История менеджмента. Сравнительный анализ основных школ менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

История менеджмента. Сравнительный анализ основных школ менеджмента.
1.Управление до 1900 года
2.Научное управление.
3.Классическая школа в управлении.
4.Школа человеческих отношений.
5.Поведенческие науки.
6.Наука управления или количественный подход.

Работа содержит 1 файл

История менеджмента. Сравнительный анализ основных школ менеджмента..docx

— 37.43 Кб (Скачать)

Школа поведенческих  наук сосредоточила свое внимание, прежде всего, на методах налаживания  межличностных отношений. Этот подход стремится в большей степени  оказать помощь работнику в осознании  своих собственных возможностей. Основной целью школы поведенческих  наук было повышение эффективности  организации за счет повышения эффективности  человеческих ресурсов, полного использования потенциала каждого работника.

С конца 60-х  г.г. в школе "поведенческих наук" (бихевиористское направление) доминирует постулат, согласно которому главными являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих наук. В общих чертах главной целью "поведенческой" школы было оказание помощи работнику в осознании своих возможностей и раскрытии творческого потенциала, повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Представители этой школы разрабатывали методы помощи работнику в осознании  своих сил, к построению и управлению организациями. Их главной целью  было повышение эффективности организации  за счёт повышения эффективности  её человеческих ресурсов. К сожалению, как и более ранние школы, их подход отстаивал наличие «единственного наилучшего пути» решения управленческих проблем. Бихевиористы утверждали, что правильное применение науки о поведении работников всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации в целом. Обращение к человеческому фактору – это революционный переворот в науке управления и менеджмента. Необходимо понимать, что умелое управление персоналом предполагает понимание менеджерами того, что правильно разработанные организационные структуры и координация деятельности работников с помощью приказов не гарантируют их эффективный труд. Необходимо уметь заинтересовать персонал в достижении поставленных целей, найти правильные мотивы, побуждающие работников к эффективному труду. Всегда следует искать мотив поведения сотрудника.

Наука управления или количественный подход

Становление школы науки управления связано  с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л.Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

Школа науки  управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

Рассмотрение  производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного  и ситуационного подходов.

Исследование  проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую  организацию), имеет свои определенные цели.

Процессный  подход основывается на положении о  том, что все функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный  подход непосредственно связан с  системным и процессным подходами  и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении  понятия ситуации, под которой  подразумевается конкретный набор  обстоятельств, переменных, оказывающих  влияние на организацию в определенное время.

Заслуга школы  науки управления заключается в  том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе направление  школы науки управления связано  с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных  условиях многие ученые называют это  направление новой школой.

Начало применения математических методов в экономических  исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801-1877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Горностаева А.Н. Теоретические основы менеджмента. - Брянск: БГТУ, 2005. - 198 с.

Ряд крупных  специалистов, таких как В.К. Дмитриев, Г.А. Фельдман, Л.В. Канторович, внесли большой  вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ). Горностаева А.Н. Теоретические основы менеджмента. - Брянск: БГТУ, 2005. - 198 с.

Особое место  принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности  и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала  большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.

Первая в  стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в  Академии наук B.C. Немчиновым. Сущева Н.В. Основы менеджмента: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 94 с

В 1930 г. в  г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи  со статистикой и математикой», в  которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И.Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов. http://www.i-u.ru/biblio/archive/socupr/26.aspx

Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают  особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление - это не только наука, но и искусство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В результате исследования были решены следующие  задачи:

Проведен  сравнительный анализ школ менеджмента.

Менеджмент  развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную  отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента  оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как  Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

Взаимосвязь всех школ создает высокоэффективный  менеджмент. Каждая из школ, является как  бы нитью в канате управления, который  приобретает наивысшую прочность  тогда, когда все нити будут переплетены  в одну. Следует отметить, что  элементы всех этих школ находят широкое  применение в рамках одной организации  и по настоящее время. Современное  управление вобрало в себя и продолжает развивать и углублять все  лучшие идеи и достижения различных  школ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс - технологиям: учебное пособие для вузов / А.П.Панфилова, Л.А. Громова, И.А. Богачек, В.А. Абчук; под ред. В.П.Соломина, - СПб: Питер, 2004.

2. Персональный менеджмент: учебник для высших учебных заведений / СД.Резкик и др. - М: ИНФРА-М, 2006. - 622с. - (Высшее образование).

3. Персональный менеджмент: экзаменационные ответы. - М.: Буклайн,

4. Одинцов А.А. Менеджмент организации: введение в специальность: учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2007.

5. Семенова И.И. История менеджмента: учебное пособие для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008

6. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. - М.: Юристь,

7 .Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: Изд-во Проспект, 2007.

8. Менеджмент: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.И. Королева. -М.: Экономисть, 2006.

9 .Менеджмент: конспект лекций. - М.: А -Приор, 2007.

10. Куранова А.В. Социальный менеджмент: конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2005.

11 .Ионова СМ. Шпаргалка по менеджменту: ответы на экзаменационные билеты. 17 / СМ. Ионова, С.С. Шумал. - М.: Аллель, 2007. –

12 .Менеджмент: практикум: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ- ДАНА. 2006.

13. Ермакова В.П. Менеджмент для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2007

14. http://venture-biz.ru/elektronnye-knigi/menedzhment/226-osnovy-enedzhmenta-posobie

15. http://www.semestr.ru/www/files/next422.html

16. http://referats.pokrovsk.info/cat4200/page8.html

17. http://vasilievaa.narod.ru/gu/stat_rab/book/Osn_sotsupr_Ivanov/23-6.aspx.htm

Информация о работе История менеджмента. Сравнительный анализ основных школ менеджмента