного подхода (методики) к организации  выполнения конкретной работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на базе научного исследования каждого элемента, заменяющего собой старые традиционные и практически сложившиеся методы работы.

Отбор рабочих  для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их тренировка и обучение новым способам ее выполнения.

Сотрудничество  между администрацией и рабочими в деле практического внедрения  научно разработанной системы организации  труда.

Равномерное распределение  труда и ответственности между  администрацией и рабочими. [2, с. 55]

Важным вкладом  этой школы было систематическое  использование стимулирования, чтобы  заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом в данном подходе  было то, что люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение.

Концепция научного управления стала начальным этапом становления и признания менеджмента  как науки и самостоятельной  области исследования. Начало развитию школы научного управления положила книга Тейлора «Принципы научного управления».

Информация о работе История возникновения менеджмента