Исследование структуры системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе сделана попытка анализа различных систем управление организациями, рассмотрен алгоритм её построения. На основе теоретических знаний проведён анализ структуры управления ООО «Алена», сделаны предложения по улучшения структуры управления.

Содержание

Введение
3
1. Анализ предприятия как объекта управление 4
1.1. Система управление: понятие, факторы влияющие на управление 4
1.2. Иерархические типы структур управления 6
1.3. Органические типы структур управления 11
2. Структура управление ООО «Алена» 15
2.1 История предприятия 15
2.2 Структура управления предприятием 15
2.2 Уточнение целей системы управление и выбор критериев эффективности 19
2.3 Исследование и проектирование функций управления 20
2.4 Исследование и проектирование структуры управления. 23
2.5 Исследование человеческого фактора 24
Заключение 26
Литература

Работа содержит 1 файл

исследование система управления.doc

— 650.00 Кб (Скачать)

Частное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования 
 
 
 

                                                                                                           Проверил

Профессор__________  

Оценка________________ 
 
 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

ПО ПРЕДМЕТУ «Исследование систем управления»

на тему-Исследование структуры системы управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                                                  Студентка 3 курса              
 
 
 

Зарегистрировано в учебной части

_____________________________        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание  

Введение

3
1. Анализ  предприятия как объекта управление  4
1.1. Система  управление: понятие, факторы влияющие  на управление 4
1.2. Иерархические типы структур управления 6
1.3. Органические  типы структур управления 11
2. Структура  управление ООО «Алена» 15
2.1 История  предприятия 15
2.2 Структура  управления предприятием 15
2.2 Уточнение целей системы управление и выбор критериев эффективности 19
2.3 Исследование и проектирование функций управления 20
2.4 Исследование и проектирование структуры управления. 23
2.5 Исследование  человеческого фактора 24
Заключение 26
Литература 27
 
 

 

Введение  

       Трудно  переоценить роль организаций в  жизни общества, поскольку вся жизнь человека протекает в рамках различных организаций. Семья, школа, коллектив, в котором проходит работа или учёба, - это различные типы организаций. В настоящей работе основное внимание уделено деловым организациям, занимающимся хозяйственной и коммерческой деятельностью, предприятиям, фирмам, компаниями.

       Отличительной чертой работы этих организаций  в  настоящее время  состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. И чтобы выжить и сохранить способность к развитию предприятия должны постоянно адаптироваться к окружающей их среде. Это обстоятельство накладывает определённые требования к система управления организацией. Она должна отвечать современным рыночным условиям: быть достаточно гибкой, быть адекватной сложной технологии производства, учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров (услуг), учитывать требования к уровню качества обслуживания, принимать во внимание неопределённости внешней среды и некоторые другие требования.

       Развитие  и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

       Система управления организацией является сложной  системой, созданной для сбора, анализа  и переработки информации с целью  получения максимального конечного результата при определённых ограничениях.

       В настоящей работе сделана попытка  анализа различных систем управление организациями, рассмотрен алгоритм её построения. На основе теоретических знаний проведён анализ структуры управления ООО «Алена», сделаны предложения по улучшения структуры управления.  
 

 

1. Анализ предприятия  как объекта управления 

    1. Система управление: понятие, факторы, влияющие на управление
 

      Экономическая  стабильность организации, её выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.

      Сегодня достаточно ясно обозначились факторы, определяющие необходимость постоянных внутренних изменений для адаптации организации к внешней среде. Это:

    • рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
    • рынок поставщика или потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
    • финансовый рынок;
    • рынок труда;
    • окружающая природная среда.

      Без учета этих факторов невозможно планировать  стратегию развития. Поэтому успех  любого предприятия или организации  и возможность их выживания зависят  от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.

      Прежде  чем перейти к анализу предприятия  ООО «Алена», как некой управляемой  системе, имеющей внутреннюю структуру, существующую в независимой от собственников  внешней среде, дадим некоторые основные понятия.

      Организация  – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:

  1. финансовые ресурсы;
  2. материальные ресурсы (оборудование и т.п.);
  3. людские ресурсы;
  4. информационные ресурсы;
  5. временные ресурсы.

      Любая организация, вне зависимости от её назначения, может быть описана  с помощью ряда параметров, среди  которых главными являются: цели организации, её организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процессов функционирования, система социальных и экономических отношений, организационная культура. Каждая организация имеет свою систему управления, которая также является предметом исследования.

      Управление  – это процесс распределения и движения указанных выше видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

      Система управления – это совокупность действий, определяющих направление управленческой деятельности. Структурно процесс управление представлен на рис. 1.1 

 
 

      Система управления должна отвечать современным  рыночным условиям (8):

  • обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро изменять ассортимент изделий (услуг);
  • быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершено новых видов контроля, организации и разделения труда;
  • учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров и услуг, в корне изменившую требования к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
  • учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия решений.
  • учитывать изменение структуры издержек производства;
  • принимать во внимание необходимость учёта неопределённости внешней среды.

       Процесс управления предусматривает согласованные  действия, которые обеспечивают осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управление. Поэтому в любой организации выделяется управляемая и управляемые части. Схема взаимодействия между ними показана на рис. 1.2 (3,с.5).

         

       Часть деловой организации, реализующая функции управления, состоит из многих взаимодействующих звеньев и представляет собой управляющую систему, обеспечивающую в рамках организации выполнение ряда специфических функций. На сегодня одним из основных принципов построения любых систем является иерархия. В современной теории организации понятие «иерархия» применяется, в основном,  для отражения вертикального подчинения между различными уровнями управление организацией: иерархией властных полномочий, иерархией функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.

       Современный тип иерархической структуры  управления имеет много разновидностей. Их можно условно разделить на два вида: бюрократической и органические типы структур управления. Приведем краткую характеристику основных организационных структур (1,c.4).

1.2. Иерархические типы структур управления

       Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):

  • принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
  • принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
  • вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
  • принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

       Организационная структура управление, построенная  в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры.

       Распространенным  типами такой структуры является:  линейно - функциональная (линейная структура), линейно-штабная организационная структура управления, дивизионная

    Линейная  организационная структура

       Основы  линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. рис. 1.3.). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

       Достоинства линейной структуры:

  • четкая система взаимных связей функций и подразделений;
  • четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
  • ясно выраженная ответственность; быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих

       Недостатки  линейной структуры:

  • ;

    • Рис. 1.3. Линейная структура управление

      -отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими

    • тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
    • малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
    • критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;
    • тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
    • большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
    • перегрузка управленцев верхнего уровня;
    • повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

    Информация о работе Исследование структуры системы управления