Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:31, доклад
Современные ученые и экономисты по крупицам собирали историю возникновения и развития менеджмента, выявив основные факторы, которые воздействовали на эволюцию менеджмента от простых идей к науке:
• развивалось общественное, а потом и промышленное производство;
• появились новаторы и теоретики, которые собирали и обобщали полученный опыт;
• начала развиваться логика менеджмента на основе двух вышеприведенных факторов, которая вывела систему принципов в работе и сделала менеджмент наукой.
С другой стороны, одна из основных функций контроля — это проверка, позволяющая выяснить, достигнуты ли показатели, которые были запланированы. Выполнение любого плана нуждается в проверке. Таким образом, контроль должен способствовать планированию и одновременно служить средством проверки выполнения планов.
7. Контроль должен быть
8. Контроль должен быть ориентирован на
конкретные результаты. Это означает,
что данные, собранные в результате контроля,
должны легко интерпретироваться с точки
зрения выгодности для организации. Иногда
недостаточно просто указать на уровень
(например, текучести кадров, доходов и
т. д.), необходимо говорить о «низком»
или «высоком» уровне. Здесь помощь окажут
основательно разработанные критерии,
при помощи которых результаты можно было
бы оценивать как хорошие или плохие, а
также сравнение с показателями в других
подразделениях или для других отрезков
времени.
9. Результаты контроля должны
быть понятными для всех, кто
в них заинтересован. Нередко
можно столкнуться с ситуацией,
10. Контроль должен быть
Сегодня весь процесс контроля в менеджменте, в зависимости от времени, принято делить на три основных этапа:
Предварительный контроль
Предварительный или входной
контроль производится еще до фактического
начала рабочего процесса. Целью данного
действия является обеспечить все необходимые
условия для бесперебойного функционирования
предприятия, то есть определить, готовы
ли персонал, система управления, производственная
сфера компании к началу работ. Если
смотреть с точки зрения управления
персоналом, то этот вид контроля в
менеджменте позволяет ответить
на вопрос, можно ли с помощью
данного штата сотрудников
Предварительный контроль в
большей части ложится на плечи
представителей кадровой службы, которым
с помощью тестов и собеседований
предстоит определить профессиональную
пригодность сотрудников
Еще одна составляющая предварительного этапа контроля в менеджменте – оценка финансовых и материальных ресурсов компании. Главные средства оценки финансовой сферы – такие документы, как бюджет или смета организации, а материальные возможности определяются проверкой состояния складских помещений, наличием сырья, гарантированностью поставок.
Текущий контроль
Следующая форма контроля
в менеджменте – текущая
Заключительный контроль
Третий вид контроля в
менеджменте – заключительный, который
производится после окончания
Этапы процесса контроля
Управленческий контроль
включает в свой состав три этапа:
1) установление стандартов. Контроль трудно
осуществлять, если цели не являются конкретными.
В этом случае возникает опасность несогласия
относительно того, является ли деятельность
работника результативной: работник будет
убежден, что выполнил все, что от него
требуется, тогда как руководитель будет
придерживаться иного мнения. Чтобы избежать
этого, необходимо как можно более четко
определять цели и делать это таким образом,
чтобы было легко установить, выполнены
ли задания;
2) сопоставление достигнутого за некоторый
период с тем, что было запланировано.
Если цели хорошо определены, то всегда
можно сказать, в какой степени они были
достигнуты. Кроме того, это дает возможность
судить о том, можно ли считать работу
выполненной. Хорошо сформулированные
цели помогают определить, что еще необходимо
сделать;
3) указание наспособы исправления
ошибок. Если план не выполнен, необходимо
определить, что еще следует сделать. Иногда
на этом этапе приходится пересмотреть
стандарт, поскольку требования не всегда
бывают реалистичными.
Контроль не всегда приводит к обнаружению
отклонений. Если же это произошло, необходимо
каким-то образом влиять на ситуацию. Существует
две основные формы согласования плана
и реального положения:
1) изменение плана и его подгонка под реальные
обстоятельства;
2) ужесточение требований с целью выполнения
плана.
Каждый из этих вариантов имеет
как достоинства, так и недостатки.
И действительно, попытка снова
войти в сроки, установленные
в плане, — это проявление твердости
и целеустремленности. Однако обычно
такой путь требует привлечения
дополнительных ресурсов, которые можно
было бы направить на достижение других
целей. Изменение плана — более
реалистичный шаг, однако он также может
привести к осложнениям (потере времени
и ресурсов, расторжению договора
с заказчиком, штрафам, выплате неустоек
и т. д.). Поэтому выбирать способ
избавления от обнаруженных отклонений
необходимо с учетом ситуации, на основе
анализа возможных путей
В настоящее время все большее
и большее распространение
Особенно важно, насколько деятельность предприятия в целом и любого его сегмента соответствует стратегическим целям, стоящим перед предприятием. Это особенно важно, поскольку любые отклонения от стратегических целей могут привести к серьезным послед-4 ствиям. Контроллинг — это система, позволяющая осуществлять такой контроль и своевременно принимать решения для того, чтобы стоящие перед предприятием стратегические цели были достигнуты независимо от изменений, происходящих в хозяйственной ситуации.
В внешний и внутренний контроль
Контроль делится на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляется руководствомили специальными сотрудниками. В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и ее результатами и по мере необходимости вносят корректировки в свою деятельность.
Смысл внешнего контроля основывается на том непреложном факте, что сотрудники, по крайней мере формально, лучше выполняют свои обязанности, если знают, что за ними осуществляется контроль. Психологи считают, что одна из наиболее очевидных причин для этого состоит в том, что по результатам контроля происходит оценка сотрудников и связанные с этим поощрения или наказания, продвижение по службе или понижение. Наличие контроля означает, что руководство придает большое значение этой сфере, и поэтому целесообразно проявить усердие, чтобы выделиться на фоне остальных или прославиться, т.е. причина — честолюбие.
Успех внешнего контроля зависит от ряда обстоятельств. Во-первых, необходимо предусмотреть защиту от обмана. С этой целью необходимо наличие четких нормативов работы. Во-вторых, цели, которые ставятся перед людьми в системе внешнего контроля, должны быть достаточно трудными. И в-третьих, по итогам внешнего контроля должно следовать поощрение, а если необходимо, то и наказание.
Для обеспечения этих условий необходимо, чтобы система внешнего контроля была тотальной. Однако это требует больших материальных и трудовых затрат, что становится непосильно даже для крупных организаций.
Выход из сложившейся ситуации лежит во внедрении, где это можно, практики внутреннего контроля и самоконтроля. В этих условиях исполнители трудятся легче и свободнее, принимают активное участие в формулировке целей своей деятельности и сами контролируют их реализацию.
Внутренний и внешний
контроль применяются в определенной
пропорции, которая зависит от ряда
обстоятельств:
• стиля управления организации (при авторитарном
преобладает внешний, при демократическом
— самоконтроль);
• возможности получения надежной оценки
результатов деятельности работников
(при наличии такой возможности — внешний
контроль, при отсутствии — внутренний);
• характера подчиненных (для недобросовестных
— внешний, для добросовестных — внутренний);
• микроклимата в коллективе (при благоприятном
— внутренний, при неблагоприятном —
внешний);
• принятой системы вознаграждения за
результаты деятельности (при индивидуальных
— внешний контроль, при коллективных
— внутренний).