Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 06:55, курсовая работа
Существует четыре основных школы, описывающих, как функционируют организации и люди, работающие в них, и как управлять этими людьми: классическая школа (Ф.Тейлор), школа человеческих отношений (Э.Мэйо), “системный подход” (Н.Винер) и теория случайности (Дж.Вудворд). Управление персоналом представляет собой как с научной точки зрения, так и в практическом отношении, область, которая характеризуется наличием самых разнообразных подходов и концепций.
Возникновение школы человеческих отношений связано с именем немецкого психолога (1863–1916гг.). В своей работе “Психология и промышленная эффективность” он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует проводить отбор персонала на руководящие должности.
К концу 50-х
годов школа человеческих отношений
привела к возникновениюбихевио
Видным представителем поведенческой школы является Дуглас Макгрегор (1906–1964гг.), разработавший теорию “X” и “Y”. В соответствии с его теорией существуют два типа управления, отражающих разное отношение к работникам.
Школа “поведенческих наук” и школа человеческих отношений показали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к высокопроизводительному эффективному труду.
Во второй половине XX века в менеджменте а, следовательно, и в управлении персоналом сложились и получили большое распространение такие подходы, как процессный (с конца 50-х гг.), системный (с середины 70-х гг.) и ситуационный (80-е годы).
Процессный подход рассматривает управление не как серию разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию и персонал. Данный подход дал возможность осуществлять управление персоналом не изолировано от общего менеджмента, а в совокупности с другими элементами и процессами, такими, как: оценка внешней и внутренней среды организации, планирование, контроль и т.д.
Системный подход рассматривает все процессы и явления в виде целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими отдельным составляющим ее элементам. В настоящее время системный подход можно считать методологией менеджмента, которая формирует образ мышления, рассматривающий в единстве все явления внешней и внутренней среды.
Ситуационный, или кейсовый (от английского слова case - ситуация), подход к управлению, так же, как и системный, является скорее способом мышления. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и, как разновидность научного метода, направлен на выработку у человека ситуативного мышления, то есть непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.
При рассмотрении последних трех направлений в развитии теории управления можно заметить, что они являются не теориями, а скорее комбинациями теории и практики менеджмента, то есть ситуационный, системный, процессный подходы - это методы применения теорий управления на практике.
В отечественной науке управления в 20-е годы популярной была так называемая “производительная трактовка” Е.Ф. Розмирович, которая высказала идею о том, что система управления людьми с течением времени заменяется системой управления вещами. С такой позицией трудно согласиться. Большое внимание исследованию проблемы управления уделял Ф.Р. Дунаевский. Он акцентировал внимание на проблемах подбора персонала, его подготовки и стимулировании. Научный сотрудник Института техники управления Э.К. Дрезен обращал особое внимание на роль руководителя, подбор резерва и обучение.
В 20-30-е годы
в России наибольший вклад в изучение
психологических и
Кроме того, математика и статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления персоналом. К концу 30-х годов в России исследования в области управления были практически свернуты.
Возрождение
интереса к управлению персоналом в
России произошло в 70-80 годы. Исследования
в области управления человеческими
ресурсами в отечественной
Следует отметить, что общих подходов в менеджменте, а особенно в управлении персоналом, не существует - есть только общие принципы управления, которые порождают различные системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определенные национальные ценности, особенности психологии, менталитета и т.д. Таким образом, российские менеджеры не могут использовать готовую модель управления, а должны найти свои способы и рычаги применения теоретических знаний и практического опыта разных стран для создания полноценной российской системы управления персоналом.
Насколько важно,
каким персонал был в прошлом,
настолько же важно как персонал
будет прогрессировать в
Управление
людьми, как главная задача менеджмента
в организациях, всегда основывается
на совокупности основополагающих исходных
теоретических и эмпирических предпосылок,
формирующих парадигму, на базе которой
строится система управления человеком
в организации. Люди дела и даже исследователи
(как герой Мольера, который не
знал, что говорит прозой) часто
не задумываются о том, что свои конкретные
задачи они решают, опираясь на ту или
иную парадигму. В теории и практике
управления произошла радикальная
смена парадигм и, как представляется,
наметились признаки нового революционного
поворота в этой области. Эти процессы
в России, в западных и в восточных
странах с развитой рыночной экономикой
происходили параллельно в
При этом можно выделить четыре концепции кадровой функции в организациях, которые развивались в рамках трех парадигм (и, соответственно, систем). Эти концепции таковы:
1) использование трудовых ресурсов;
2) управление персоналом;
3) управление человеческими ресурсами;
4) управление человеком.
Таблица 1. Система управления человеком в организации
парадигма | система 1 | система 2 | система 3 | |
экономическая | организационная | гуманистическая | ||
административная | социальная | |||
роль человека | фактор производства | ресурс организации | главный субъект организации | |
место человека | элемент процесса труда | элемент формальной структуры | элемент социальной организации | член организации - семьи |
функция менеджмента | использование трудовых ресурсов | управление персоналом | управление человеческими ресурсами | управление человеческим существом |
содержание управления | организация труда и зарплаты | частичное управление "жизненным циклом" человека | комплексное управление человеческими ресурсами | самоуправле- ние |
подразделение | отдел ОТИЗ | кадровая служба | служба управления человеческими ресурсами | вся организация |
главный рычаг | зарплата | полномочия и ответственность | мотивация | организа- ционная культура |
стимулиро- вание | оплата рабочего времени | принцип "заслуг" | качество трудовой жизни | |
теоретическая основа | экономическая теория Тейлоризма | бюрократи- ческая теория организаций | постбюрокра- тическая теория организаций | социальная психология и философия японского менеджмента |
обучение | первичная подготовка | подготовка и повышение квалификации | развитие управляющий | обучение на рабочем месте |
современные примеры примене- ния | массовое производство, рутинная технология | средние и крупные фирмы обычных отраслей | средние и крупные фирмы высокотехноло- гичных отраслей | малое предпринима- тельство, фундамен- тальная наука |
Кардинальная смена парадигм (см. Табл. 1) от экономической (система I) к организационной (система II) произошла на Западе в начале нынешнего века. В советской России в явном виде это случилось лишь в конце 60-х гг., хотя неявно бюрократическая разновидность организационной парадигмы (при категорическом отрицании собственно "теорий бюрократии") присутствовала и достаточно успешно применялась в административно-командной системе в течении века в 30-60-е гг. До сих пор бюрократическое организационное мышление, по-видимому, доминирует в обыденном сознании российских менеджеров, хотя на практике происходит его эрозия как в негативном (из-за ослабления государственных структур), так и в позитивном (из-за развития демократии и предпринимательства) планах.
Последнее свидетельствует
о постепенном проникновении
в наше российское сознание социальных
концепций организации в рамках
системы II, а теперь уже и новой
гуманистической парадигмы (система
III), что в наших условиях является,
с одной стороны, спонтанной и
причудливой реакцией на освобождение
от оков тоталитаризма, с другой - возвращением
к российской гуманистической традиции
коллективизма, христианства, сострадания.
На Западе же умеренное распространение
системы III выглядит эволюционным продолжением
теорий пост-бюрократических организаций
(60-е гг.), которое получило новый импульс
развития на рубеже 80-х гг. в связи с пристальным
изучением японского опыта управления.
Что же такое гуманистическая парадигма?
В основе гуманистической парадигмы заложена
предпосылка о том, что человек - это главный
субъект организации и особый объект управления,
который не может рассматриваться как
"ресурс". Эта философия официально
провозглашается (хотя не всегда и не во
всем реализуется) лидерами японского
менеджмента. В этом случае человек, в
принципе, рассматривается как член "организации
- семьи", а функция менеджмента состоит
в "управлении человеческим существом".
Согласно этому подходу, не человек существует
для организации, а организация для человека,
сообразно желаниям и способностям которого
строятся ее стратегии, структуры, системы
и внутриорганизационные отношения. В
центре координации совместных усилий
находится самоуправление членов организации,
в котором в той или иной степени участвуют
все, приобретение квалификации ведется
прежде всего посредством опыта (обучения
на рабочем месте), главным рычагом воздействия
на людей является "жесткая" организационная
культура. В это понятие вкладывается,
по меткому определению одного из европейских
экспертов, как бы "запрограммированный
коллективный разум" членов организации
в отношении понимания ее миссии и целей,
доминирующих ценностей (что хорошо, что
плохо), согласия по поводу отношения к
трудовым обязанностям, принятым в коллективе
стереотипам поведения, сложившимся шаблонам
отношений между начальниками и подчиненными,
коллегами, всеми людьми в организации
и в отношении других подобных социальных
аспектов организации. Суть и состояние
организационной культуры как раз и отличает
одну организацию от другой. Именно этот
аспект, тесно примыкающий к психологическому
климату (чувству удовлетворенности членов
организации), выходит на первое место
в совокупности факторов, которые, в конечном
счете, определяют "качество трудовой
жизни". Такого рода парадигму можно
было бы отнести к "организационному
идеализму" - феномену, существующему
лишь в теории, а не на практике (разве
что воплощаемому в некоторых творческих
организациях). Однако серьезно относиться
к ней заставляют не только работы теоретиков
организации гуманистического толка,
но и всем известные успехи, с одной стороны,
японского (и вообще восточного) менеджмента,
концептуально воспринимающего эту парадигму,
с другой - жизнеспособность малого (в
частности, семейного, весьма гуманизированного)
бизнеса, значение которого в странах
с рыночной экономикой все более возрастает
по всему миру. Концепции, характерные
для системы III, могут иметь серьезное
значение для российской управленческой
мысли и отчасти для управленческой практики
не только своей прагматической ценностью,
но и обозначением некоторого ориентира
в проводимых реформах и будущем развитии.
Они хорошо согласовываются с философскими
взглядами россиян на жизнь, хотя и противоречат
все еще распространенным административно-командным
стереотипам представлений об эффективном
руководстве предприятиями и организациями.
Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде:
Создание научного подхода (методики) к организации выполнения конкретной работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на базе научного исследования каждого элемента, заменяющего собой старые традиционные и практически сложившиеся методы работы.
Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их тренировка и обучение новым способам ее выполнения.
Сотрудничество между
администрацией и рабочими в деле
практического внедрения научно
разработанной системы
Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. [2, с. 55]
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение.
Концепция научного управления
стала начальным этапом становления
и признания менеджмента как
науки и самостоятельной