Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:23, контрольная работа
В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» – это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, правильнее использовать термин «государственное управление». На сегодня в мире действуют три основные модели построения системы бизнес-образования.
Введение
В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» – это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, правильнее использовать термин «государственное управление». На сегодня в мире действуют три основные модели построения системы бизнес-образования.
Первая, традиционная, которую можно назвать германской, основана на идее подготовке квалифицированного руководителя. В рамках этой модели выделяется, во-первых, высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность (инженерную, экономическую, юридическую или инженерно-экономическую), которая имеет прямое отношение к технической, экономической или управленческой деятельности предприятий; во-вторых, повышение квалификации руководителей, которое осуществляется уже в процессе практической работы, как правило, на краткосрочной основе. Последнее ставит своей целью приобретение слушателями специальных знаний и умений, которые необходимы для конкретной работы в области управления и хозяйственной деятельности. Сюда же примыкает и профессиональная переподготовка как более основательная форма развития знаний и умений вплоть до получения новой специальности в области бизнеса, менеджмента или предпринимательства.
Вторая
модель, американская, основана на формировании
так называемого
В Европе наиболее близко к американской модели в настоящее время стоит британская система бизнес-образования, хотя в ней удельный вес составляют программы обучения без отрыва от производства, а германская модель до недавнего времени доминировала в Австрии, Швейцарии и др. странах Европы.
Большинство западно-европейских стран, среди которых лидируют Италия, Франция, Испания и Нидерланды, придерживаются смешанной модели, в которой сочетается традиционная европейская система вузовской подготовки германского типа с американской. Школ, перешедших к такой модели, в Европе уже несколько сот.
Американский
путь формирования профессиональных менеджеров
имеет ярко выраженных оппонентов.
Так, в Японии, например, существует лишь
три школы бизнеса, главным образом для
подготовки тех, кто намеревается работать
за границей. Руководителей готовят сами
фирмы на основе концепции «обучение посредством
опыта», планомерно перемещая их по разным
должностям. Это позволяет познать специфику
различных аспектов бизнеса и досконально
изучить свою фирму. Лишь в возрасте около
35 лет сотрудники имеют шанс получить
первую руководящую должность. На японских
фирмах учатся все – от рабочих до президента,
и главная ответственность за это возлагается
на руководителей каждого из подразделений,
старшие учат младших. Направление практиков
на обучение в сторонние учебные центры
– дело не частое, хотя, например, на фирме
«Мацусита Дэнки» существует Академия
Мацуситы, где способных молодых людей
с высшим образованием обучают еще целых
пять лет.
Но это скорее исключение из правил.
Управленческие школы США и Японии являются в настоящее время ведущими в мире и рассматриваются в других странах как своеобразный эталон развития менеджмента. Между ними имеется определенное сходство:
В то же время, несмотря на внешнее сходство, эти две управленческие школы имеют особенности, обусловленные спецификой социально-экономического развития их стран. Различия американской и японской моделей менеджмента представлены в таблице 1. «Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента»
Основу американской системы
управления составляет принцип
индивидуализма, возникший в американском
обществе в 18-19 вв., когда в страну прибывали
сотни тысяч переселенцев. В процессе
освоения огромных территорий вырабатывались
такие национальные черты характера, как
инициативность и индивидуализм. Для Японии
же характерна традиционная установка
общественного сознания на коллективизм
(принадлежность к какой-либо социальной
группе), и формирование современной японской
системы управления происходило с учетом
этой особенности. В настоящее время японский
менеджмент получает все большее распространение
в таких странах, как Южная Корея, Тайвань,
Сингапур, Гонконг, Таиланд с учетом общих
культурных ценностей и традиций.
Существуют и другие различия японской и американской систем управления. В США в процессе управления ставка делается на яркую личность, способную улучшить деятельность организации, в Японии же менеджеры ориентируются на группу и организацию в целом. В американских фирмах существуют жесткие структуры управления, обладающие определенными функциями, в Японии применяются более гибкие структуры управления, создаваемые и ликвидируемые по мере выполнения конкретных задач. Главным стимулом для американских работников является экономический фактор – деньги, для японских работников более значимую роль играют не деньги, а социально-психологические факторы: чувство принадлежности к коллективу, гордость за фирму. Для западноевропейских и американских предприятий характерно наличие морально-психологических запретов, сдерживающих инициативу и творчество работников, японские трудящиеся руководствуются понятиями внутреннего долга и подчиненности своих интересов интересам коллектива. В кризисных ситуациях американские менеджеры стараются уволить часть персонала, чтобы уменьшить расходы своей организации и сделать ее более конкурентоспособной, на японских предприятиях существует неписанный закон так называемого пожизненного найма работников, при котором работающий персонал рассматривается как высшая ценность организации, а следовательно, администрация будет делать все возможное для того, чтобы сохранить своих работников в самых кризисных ситуациях. Американские работники согласно контракту о приеме на работу ориентированы только на выполнение своих функциональных обязанностей, японские работники стремятся не только выполнить свои должностные обязанности, но и сделать максимум полезного для своей организации.
Например, американский мастер или инженер никогда не будет выполнять работу по уборке территории цеха, даже если у него имеется свободное время. А японский специалист, имея свободное от основной деятельности время, обязательно займется чем-то полезным для своей фирмы, так как ориентирован не на выполнение строго очерченных функциональных обязанностей, а на работу во имя блага своей фирмы.
Американские трудящиеся обычно один раз в несколько лет меняют место своей работы, переходя в фирмы, где им предлагают большую зарплату или лучшие условия труда. Это обусловлено также тем, что в США традиционно успешной считается только вертикальная карьера. Обычной практикой является отправка на пенсию работников, проработавших в компании 20-25 лет, если даже они и не достигли пенсионного возраста. Таким способом руководство компаний стремится создать условия для служебного роста молодых специалистов и удержать их в своей организации. В Японии работники обычно трудятся всю жизнь на одном предприятии, а любой переход в другую организацию рассматривается как неэтичный поступок. Карьера японского специалиста чаще носит горизонтальный характер, например, управленец среднего звена через каждые 4 года-5 лет перемещается в другие отделы, занимая равные по прежнему статусу должности. Это позволяет фирме улучшать систему горизонтальных связей между отделами и службами, подготавливать профессионалов широкого профиля, решать проблему взаимозаменяемости, улучшать моральный климат в коллективе. Люди, достигшие пенсионного возраста, редко уходят на пенсию, стараясь работать на благо фирмы до тех пор, пока у них имеются силы, и на любых участках и должностях.
Таблица 1. Сравнительная характеристика японской и американской моделей менеджмента
|
Заключение