Исторический аспект развития методологии прогнозирования и планирования.

Автор: t************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 23:21, реферат

Описание работы

В России, а затем в СССР планирование на макроуровне возникло в 20-е годы. С целью организации планового руководства хозяйством страны в 1917 г. был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), превратившийся в последующем в руководящий центр управления и планирования промышленности. В 1918 г. были организованы областные, губернские и уездные советы народного хозяйства, на которые возлагалось управление всей экономической жизнью данных административных районов. В феврале 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России. В 1921 г. на ее основе была организована общегосударственная плановая комиссия (Госплан). Председателем Госплана был назначен Г.И. Кржижановский, талантливый ученый и инженер-практик.

Содержание

1.1. Первые плановые разработки в СССР. План ГОЭРЛО……………… ...3стр.
1.2. Прогнозирование и планирование в условиях перехода
к рыночным отношениям и интеграции экономики РБ
в мировое хозяйство………………………………………………………..…7 стр.
2. Прогнозирование научно-технического прогресса.
2.1. Сущность и периодизация НТП, концепция его прогнозирования…...9 стр.
2.2. Задачи и методы прогнозирования НТП на
различных стадиях его развития

Работа содержит 1 файл

к.р. Исторический аспект развития прогнозирования и планирования.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

На всех этапах развития НТП осуществлялся  в следующих формах: эволюционой, революционной и комбинированной.                                                     Обобщающее выражение влияния НТП на процесс воспроизводства – это изменение соотношения между экстенсивным и интенсивным ростом в пользу последнего. Главный результат НТП – это повышение экономической эффективности, которая формируется и материализуется в производстве.                 Прогнозирование и регулирование развития науки и техники осуществляется посредством системы следующих прогнозных документов:                                 -общегосударственного прогноза научно-технического развития на срок до 15 лет;                                                                                                                         -частных научно-технических прогнозов на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5-10 лет;                                                                                           -государственных целевых научно-технических программ на 10-15 лет.            Объединяет указанные документы государственная научно-техническая политика.                                                                                                                       В общегосударственном прогнозе научно-технического развития содержатся:    -технико-экономическая оценка важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники;                                                                                        -выводы об использовании научно-технических достижений в народном хозяйстве;                                                                                                                         -определение приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических задач;                                                                           -варианты путей и средств решения этих задач;                                                    -оценка социально-экономических последствий НТП.                                         Представленные в прогнозе направления носят глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития страны.                При разработке частных научно-технических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут выступать различные напрвления НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5-10 лет) и годовые частные научно-технические прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях управления (народное хозяйство страны, республика, край, область, межотраслевой комплекс, отрасль, предприятие). Государственные целевые научно-технические программы разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Эти программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий и разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений.                                                                                                                   Выделяют федеральные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические программы.                                                                          Государственная научно-техническая политика выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.                    Ее основными целями являются:                                                                             1)развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;                                                                           2)обеспечение прогрессивных структурных изменений в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;                                                                                                   3)увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач;                                                     4)укрепление обороноспособности страны;                                                     5)улучшение экологической обстановки и др.                                                      В условиях рыночной экономики одним из главных является вопрос об источниках и принципах финансирования научно-технической деятельности. В РФ в соответствии с законодательством финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.

Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.                                                                                                                 Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных фондов и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.                                                                               В РФ действуют также государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и начно-технической деятельности. Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться также за счет грантов.

2.2. Задачи и методы  прогнозирования  НТП на различных  стадиях его развития.                                                                                                                                 Научно-технический прогресс протекает в рамках инновационного цикла, то есть процесса создания, освоения, использования и устаревания нововведений. Инновационный цикл состоит из ряда стадий: фундаментальные и поисковые исследования; прикладные исследования; технико-экономические разработки; опытное производство; подготовка производства; серийное производство; эксплуатация и устаревание нововведений.                                          Каждая стадия характеризуется специфическим объемом задач, особым подходом к их решению, определенным составом и уровнем подготовки и квалификации участников, набором определенных средств и предметов труда, материальными и финансовыми ресурсами, различными организационными формами объединения исполнителей и управления их деятельностью. Специфика стадий определяет характер, структуру целей и задач прогнозирования и выбор методов их решения.                                                                             Фундаментальные и поисковые исследования направлены на открытие неизвестных ранее законов природы, общества и человеческого мышления, предполагают выявление, изучение и систематизацию объективных явлений и закономерностей развития естественно-научных и общественных процессов.                                  Прикладные исследования включают изучение технической возможности, социально-экономической эффективности и путей практического использования результатов фундаментальных и поисковых исследований в конкретной области (отрасли).                                                                                            Технико-экономические разработки предусматривают выбор наиболее перспективных конструкторских, технологических, проектных и экономических разработок, позволяющих обеспечить создание новых или усовершенствованных изделий, сооружений, процессов и систем управления, существенно влияющих на рост производительности труда, сокращение расхода материалов на единицу продукции, рациональное использование природных ресурсов.                                                                                                                            Опытное производство включает изготовление первых образцов изделий или их оригинальных узлов с целью испытания их качества и соответствия техническому заданию.                                                                                               Подготовка производства включает выбор и обоснование наиболее важных объектов реконструкции и строительства предприятий производственной и непроизводственной сферы, распределение трудовых и материальных ресурсов, обеспечение инвестиций, определение путей наиболее быстрого сооружения новых предприятий и реконструкции действующих.                            Серийное производство предполагает внедрение новой техники, технологий, материалов, существенно увеличивающих производительность труда во всех отраслях экономики, повышение эффективности производства за счет экономии материалов, энергии, лучшей организации труда, использования основных фондов, повышения качества выпускаемой продукции.                            На стадии эксплуатации новая техника поступает в производственное или личное потребление. После морального и физического устаревания изделия снимаются с серийного производства и эксплуатации, тем самым завершается жизненный цикл нововведения. Современные условия НТП существенно сокращают не только время цикла “исследование – разработки”, но и время всего жизненного цикла нововведения. Вместе с тем ограничение материальных, финансовых, сырьевых ресурсов выдвигает задачу увеличения сроков эксплуатации созданных средств производства.                                                      Анализ задач, решаемых на стадиях инновационного цикла, выявил их большое разнообразие. Они отличаются не только целями, но и характером показателей результатов деятельности. Из анализа задач можно установить, что формализация, структуризация и возможность математического моделирования соответствующих процессов возрастают от первой к последеней стадии. В том же направлении повышается определенность принятия решения по внедрению разрабатываемого нововведения. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что при выборе методов прогнозирования важным моментом является глубина упреждения прогноза. Если прогнозируемый процесс можно представить эволюционным, без скачков, то применение статистических и формализованных методов оправдано. Если в прогнозируемом процессе возможно появление скачков, то необходимо применять методы экспертных оценок для определения скачка и оценки времени его осуществления, а на участках эволюционного процесса следует применять статистические или другие формализованные методы.                                                                                   Прогнозирование фундаментальных и прикладных исследований производят путем применения системного анализа и синтеза, метода экспертных оценок, написания сценариев, построения “дерева целей”. Это позволяет провести структуризацию проблем, найти целесообразную последовательность решений, получить варианты количественных оценок, выбрать лучшее направление исследований.

При прогнозировании  на стадии технико-экономических  разработок применяются методы межотраслевого баланса, “затраты – выпуск” и др. Прогноз экономических и технических показателей новой продукции производится на основе применения комбинации методов экстраполяции, анализа патентной документации и научно-технической информации, метода экспертных оценок.                                                                                                                          При прогнозировании на стадиях опытного производства, подготовки производства, серийного производства и эксплуатации применяют методы экспертных оценок, факторного анализа, имитационные методы. Особое место в прогнозах занимает система укрупненных балансовых расчетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

  1. Планирование  и прогнозирование в экономике: учебное пособие. Под общей редакцией  В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. –  Мн.: Интерпрессервис; экоперспектива, 2001. – 380 стр.
 
  1. Планирование  и прогнозирование в экономике: учебное пособие. Под общей редакцией В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. – 432 стр.
 
  1. Антонова  Н. Б. Государственное регулирование  экономики: учебник, Мн.: Академия управления при президенте РБ, 2002 – 775 с.

Информация о работе Исторический аспект развития методологии прогнозирования и планирования.