Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:48, реферат
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.
Введение
1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины
2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.)
4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук
5. Школы 1940 - 1960-х годов
Заключение
Список использованной литературы
Московский
банковский институт
Р Е Ф Е Р А Т
по дисциплине: менеджмент
на тему: «История
возникновения менеджмента»
Выполнила: студентка группы 2-БД-3 Моисеева Галина
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Эволюция менеджмента как научной дисциплины
2. Школа научного управления (1885 - 1920 гг.)
3. Классическая (административная) школа (1920 - 1950 гг.)
4. Школы человеческих отношений и поведенческих наук
5. Школы 1940 - 1960-х годов
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Выполнение управленческих функций обязательно, если организация собирается добиться успеха. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии. Это явление представляет собой четкое доказательство существования там практики управления. По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже до исторические люди часто жили организованными группами.
Труд управленческий
и труд непосредственно
Согласно концепции Р. Ходжеттса, управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности:
1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э. На определенном этапе жрецы отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело.
2. Светско-административная.
Связана с деятельностью
Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым,
кто стал целенаправленно работать над
созданием своего образа «заботливого
покровителя народа».
3. Производственно-строительная.
Связана с правлением в
зернохранилищах.
Однако первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности относится только к началу двадцатого века.
В данной работе сделана попытка раскрыть период зарождения и этапы развития менеджмента как научной дисциплины.
Целью контрольной работы является изучение основных подходов к управлению, определившие эволюцию управленческой мысли в 20-м веке.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
Определить достижения школы научного управления;
Рассмотреть основные принципы, сформулированные Тейлором и его школой;
Привести основные
положения концепции
Сформулировать
концепцию управления школы человеческих
отношений.
1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Первое проявление настоящего интереса к управлению как к самостоятельному виду профессиональной деятельности следует отнести к началу двадцатого века.
Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века.
Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес к управлению, стала промышленная революция в Англии.
Однако идея того, что само управление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, определяемые конкретными условиями развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США. В том числе были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления.[2, с. 52]
Третья предпосылка связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце XIX — начале XX века и превратило Америку в самый крупный единый (континентальный) рынок мира. В Америке в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления.
Появление и оформление управления как области научных исследований было, во-первых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении. Во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции. И, в-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.
Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем.
В то же время
в мире происходили великие перемены,
связанные с научно-
С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению:
Подход к управлению
с позиций выделения различных
школ, базирующихся на соответствующих
концепциях.
Процессный подход.
Системный подход.
Ситуационный подход. [2, с. 54]
Основные этапы эволюция управленческой мысли могут быть представлены табл. 1.
Таблица 1
Эволюция управленческой мысли
Подходы, школы | Годы |
Подход с позиций школ управления | До 1885 |
Подход научного управления | 1885-1920 |
Подход административного управления | 1920 - 1950 |
Подход с позиций человеческих отношений | 1930 - 1950 |
Подход с позиций науки о поведении | 1950 - по настоящее время |
Подход с позиций количественных методов | 1950 - по настоящее время |
Подход к управлению как к процессу | 1920 - по настоящее время |
Системный подход | конец время 1950-х — по настоящее |
Ситуационный подход | конец время 1960-х — по настоящее |
2. ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (1885 - 1920 гг.)
Научное управление связано с работами Фредерика У. Тейлора, Франка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Школа научного управления получила развитие в США в начале XX века.
Первым этапом
становления методологии
Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа (администрация и рабочие) будет сосредоточена на том, что она делает лучше всего.
Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали важность отбора и необходимость обеспечения обучения людей, которые физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работе. Сущность достижений школы научного управления (известных также как система Тейлора) заключалась в рациональной организации труда, разработке формальной структуры организации и определении мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими.
Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде:
Создание научного подхода (методики) к организации выполнения конкретной работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на базе научного исследования каждого элемента, заменяющего собой старые традиционные и практически сложившиеся методы работы.
Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их тренировка и обучение новым способам ее выполнения.
Сотрудничество
между администрацией и рабочими
в деле практического внедрения
научно разработанной системы
Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. [2, с. 55]
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение.
Концепция научного
управления стала начальным этапом
становления и признания