Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:19, доклад
История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.
История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.
Этапы
менеджмента рождались под воздействиями:
- развития реального общественного и затем
промышленного производства;
- появления новаторов и теоретиков-идеологов,
обобщавших опыт и прокладывавших новые
пути;
- развития внутренней (собственной) логики
менеджмента, приводящее вкупе с двумя
вышеназванными причинами, к смене парадигмы
(системы принципов и подходов в менеджменте
как науке);
«История учит» - этот тезис здесь более чем уместен, так как позволяет изучающему понять циклы развития менеджмента, его движущие силы (они же - критерии этапов), предвосхитить будущие тенденции.
Управление зародилось примерно семь
тысяч лет назад, но только с конца XIX века
и особенно в ХХ-м, с развитием социального
рыночного хозяйства, менеджмент выделился
в самостоятельную область знаний, т.е.
в науку. Западный менеджмент - это, прежде
всего, особая субкультура со своими ценностями,
нормами и законами. С другой стороны -
это совокупность технических процедур
и методов, сумма неких практических действий
по планированию, организации, мотивации
и контролю, необходимых для достижения
поставленных целей. В этой связи, объем
и содержание понятий управление и менеджмент
несколько не совпадают, так как менеджмент
можно трактовать как «успешное управление»,
как достижение цели с учетом ресурсных
ограничений. Термин менеджмент применим
к любым типам организаций, но если речь
идет об общественном секторе, то используется
выражение «государственное управление
(регулирование)», «муниципальное управление»,
а для обозначения более абстрактного
уровня управления применяется понятие
«администрирование». В настоящее время
наука менеджмента породила ряд специализаций
- финансовый менеджмент, инновационный
менеджмент, социальный менеджмент, стратегический
менеджмент, инновационный менеджмент
и совсем недавно - региональный менеджмент.
Эта тенденция к «отпочкованию» будет,
по-видимому, закрепляться. Поэтому мы,
если особо не оговаривается, будем пользоваться
термином управление - менеджмент как
синонимичными (сближающимися понятиями)
и не становиться на позицию ортодоксальности
(существует, де мол, только классика -
менеджмент предприятия - организации).
Но самые важные моменты история развития менеджмента переживает в начале ХХ века и проходит до сегодняшних дней всего 8 этапов.
1. Положил начало менеджменту как науке Ф. Тейлор, написав труд «Принципы научного управления», в котором наглядно продемонстрировал значение системного анализа в управлении предприятием для его успешности.
2. Далее учение Ф.Тейлора было подхвачено и усовершенствовано А. Файолем, П. Урвиком, Д. Муни, и П. Слоуном. В связи с их деятельностью история развития менеджмента ознаменовалась новой теорией, четко излагающей его функции и принципы.
3. Третий этап – «неоклассический», когда происходит апробация социологической концепции принятия групповых решений. Здесь к вышеуказанным ученым присоединяется Э. Мейо – основатель школы «человеческих отношений».
4. Два десятилетия, которые охватывают 1940-1960-е годы ХХ века, управленческая мысль поступательно эволюционирует и совершенствует теорию менеджмента, добавляя в нее достижения психологии и социологии.
5. История развития менеджмента на этом этапе отмечает переход управленческой мысли к использованию достижений информационных технологий, которые в это время достигают пика своей популярности. Д. Макгрегор излагает и обосновывает свою теорию о прямом воздействии отношения управленца к подчиненным на результаты их деятельности.
6. Этап 1970-х – 1980-х годов ХХ века отмечен теориями И. Ансоффа, Г. Саланчика и Портера, которые раскрыли смысл разнообразных способов и методик управления, а также установления взаимосвязей между внутренней средой организации и внешней средой.
7. На седьмом этапе история развития менеджмента ознаменовалась революционными открытиями в Японии и других развитых странах в области разнообразных организационных структур, которые являются очень важными управленческими методами.
8. И последний этап, начавшись в 90-е годы ХХ века, продолжается по сегодняшний день. Главная тенденция менеджмента – создание организационной культуры, демократизация управления, участие работников в менеджменте.