История развития местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:11, доклад

Описание работы

Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.

Работа содержит 1 файл

История развития местного самоуправления.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

 Накануне Февральской  революции 1917 г. земства существовали в 43 губерниях России с общим числом жителей около 110 млн. жителей.

 После Октябрьской  революции началась повсеместная ликвидация земств (большевики считали земское самоуправление наследием буржуазного строя), которая завершилась к лету 1918 г.

 Ликвидация земства  была вполне закономерным процессом, т.к. местное самоуправление предусматривает  децентрализацию власти, экономико-социальную, финансовую и, в определенной степени, политическую независимость, самостоятельность, а идеи социализма опирались на государство пролетарской диктатуры, т. е. государство по своей природе централизованное.

 В ходе развития местного самоуправления в дореволюционной  России, можно выделить основные принципы, которые являются особенностью российской муниципальной школы:

  • принцип многообразия форм организации местного самоуправления, что связано с особенностями социально-экономического развития территории Российской империи, с существенными различиями культурно-национальных и религиозных традиций;
  • принцип неучастия (запрета) органов местного самоуправления в активной политической жизни, т.к. считалось, что главной задачей органов местной власти являлось удовлетворение первоочередных потребностей населения и государство строго следило за тем, чтобы органы местного самоуправления не выходили за эти границы;
  • принцип разграничения предметов ведения и ресурсов между уровнями власти (разграничения строились не по принципу достаточности, а по принципу наивысшей эффективности использования их данным уровнем);
  • принцип передачи органам местного самоуправления относительно широких прав в экономической и хозяйственной сфере (естественно, при сохранении властных полномочий центра). Причин для этого было несколько: и огромные территории империи; и быстрое развитие во второй половине XIX и начале XX в. городского и земского образования, здравоохранения, культуры.

 К сожалению, накопленный  до революции опыт местного управления, в первую очередь земского, фактически был отброшен, забыт. Хотя и в годы советской власти можно найти положительные примеры организации местной власти.

 Местное самоуправление в  советский период

 После Октябрьской  революции 1917 г. в стране сложилась  такая система власти, по которой все представительные органы (сверху донизу) входили в единую систему государственной власти. Это, естественно, изменило существовавшие до революции представления о местном самоуправлении как самоуправлении населения. Иными словами, местное самоуправление в виде Советов народных депутатов фактически стало представлять из себя низовое звено единого государственного аппарата.

 Октябрьская революция  внесла коренные изменения в формирование системы местных органов власти и ее структуру.

 В октябре 1917 г. действовало свыше 1430 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и свыше 450 Советов крестьянских депутатов. Отметим, что на Дону и Кубани существовали так же и Советы казачьих и крестьянских депутатов.

 Но в большинстве  они опирались в своей деятельности не на законодательные акты, изданные властью, а на мнение, пожелания масс. Советы чаще всего сами определяли количественный состав депутатов, сами разрабатывали свои полномочия и структуру.

 К концу декабря 1917 г. отношение нового правительства к институтам старого самоуправления меняется: 27 декабря 1917 г. декретом Советов Народных Комиссаров был распущен Земский союз. К весне 1918 г. завершилась ликвидация всех земских и городских органов местного самоуправления. До 20 марта 1918 г. действовал Наркомат по местному самоуправлению, но после выхода из коалиционного (с левыми эсерами) правительства левых социалистов-революционеров, он был упразднен как самостоятельное учреждение.

 После упрочения  Советов в губернских и уездных  центрах они немедленно приступали к организации Советов в волостях и селах.

 Анализируя законодательство того периода, можно выделить три характерные черты присущие местным Советам. Во-первых, местные Советы являлись органами власти и управления, действующими в границах существующих тогда административных территорий. Во-вторых, существовала организационная взаимосвязь и соподчиненность по вертикали. И, наконец, при определении компетенции и пределов полномочий местных Советов, устанавливалась их самостоятельность в решении вопросов местного значения, но их деятельность допускалась лишь в соответствии с решениями центральной власти и вышестоящих Советов.

 В Конституции РСФСР 1918 г. задачи местных  Советов определялись следующим образом:

  • проведение в жизнь всех постановлений высших органов советской власти;
  • принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении;
  • разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;
  • объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

 В конце 1919 г. были определены единицы местного самоуправления независимо от размера (губернии, уезда, волости, города, деревни). Они стали называться коммунами. В Советах были созданы специальные органы (коммунотделы) для руководства «коммунальным хозяйством». В апреле 1920 г. был создан центральный регулирующий орган - Главное управление коммунального хозяйства.

 Самостоятельная хозяйственная деятельность Советов  началась осенью 1924 г. с выделения  самостоятельных городских бюджетов. С развитием товарно-денежных отношений  у местных Советов появляются средства для формирования собственных бюджетов. Их основой становятся доходы от вновь восстановленных налогов, платы за жилье и другие коммунальные услуги.

 В целом же периоду  деятельности Советов были присущи:

  • некоторая децентрализация единой иерархической советской системы, перераспределение прерогатив в сторону некоторого усиления прав и полномочий ее низовых звеньев;
  • расширение социально-экономических полномочий местных Советов в лице их исполнительных органов за счет поглощения ими местных территориальных органов, центральных правительственных структур, формирование специальных органов управления коммунальным хозяйством;
  • попытки более или менее широкого вовлечения в избирательный процесс на местах «трудящихся масс», оживления Советов при сохранении жесткого политического контроля со стороны правящей партии;
  • формирование самостоятельной финансово-материальной базы местных Советов, восстановление системы налогообложения в условиях реанимации товарно-денежных отношений;
  • создание нормативно-правовой основы, обеспечивавшей определенную «автономизацию» местных Советов.

 В 60—80 г. XX в. в СССР было принято немало постановлений, посвященных проблемам совершенствования  местного самоуправления. Это постановления ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами» (1957 г.), «О работе местных Советов депутатов трудящихся Полтавской области» (1965 г.), «Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся» (1967 г.), «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся» (1971 г.), постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР «О дальнейшем повышении роли Советов народных депутатов в хозяйственном строительстве» (1981 г.) и др.

 Система местного самоуправления в СССР, в том числе  и в Российской Федерации в 80-е  гг. XX в. Характеризовалась следующим  образом. По Конституции СССР 1997 г. местные  Советы должны были руководить на своей  территории государственным, хозяйственным  и социально-культурным строительством; утверждать планы экономического и социального развития и местный бюджет; осуществлять руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивать соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействовать укреплению обороноспособности страны.

 К исключительной компетенцией местных Советов относится:

  • избрание и изменение составов исполнительных комитетов;
  • образование, избрание и изменение составов постоянных комиссий Совета, заслушивание отчетов о работе исполкомов и постоянных комиссий.

 Внимание к проблемам  самоуправления в нашей стране возросло во второй половине 80-х г., когда была признана необходимость перехода от административных к преимущественно экономическим методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что местное самоуправление - это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении местного самоуправления от государственной власти.

 Первым  практическим шагом  на этом пути стало  принятие 9 апреля 1990 г. Закона СССР «Об  общих началах  местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

 Согласно Закону система местного самоуправления включала в себя местные Советы, органы территориального общественного самоуправления населения (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, сельские комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Первичным территориальным уровнем местного само управления признавался сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Закон предоставил союзным и автономным республикам право самостоятельно определять и другие уровни (исходя из местных особенностей).

 Историки, юристы и политологи оценивают «советский период развития и функционирования местного самоуправления в России следующим образом:

 По его мнению А.Н. Бурова, этот период в развитии местного самоуправления в России отличался следующими факторами:

 1. Возникновение  «советской» системы местного  самоуправления явилось следствием  творческой активности «трудящихся  масс», их стремлением к истинному  народовластию. 

 2. Однако в противовес  доктринальной коммунистической утопии реальная практика большевизма пошла по пути конституирования политической системы тоталитаризма с его всеохватывающим контролем общественной и частной жизни граждан.

 3. Упраздненный  «буржуазный» принцип разделения  властей был заменен принципом единства власти, который на поверку обернулся диктатом партийного бюрократического аппарата.

 4. В рамках целостной  политической системы тоталитаризма  местные Советы реально выступали  не в качестве субъекта, а в  качестве объекта властно-управленческого воздействия при решении наиболее важных вопросов, проявляя себя в качестве низовых органов государственной власти.

 5. При решении  второстепенных вопросов местной  жизни Советы в ряде случаев выступали в качестве субъекта управленческого процесса, но крайне узкое поле их функционирования не позволяло им выступать в роли реального органа общественной самодеятельности

 6. В период апогея  тоталитаризма («поздний сталинизм») местные Советы были низведены  до роли «винтика» сверхиерархизированной политической системы и не могли уже выполнять вышеобозначенную компенсаторскую функцию.

 7. Сверхцентрализация  политической системы нарушила  устойчивость ее несущей опоры,  поддерживаясь на плаву авторитетом  харизматического лидера.

 8. Для восстановления динамического» равновесия системы партийно- политическая элита пошла по пути известной (т.е. имеющей свои пределы) децентрализации, снявшей социальное напряжение и придавшей низовым звеньям советской системы (местным Советам) определенную динамику, расширение их прав и полномочий

 9. Вместе с тем  известная демократизация политической  системы («хрущевская оттепель»)  ослабила всеохватывающий контроль  партийного аппарата над общественно-политической  жизнью страны, что вступило в  противоречие с сущностью самой тоталитарной системы.

 10. Всеохватывающий  процесс деградации советского  общества обернулся также и  деградацией низовых звеньев  политической системы (местных  Советов).

 11. Принимаемые  центральной властью решения  по развитию хозяйственной самостоятельности местных Советов не обуздали ведомственный монополизм, т.к. для командно-административной системы он органичен. Отсутствие рыночных отношений обрекало местные Советы на фатальную зависимость от распределительного центра (центров), крайне суживая их материальную базу.

 12. Предпринятые  в период «перестройки» меры  по демократизации деятельности Советов способствовали их очередному «оживлению», создав, таким образом, предпосылки для решающего рывка в деле формирования местного самоуправления.

 13. Вместе с тем «перестроечные» меры показали всю исчерпанность возможностей реформирования местных Советов в рамках дышавшей на ладан тоталитарной политической системы, когда встала задача ее демонтажа и смены общественного строя, формирования гражданского общества с принципиально иным политическим устройством: на демократической основе и с социально ориентированной рыночной экономикой, позволяющей сформировать реальные органы местного самоуправления.

Информация о работе История развития местного самоуправления