Исторические предпосылки возникновения теории и практики управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 12:27, доклад

Описание работы

Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления.

Работа содержит 1 файл

Исторические предпосылки возникновения теории и практики управления.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

4. Постиндустриальное  общество (60-90-е гг. 20 века): новое  качество жизни: высокий уровень  благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга; новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды; растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль; смещение социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

5. Постэкономическая  эпоха (с начала 21 века): новая  экономика: от расточительности  ресурсов к ресурсосбережению;  разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг; переход к  информационному обществу: прогресс в информацион-ных и телекоммуникационных технологиях; глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети; изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления; ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.

Существует  несколько научных подходов в  менеджменте:

подход  с позиций выделения научных  школ;

процессный  подход;

системный подход;

ситуационный подход.

2. Научные  школы 

1. Школа  научного управления (1885-1920). К этой  школе принадлежали Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберт, Г. Эмерсон,  Г Форд, Г Ганнт. Ее основоположником  стал Ф. Тейлор, книгу которого  «Принципы научного управления»  считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования.

В целом  же заслуга Тейлора и др. заключается  в утверждении следующих принципов  научного управления:

использование научного анализа для определения  оптимальных способов выполнения задачи;

отбор работников, наиболее подходящих для  выполнения определенных задач и  их обучение;

обеспечение работников ресурсами, требуемыми для  эффективного выполнения задач;

систематическое и правильное использование материального  стимулирования для повышения производительности;

выделение планирования в отдельный процесс;

утверждение менеджмента в качестве самостоятельной  формы деятельности, науки.

2. Административная (классическая) школа менеджмента  (1920-1950). Представители: А. Файоль, Л Урвик, Д.Муни.

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления. А. Файоль сформулировал 14 принципов  управления: разделение труда; власть и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство руководства; подчинение частных  интересов общим; вознаграждение; концентрация или рассредоточение власти; скалярная цепь; порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух; выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные; разделил опера-ции на функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль, координацию.

3. Школа  человеческих отношений и поведенческих  наук (1930-1980).Представители: Г. Мюнстерберг,  М. Фоллет, Р. Лайкерт, Э. Мэйо, А.Маслоу.

Перенос центра тяжести в управлении с  распределением функций и выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой  школы человеческих отношений. Исследователи  этой школы использовали достижения психологии и социологии в управлении.

Искусство общения с людьми, делает вывод  Мэйо, должно стать главным критерием  отбора администраторов, начиная с  мастера. Обращение к человеческому  фактору – это революционный  переворот в науке управления. Под «человеческим фактором»  в психологии понимают внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т. д.

С конца 50-х гг. школа человеческих отношений  трансформироваться в школу «поведенческих наук». Наиболее крупные представители  этого направления:Р. Лайкерт; Д. Мак Грегор; А. Маслоу. Представители этого направления занимали уже не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности работы отдельного работника и организации в целом. Главной целью «поведенческой» школы было оказание помощи работнику в осознании своих личных возможностей и раскрытии творческого потенциала.

4. Школа  количественных методов (1950 г.  – по настоящее время) возникла  в результате бурного развития  точных наук, создавших благоприятную  среду для использования в  науке управления последних достижений в области компьютеризации, математики, физике и др. Суть количественного научного похода заключается в следующем. Для решения задачи управления каким-либо объектом разрабатывается мо-дель процесса управления. Модель представляет собой схематичное отображение будущей реальной ситуации.

3. Процессный  подход 

 Основу  данного подхода заложил А.  Файоль, которого называют «отцом  менеджмента». Развивая взгляды  А. Файоля, авторы процессного  научного подхода рассматривают  управление как сумму всех функций управления ( организация, мотивация, планировании,. координация, контроль), т. е. взаимосвязанные и взаимообусловленные действия. Управление рассматривается ими как непрерывный процесс. 3. Системный подход представляет собой многоплановое явление, которое

4. Системный  подход 

Системный подход представляет собой многоплановое  явление, которое связано с внешней  и внутренней средой организации. Поэтому  все учения об управлении характеризуются  следующим: 1) на деятельность предприятия  воздействует множество факторов внешней и внутренней среды, которые имеют как прямое, так и косвенное воздействие; 2) большинство учений содержит системный эффект.

П. Друккер  является основоположником системного подхода к управлению. Он выдвинул много идей в сфере менеджмента, но основной является теория управления по целям, т.е. управление должно начинаться с определения целей, а затем формировать функции деятельности. Главная задача менеджмента - организовать производительность людей. Друккер считал, что менеджер должен быть высококвалифицированным и играть основную роль в организации, а его деятельность должна быть направлена на достижение экономических целей организации. Менеджер также должен заботиться о клиентах. При этом отношения между персоналом должны строиться на взаимном уважении.

5. Ситуационный  подход 

Ситуационный  подход заключается в том, что  применение одинаковых управленческих мер в разных ситуациях приводит к различным результатам, поэтому  менеджеры должны сначала оценить  ситуацию, а потом уже принимать решения. Для эффективного управления в организации, в соответствии с ситуационными теориями, менеджеры обязательно должны выполнить следующее: 1) проанализировать ситуацию; 2) выбрать соответствующий подход к управлению; 3) выбрать гибкое управление; 4) с помощью управления подстроиться к ситуации. Управление - это искусство менеджеров подойти к ситуации. Ситуационные теории отрицают универсальные подходы к управлению.

Одной из характерных для ситуационного  подхода теорий является теория «7-S» - все основные составляющие организации начинаются на «S» (Т. Питерc, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос). Смысл теории заключается в том, что любая эффективно действующая организация основана на семи составляющих: стратегия (планы); структура организации; система (внутриорганизационные процессы); штат (персонал); стиль руководства; квалификация персонала; ценности. Причем изменение одной составляющей ведет к изменению остальных. Таким образом, если менеджеры гармонично сочетают все семь составляющих, то эффективная деятельность предприятия гарантирована.

 

Историко-сравнительный  анализ содержания понятий  «управление», «государственное управление», «административное  управление», «менеджмент».

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

 Управление  представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:

 планирования, организации, мотивации сотрудников  и контроля.

Ме́неджмент (англ. management) — означает разработку (моделирование), создание и максимально  эффективное использование (управление) социально-экономических систем.

Основная  цель менеджмента — достижение высокой  эффективности производства, лучшего  использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании[1]. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникации, процессы разработки и принятия решений.

Понятие «менеджмент» также обозначает руководство  и руководителей различного уровня на предприятии.

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

правовой  подход; политический подход; управленческий подход.

Согласно  правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового  государства и Конституции.

Согласно  политическому подходу, основной задачей  государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам  граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно  менеджеристскому подходу, основными  ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность  и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управления».

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

следования  принципу верховенства права (правовой подход);

следования  воле народа (политический подход);

следования  цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

Оценка  того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

Административные  методы управления - способы и формы управления, в основе которых лежит голое администрирование, распорядительство, опирающееся на приказы, распоряжения, спускаемые сверху установки.

Информация о работе Исторические предпосылки возникновения теории и практики управления