Исследование и проектирование систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение исследования систем управления предприятия и проектирование функции управления, и выработка рекомендаций по его совершенствованию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………5
1.1 Понятие функции управления…………………………………………5
1.2 Понятие структуры организации…………………………….………12
1.3 Классификация структур управления………………………….……14
2. ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ « ТРОЙКА »……………….18
2.1 Первый этап исследования………………………………………,…18
2.2 Второй этап исследования………………………………………...…22
2.3 Третий этап исследования……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………......26
Список литературы………………………………………………...……..28

Работа содержит 1 файл

ИСУ.doc

— 201.50 Кб (Скачать)


                              СОДЕРЖАНИЕ           

Введение……………………………………………………………………3

1.ИССЛЕДОВАНИЕ  И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ    УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………5

1.1 Понятие функции управления…………………………………………5

1.2 Понятие  структуры организации…………………………….………12

1.3 Классификация структур управления………………………….……14

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ  ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ « ТРОЙКА  »……………….18

2.1 Первый  этап исследования………………………………………,…18

2.2 Второй этап  исследования………………………………………...…22

2.3 Третий этап исследования……………………………………………25

Заключение……………………………………………………………......26

Список литературы………………………………………………...……..28

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ВВЕДЕНИЕ

Экономическая стабильность организации, её выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменением. Именно поэтому необходимо проводить исследования систем управления.

В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития. Важность исследования систем управления продиктована настоятельной необходимостью построения таких организаций (предприятий, производственных объединений, корпораций, отдельных фирм), которые обеспечат выпуск высококачественной продукции (или услуги) в нужном объеме и ассортименте. Создать такую организацию без проведения исследований невозможно. Особую роль здесь играют исследования систем управления.

Исследование систем управления -- это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций.

В данной работе будет проводиться  исследование и проектирование функции  управления.

Предметом исследования является деятельность туристической фирмы «Тройка».

Целью данной работы является проведение исследования систем управления предприятия и проектирование функции управления, и выработка рекомендаций по его совершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

                          1.1 Понятие функции управления

Исследование и проектирование функций управления является наиболее трудоемкой задачей, особенно в условиях переходного периода, так как  любое их изменение приводит к  изменению структуры управления.

Нечеткое распределение функций  неизбежно деформирует структуру и снижает качество и эффективность управления, именно поэтому функциональное содержание управления имеет первостепенное значение. Кроме того, с развитием новых форм экономического сотрудничества и расширением взаимосвязей управление дифференцируется, а функции управления развиваются, в частности, появляются функции технического, коммерческого управления и другие.

Следовательно, повышение эффективности  управленческой деятельности в значительной степени зависит от правильного  понимания функций управления. Исследовать функции управления в конкретном подразделении — значит определить, кто и что делает, как связаны между собой сотрудники в процессе управления, как связаны управленческие решения, почему именно эти, а не другие решения готовятся в этом конкретном подразделении. Знать это необходимо для того, чтобы обеспечить эффективное управление функциональных обязанностей аппарата управления в целом.

Сущность работы по управлению организацией (предприятием или компанией) заключается в том, чтобы исследовать каждую отдельно взятую функцию в каждом отдельно взятом подразделении. Взаимосвязь этих функций определяет функциональное содержание управления. О человеке, работающем в аппарате управления, мы знаем немного. Отсюда — необходимость комплексного изучения управленческой деятельности, его функционального содержания.

Именно эта важная задача - исследование каждой отдельной функции и их взаимосвязей — позволяет вскрыть  существо работы по управлению в отдельных  подразделениях и организации в целом.

Выделение функций управления вызвано  еще и многообразием управленческой деятельности, т.е. процессами принятия решений. Поскольку каждая отдельная  функция характеризует специфическую  управленческую деятельность, то совокупность таких функций позволяет формировать конкретную систему управления: представить процесс управления вне функций управления невозможно. Именно поэтому к их определению предъявляются повышенные требования и определить однозначно, что понимается под функцией управления, весьма сложно.

На современном этапе у ученых нет единого мнения о трактовке  и содержании функций управления. Это значительно затрудняет процесс  проектирования систем управления на строго методологической основе. В  самом деле, чтобы сформулировать управленческие решения, посредством которых мы управляем конкретной организацией и которые реализуют выбранные цели функционирования, неизбежно следует пройти по цепочке: цель — функции — решения. В этом случае набор решений непосредственно будет определяться набором (совокупностью) функций управления. Следовательно, состав решений, реализующих одну и ту же цель, может быть различным, что вряд ли объяснимо с точки зрения логики и здравого смысла. Отсюда повышение требований, которые предъявляются к трактовке функций управления.

Дадим определение. Функция управления — это однородный вид деятельности, объективно необходимой для реализации целей функционирования и выделенной по определенному признаку.

Такими  признаками могут быть специфика  и масштаб производства, формы  организации производственных процессов, взаимосвязь структурных подразделений, их количество на уровнях управления и др.

В связи  с этим выделяются общие и специфические  функции управления.

К общим функциям управления относятся: планирование, организация, регулирование, контроль, учет, т.е. те функции, которые характеризуют процесс управления. (рис 1.)

•    планирование — составление перечней будущих работ с указанием сроков их исполнения в соответствии с целями организации;

•    организация — обеспечение условий для качественного выполнения запланированных работ;

•    контроль — слежение за сроками и качеством выполнения запланированных работ;

•    регулирование — оказание корректирующих воздействий на процесс функционирования организации с целью устранения расхождений между реальными процессами и их плановыми показателями;

•    учет — фиксация показателей состояния процессов и ведение сопроводительной документации;

•    мотивация — разработка мероприятий, стимулирующих деятельность работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Рисунок 1.

 

К специфическим функциям управления относят управление:

- основными производственными процессами;

- вспомогательными и обслуживающими  процессами;

- оперативное (производством);

- технической подготовкой производства;

- сбытом продукции и др.

Проектирование системы управления, организации, в том числе и  любого конкретного предприятия, невозможно без определения состава функций управления. При этом необходимо исследовать множество факторов:

- характеристики организации как системы — входа, самого процесса, выхода;

- стадии жизненного цикла продукта;

- цикл принятия решений;

- содержание процесса управления.

Рассмотрим, как учитываются эти  факторы при исследовании и проектировании функций управления.

Фактор «Характеристики организации как системы» позволяет выделить функции по управлению ресурсами, основными фондами (здания и сооружения), действующими производственными процессами и продуктом. К ним отнесены функции управления материально-техническими, трудовыми, энергетическими, информационными и другими ресурсами, а также управление производственными процессами — управление результатами деятельности предприятия (промышленной продукции и услугами).

Фактор «Стадии жизненного цикла продукта» предполагает исследование полного набора функций управления на всех стадиях жизненного цикла; заготовительной, обработочной, сборочной, испытательной.

Фактор «Цикл принятия решений» позволяет зафиксировать все стадии подготовки управленческого решения. К ним относятся:

Подготовка решения.

Утверждение решения.

Внедрение решения.

Оценка результатов внедрения  решения.

Подготовка решения — это обоснование, составление и проверка правильности решения, которая осуществляется аппаратом управления и заканчивается визированием вновь подготовленных документов.

Утверждение решения — это фиксация факта принятия решения, его утверждение. Эту деятельность осуществляет руководитель подразделения или организации, ответственный за принятие данного решения.

Внедрение — деятельность, связанная с отдачей соответствующих распоряжений руководителями и исполнителями.

На этой стадии оценивается результат, полученный после реализации принятого ранее управленческого решения; оценивается и само решение (необходимость его утверждения), и результаты внедрения управленческого решения.

Таким образом, порядок формирования состава функций управления следующий:

- выбор исследуемого объекта; 

- формирование набора специфических  функций; 

- выбор конкретной специфической  функции, подлежащей исследованию;

- исследование необходимости применения  общих функций управления в  пределах выбранной специфической функции;

- формирование конкретных функций  в терминах управленческих решений. 

Исследованию подлежит специфическая  функция «Управление основными  производственными процессами». Для  реализации данной функции необходимо применять полный набор общих  функций, а именно по планированию, организации, регулированию, контролю и учету. Рассмотрим схему формирования функций управления (рис.2.).

Анализируя схему формирования состава функций управления, можем  сделать следующие выводы:

1. Для реализации выбранной нами функции «Управление основными производственными процессами» необходимо применять полный набор общих функций управления, а именно: планирование основных производственных процессов, организация основных производственных процессов, регулирование основных производственных процессов, контроль основных производственных процессов, учет показателей деятельности основных производственных процессов. Полный набор общих функций управления также необходим и для реализации остальных четырех специфических функций, указанных в схеме.

Рис.2.

Фрагемент схемы формирования состава  функций управления

2. В рамках каждой из перечисленных  функций управления необходимо сформулировать полный набор управленческих решений, реализующих эти общие функции.

3. Поскольку управленческое решение  всегда конкретно, то наименования  «Подготовка управленческих решений  по планированию основного производства»  или «Оценка управленческих решений по планированию основного производства» (как это указано в схеме) не характеризуют конкретное содержание управленческой деятельности и, следовательно, являются функциями управления, выраженными в терминах управленческих решений.

4. Предметное содержание функций управления должно вестись на уровне конкретных управленческих решений.

5. Состав  управленческих решений должен  быть определен на основе изучения  практической деятельности работников  каждого подразделения и регламентирующих  документов, таких как Положение об организации, должностные инструкции и другие.

Краткие выводы

Любая система  управления - это прежде всего система, имеющая иерархическое строение и определенные цели

Деятельность  любой системы управления направлена на достижение поставленных целей.

При построении организации необходимо различать  глобальную цель и цели функционирования.

Важное  значение при проектировании системы  управления приобретает определение  состава качественных и количественных целей.

Для реализации поставленных целей необходимо осуществлять функции управления.

Формирование  состава функций управления должно вестись на уровне управленческих решений  с учетом специфики работы подразделений.

 

 

                   1.2 Понятие структуры организации

 

Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Информация о работе Исследование и проектирование систем управления