История развития управленческой мысли в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:12, реферат

Описание работы

Перед молодым украинским государством стоит сложная задача не оказаться в числе аутсайдеров современного мира, создать эффективную экономику, обеспечить быстрое прогрессивное развитие общества.
В этой связи стоит вопрос о приоритетах нашей государственной политики. Не секрет, что попытки перехода к рыночной экономике до сих пор не привели к желаемым результатам. Дележ государственной собственности, именуемый приватизацией, с одной стороны, явился примером вопиющей социальной несправедливости, блестящим доказательством известного лозунга: “Собственность – это кража”, а с другой – ничуть не способствовало оздоровлению экономики Украины.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. История развития управленческой мысли в Украине 5
2. Украина годы надежд и перемен 7
3. Принципы совершенствования управления: А. Файоли, П. Друкера, Д. Карнеги 11
3.1. Питер Друкер 15
3.2 Дей Карнеги 17
ВЫВОДЫ 19
Задача № 26 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

надо.docx

— 66.46 Кб (Скачать)

 

3. Принципы совершенствования  управления: А. Файоли, П. Друкера, Д. Карнеги

 

3.1 Анри Файоль – представитель классической школы в управлении.

 

Файоль, как представители  классической школы, не был кабинетным теоретиком. Во французской компании по добыче угля и переработке железной руды он проработал 58 лет, включая период руководства ею. Он считал, что крайне важно рационально организовать работу менеджера, так как именно это определяет эффективность работы фирмы.

Анри Файоля часто называют отцом менеджмента, потому что он разработал принципы совершенствования управления предприятия в целом, а не принципы выполнения отдельных трудовых операций. Он в совершенстве знал работу компании, как единого целого. Файоль представил деятельность предприятия в виде шести направлений:

1. “Техническая деятельность.

2. Коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен).

3. Финансовая деятельность (поиски капитала и его использование).

4. Бухгалтерская деятельность (анализ, учет, статистика).

5. Администрирование (воздействие  на персонал) – планирование, организация, распорядительство, координация и контроль.

6. Защита собственности  предприятия” [1, с. 10].

Нетрудно видеть, что такое  выделение функций предприятия  существует и до сих пор, в том числе и в нашей стране, для этого достаточно посмотреть уставные документы любой фирмы.

Целью «классической» школы  было создание универсальных принципов управления. При этом они исходили из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики – классики были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления.

Главный вклад Файоля в  теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Принципы совершенствования системы управления и структуры организации, что и составляет административный подход к управлению, разработаны Анри Файолем. В 1949 г. была издана его книга “Общее и промышленное управление”.

В книге Файоли сформулировано 14 принципов административного подхода. Вот наиболее важные из них:

1.-«Разделение труда, так  как сокращение числа целей  и объектов внимания повышает производительность и качество труда.

2. Соответствие полномочий  работника его ответственности  и наоборот, соответствие ответственности представленным полномочиям

3. Дисциплина как средство  установления связей между предприятием  и работником.

4. Единство направления  для каждого первичного коллектива (группы) – одна цель, единый план, один руководитель.

5. Подчиненность личных  интересов работника общим интересам  предприятия. 

6. Справедливость оплаты  за труд работника, что обеспечит  верность и поддержку работников.

7. Оптимальное соотношение  централизации и децентрализации  управления в фирме.

8.Оптимальное количество уровней управления (скалярная цепь) и их рациональное взаимодействие.

9. Порядок: свое место  – для всего и все – на  своем месте. Это относится к оборудованию, технологическому оснащению, инструментам, приспособлениям. Это требование относится и к персоналу. Все работники должны знать свое место в фирме.

10. Стабильность кадров. Посредственный  руководитель, который держится  за свое место, предпочтительнее  талантливого, если тот может  легко уйти.

11. Инициатива – поощрять  стремление подчиненных разрабатывать  планы и реализовать их.

12.Корпоративный дух, объеденяющий  персонал в единый союз. “Союз это сила. А она является результатом гармонии персонала”.– цитата из книги Анри Файоля [5, с. 10].

Мы рассмотрели cжатые изложения 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны: Разделение труда, Полномочия и ответственность, Единство направлений, Вознаграждение персоналу, Корпоративный дух, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

Принцип Единоначалие используется на Украине (функциональная структура). В основе формирования функциональной структуры управления лежит принцип полноправного распорядительства. “При линейной структуре управления руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются одному руководителю более высокого уровня управления и связаны с вышестоящей системой только через него” [2, c. 112].

При такой организации управления, когда один руководитель отвечает за весь объем деятельности и передача управленческих решений каждому из подразделений одного уровня происходит только от одного начальника, в наибольшей степени осуществляется принцип единоначалия. Руководитель, таким образом, несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений (рис. 1). Доминирующим принципом построения линейной структуры служит вертикальная иерархия, обеспечивающая простоту и четкость подчинения.

Вместе с тем здесь  есть и определенные трудности. Каждый руководитель при линейной структуре обязан быть высококвалифицированным специалистом, обладающим разносторонними знаниями, необходимыми для выполнения комплекса работ по управлению производством.

В условиях современного уровня развития производительных сил, масштабов производства и высокой  технической оснащенности эта задача становится все труднее: увеличиваются  число уровней управленческой иерархии, количество подчиненных подразделений, а вместе с этим и их различная функциональная направленность. При таких условиях линейная структура в чистом виде применяться не может, так как она приспособлена лишь к решению оперативных текущих задач. Это делает необходимым введение специальных органов для выполнения той или иной функции на всех уровнях управленческой иерархии, т.е. функциональной структуры управления.

 

Рис. 1 Линейная структура управления

 

Из административного  подхода вытекает процессный подход. Смысл и отличие процессного  подхода – все функции управления, выделенные административным подходом, не существует сами по себе, а взаимозависимы и реализуются непрерывно. Анри Файоль формировал следующим образом: « управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Все эти процессы увязываются воедино процессами коммуникации и принятия управленческих решений в Украине.

3.2. Питер Друкер

 

Он считал, что именно управление есть стимулом социальных изменений в обществе и именно оно объясняет самый значимый социальный феномен нашего века: «взрыв образования». Прошло много времени, но стремление «управлять» движет украинскую молодежь к образованию.

П. Друкер, которого многие считают  ведущим теоретиком в области  управления и организации в мире, предполагает такое определение: “Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.” [3, c. 39]

По словам Питера Друкера, результативность является следствием того, что “делаются нужные, правильные вещи”. А эффективность является следствием того, что “правильно создаются эти самые вещи”. И первое и вторе одинаково важно для организаций молодого независимого государства Украины. Это расширение рынка, создания потребителя. Это удовлетворение потребности людей в хороших товарах и хороших услугах. Научится “делать нужные, правильные вещи” это девиз малого бизнеса Украины.

Рассмотрим применение системного подхода к объектам и процессам  в экономике Украины.

Системный подход нельзя рассматривать  как набор принципов, это образ  мышления менеджера. Отсюда так бурно  развиваются различные приложения системного подхода.

Развитие приложений системного подхода в ряде случаев сочетается с некоторым скептизмом в отношении  психологического подхода. Например, Питер  Друкер считал, что смысл работы менеджера не в создании приятной атмосферы для рабочих, а в достижении целей предприятия.

В его книгах “Управление  для результатов”, “Эффективная операционная система” и “Задачи менеджмента” содержит концепция управления по целям (МВО).

По его мнению, именно цели определяют функции менеджера, поэтому  нет смысла заниматься функциями  и структурой системы управления, не определив цели. Организация имеет  множество целей, поэтому их надо ранжировать, чтобы менеджеры знали, какие цели являются наиболее важными.

Каждый руководитель должен поставить собственные цели, с  одобрения своих начальников, которые помогут выполнению общих целей для всей организации. Эффективность подхода снижается, если цели навязывать менеджерам, вместо того, чтобы они вырабатывались самостоятельно. Степень выполнения целей служила оценкой труда руководителей, а не основой для улучшения работы.

Эти обстоятельства снижали  энтузиазм менеджеров всех уровней. Тем не менее, целевое управление организацией методически хорошо проработано и досих пор является одним из распространенных в нашей стране.

Конкретизацией системного подхода является концепция “7S”  составляет:

1. Стратегия действия по  достижению целей. 

2. Структура предприятия.

3. Система организации  внутренних процессов в фирме. 

4. Состав фирмы. 

5. Стиль управления персоналом.

6. Cумма навыков (квалификация ключевых работников).

7. Совместные ценности (миссия  предприятия, разделяемая его  работниками [1, с. 17].

Первые три характеристики относятся к “жестким”, следующие  три – к “мягким”. Интегрирующим  элементом являются совместные ценности.

Интенсивно развивающаяся  в настоящее время логистика  представляет собой классический пример системного подхода к организации  потоковых процессов.

3.3. Дей Карнеги

 

Руководителем можно назвать  человека только тогда, когда он принимает организационные решения и результат их через людей. Управлять людьми – значит приводить их к достижению ясно поставленной цели.

В связи с этим огромное значение здесь приобретает такие  факторы психологического характера, как восприятие, усвоение, убеждение, межличностные отношения.

“Менеджмент – это еще  и деловое общение, а искусство  менеджера заключается в умении общаться с различными людьми и аудиториями (начальником, подчиненными, партнерами, слушателями и т. д)” [4, с. 160]. Поэтому руководитель должен уметь убеждать своего руководителя, вести за собой коллектив за “успехом”.

Поэтому сегодня как некогда  важно расширение знания о себе и  других людях, умение устанавливать  оптимальные отношения, навыки личного  и делового общения. Повышение психологической  культуры – залог психического и физического здоровья. Психологический контакт и общение – важнейший элементы человеческого общежития. Порой осложнения в личных и деловых отношениях происходят из-за того, что мы не умеем вести спор, дискуссию и даже просто выслушать человека.

Многие работы Д.Карнеги  посвящены «технологии успеха». Он называл свои работы сборниками конкретных ситуаций, образцов поведения, достойных подражания.

Для того чтобы эффективно воздействовать на людей, необходимо соблюдать  следующие 9 простых правил общения, разработанных американским специалистом по управлению Д.Карнеги:

  1. Начинать с похвалы и признавать достоинства собеседника.
  2. Указывать на ошибки других не прямо, а лишь косвенно.
  3. С начала указать на свои ошибки, а уж затем критиковать собеседника.
  4. Задавать собеседнику вопросы, вместо того, чтобы приказывать ему что-то.
  5. Давать людям возможность спасти свой престиж.
  6. Выражать людям одобрение по поводу малейших их удач и отмечать каждый их успех.
  7. Создавать людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
  8. Делать так, чтобы то, на что побуждает людей, казалось им трудным.
  9. Добиваться, чтобы люди были рады сделать то, что им предлагают [2, с. 27].

При этом важно не только знать основные правила общения, но и уметь применять их в конкретной ситуации для достижения поставленных целей. Управление – это умение выполнять  работу чужими руками. Важным фактором такого умения является выдача распоряжений. Общеорганизационные положения правильны и, на первый взгляд просты.

Полезными являются рекомендации, сформулированные Дейлом Карнеги почти 40 лет назад.

Жить сегодняшним днем, как бы отгородив в своем сознании прошлые воспоминания и беспокойство за будущее словно металлическими перегородками. “Главное – не сожалеть о том, что случилось в прошлом и не испытывать страха перед будущим” [5, с. 104]. Не позволять себе переживать из-за пустяков, не имеющих существенного влияния на основные жизненные цели и ценности. Можно быть атеистом и в тоже время проникнуться мудростью слов молитвы оптинских старцев: “Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне следующий день На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я не получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя…” [5, с. 104].

Информация о работе История развития управленческой мысли в Украине