История менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

История развития менеджмента как науки свидетельствует о том, что накоплен значительный практический материал, разработано большое количество теорий, в которых нашли отражение различные взгляды и точки зрения по проблемам управления. Авторы, занимающиеся управленческими вопросами, стремятся отразить в своих работах свое видение отдельных проблем в целях создания более полного представления о менеджменте как науке.

Работа содержит 1 файл

Курсовая История менеджмента.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

    Период  времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

  1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
  2. Реформа системы управления 1979 г.
  3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

         В связи с произошедшими серьезными  изменениями  в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

  1. внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
  2. быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
  3. создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

    Другая  комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».

    По  итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

    Однако, несмотря на принятые меры, не удалось  приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.

    В настоящее время в России наблюдается  разбалансированность всего механизма  управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Сформировавшаяся  к середине ХХ в. школа «человеческих  отношений» стала своеобразным противовесом всему научному движению. Отличительной  характеристикой этой школы стал перенос центра тяжести в управлении с задач на человека, что породило развитие различных бихевиористких теорий.

    Доктрина  «человеческих отношений» включает в себя следующие основные положения:

    - люди - это не только «производственный  фактор», а гораздо больше, они  являются членами «социальной  системы любого предприятия»;

    - решающее влияние на рост производительности  труда рабочего оказывает главным  образом не материальные, а психологические  и социальные факторы;

    - вопросы улучшения социально-психологического  климата на предприятии должны  занимать одно из первых мест  и др.

    Нужно отметить, что в целом школа  психологии и человеческих отношений  рассматривала предприятие как  замкнутую систему и игнорировала производственные и технологические  факторы. Поэтому основные ее положения  подвергались критике со стороны  современников, а все недостатки были систематизированы - это и утрата специфики больших технологических и социальных систем; и взгляд на рабочего, как на фактор, которым можно манипулировать; и уход от решения сложных вопросов и социальных конфликтов; а также смешение целей и средств их достижения.

    Однако  несмотря на критику, которой подвергалась школа «человеческих отношений» и «поведенческих наук», основные ее положения нашли впоследствии отражение  в новых, более сложных и современных  концепциях менеджмента.  
 
 

    Библиографический список

    1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 504 с. 

    2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - М.: Гардарика, 1998. - 528 с.

    3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 511 с.

    4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента:  Учеб. пособие. - Минск: «Новое знание», 2000. - 336 с.

    5. Карпов А.В. Психология менеджмента:  Учебник. - М.: Гардарика, 2004. - 584 с. 

    6. Семенова И.И. История менеджмента:  Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222 с.

    7. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 439 с.

    8. Менеджмент: Учебник/Под ред. В.В.Томилова. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 591 с.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История менеджмента